Рамзи Баруд
Фото: EPA
Похоже, что в отсутствие четкой американской стратегии в отношении Сирии неоконсерваторы - единственные, у кого есть четкий план, каким бы вредоносным он ни был
Неоконсерваторы снова взялись за дело, причем с удвоенной силой. Хотя народные восстания в Тунисе, Египте, Йемене и других арабских странах ненадолго отодвинули их на второй план, западная интервенция в Ливии стала сигналом об открывающихся возможностях. Теперь Сирия сулит полномасштабное возвращение неоконсерваторов в ближневосточные баталии.
«Вашингтон должен прекратить сдачу сирийской политики в субподряд туркам, саудовцам и катарцам. Разумеется, они участвуют в борьбе с Асадом, но Соединенные Штаты не могут допустить превращения Сирии в представителя интересов еще одной региональной державы», - писала Даниэль Плетка (Danielle Pletka), вице-президент Американского института предпринимательства по исследованиям внешней и оборонной политики.
Имя Плетки, как и многих ее коллег из неоконсервативных произраильских «мозговых центров», должно быть знакомо арабским репортерам, которые также хорошо осведомлены о масштабе разрушений, принесенных на Ближний Восток мудростью и политикой неоконсерваторов. Однако о таких деятелях с дурной славой редко вспоминают, когда речь идет о конфликте, продолжающемся в Сирии, - словно основные силы, ответственные за геополитический передел региона, вдруг стали незначительными.
Плетка была самым горячим сторонником Ахмада Чалаби, бывшего иракского эмигранта, которого она однажды назвала «доверенным партнером Центрального разведывательного управления (и) ключевым игроком неудачного заговора с целью свержения Саддама Хусейна» в 1990-е. Чалаби возглавлял Иракский национальный конгресс, который его создатели преподносили как якобы инициативу самих иракцев. В конечном итоге, члены конгресса, состоявшего преимущественно из иракских эмигрантов, связанных с ЦРУ и другими западными разведками, сумели склонить чашу весов на свою сторону, и Ирак был разрушен.
Хотя уничтожение арабской страны не является, по мнению неоконов, вопросом морали, хаос и насилие, которые воцарились после войны, начатой США в 2003 году, помешали воинственным «интеллектуалам» продвигать свои идеи, говоря языком прошлого. Нужно было некое переосмысление. Закрывались дискредитированные организации и поспешно учреждались новые. Одной из таких платформ была Внешнеполитическая инициатива, которая была основана неоконсерваторами, хитроумно переформулировавшими старые лозунги.
Мэтт Дасс (Matt Duss) так писал в ThinkProgress.org о первой конференции Внешнеполитической инициативы по Афганистану в марте 2009 года: «Меня поразило то, что было высказано так мало спорных идей. И в этом вся суть - после иракского провала, виновными в котором принято - справедливо - считать неоконов, восхвалять американский военный максимализм просто неуместно. Нужно действовать более ловко. А ловкости этим ребятам не занимать».
Судя по тому, как неоконсерваторы хотят провести эндшпиль в Сирии по своему сценарию, он прав. Их усилия исключительно сконцентрированны и хорошо скоординированны, они эффективно пользуются прямыми связями с израильским лобби, ведущими американскими СМИ и сирийскими лидерами в изгнании. Их именуют «экспертами по внешней политике», хотя все, что они умеют - это уничтожать и переделывать целые страны по своему желанию; и даже в этом они терпят явные поражения.
Элиза Лаботт (Elise Labott) писала на сайте CNN о кампании неоконсерваторов по расширению вовлеченности США в Сирии: «В среду (1 августа) эксперты по внешней политике призвали администрацию Обамы усилить поддержку вооруженной оппозиции». Среди «экспертов» был Эндрю Таблер (Andrew Tabler) из вашингтонского Института ближневосточной политики, еще одного орудия израильского лобби в Вашингтоне. Он был основан в 1985 году в качестве исследовательского крыла влиятельной израильской лоббистской группы под названием Американо-израильский комитет по общественным связям (АИКОС), однако позже, проведя ребрендинг, стал американской организацией, занимающейся продвижением «сбалансированного и реалистического понимания интересов США на Ближнем Востоке».
Обама уступил давлению «экспертов». По данным CNN, он подписал секретный приказ по разведке, разрешающий ЦРУ и другим ведомствам тайно оказывать поддержку сирийским повстанцам.
Но неоконам этого мало. Кровавая баня в Сирии не только расколола сирийское общество; она остановила коллективные кампании в арабских странах, призывавшие к демократии на собственных условиях. В условиях затянувшегося конфликта в Сирии и вмешательства различных региональных игроков неоконы были уже не в силах прятаться за своим новым брендом и начали разрабатывать план постепенного возвращения. Или сейчас, или никогда, решили они.
31 июля АИКОС направил всем членам Конгресса письмо, в котором призвал их поддержать законопроект, предложенный Илеаной Рос-Лехтинен (Ileana Ros-Lehtinen) и Говардом Берманом (Howard Berman). Как сообщает Совет по национальным интересам, в случае принятия законопроект, озаглавленный «О сокращении угрозы со стороны Ирана и правах человека в Сирии (H.R.1905)», «фактически означал бы состояние войны с Ираном». Давний постулат неоконсерваторов о связи между Сирией, Ираном и их союзниками в регионе, теперь эксплуатируется по максимуму.
27 июля 56 ведущих «консервативных экспертов по внешней политике» призвали Обаму к прямому вмешательству в Сирии. «Если Соединенные Штаты не проявят лидерства и не начнут действовать - самостоятельно или совместно с государствами-единомышленниками - скорее всего, погибнут еще тысячи мирных жителей, а начинающаяся в Сирии гражданская война, вероятно, воспламенит нестабильность и в других странах Ближнего Востока».
Время для рассылки этого письма, организованной при участии Внешнеполитической инициативы, было выбрано явно не случайно. Письмо было опубликовано за день до первой встречи контактной группы «Друзей Сирии» в Тунисе, что позволяет предполагать, что оно появилось для того, чтобы способствовать определению плана действий США в Сирии. Среди подписавших его были известные деятели, готовившие иракскую войну: Пол Бремер (Paul Bremer), Элизабет Чейни (Elizabeth Cheney), Эрик Эдельман (Eric Edelman), Уильям Кристол (William Kristol) и, конечно, Даниэль Плетка.
Похоже, что в отсутствие четкой американской стратегии в отношении Сирии неоконсерваторы - единственные, у кого есть четкий план, каким бы вредоносным он ни был. В статье для Washington Post Плетка выступает за интервенцию, мешая в одну кучу страны, народы, религиозные течения и самые разные группы, словно Ближний Восток - это партия в шахматы, разыгрываемая обманывающими себя, но амбициозными игроками. В одном абзаце она упоминает об Иране, движении «Хезболла», Корпусе стражей исламской революции, террористах, стремящихся дестабилизировать Ирак, «марионеточных правительствах в Бейруте» и «палестинских террористических группировках, цель которых - уничтожение Израиля».
Советы именно таких «политических экспертов» почти двадцать лет определяли внешнюю политику США на Ближнем Востоке. Неоконсерваторы вернулись после короткой передышки со своими странными картами, мрачным видением и безотказным рецептом непрекращающегося конфликта.
Рамзи Баруд - член международного синдиката обозревателей печати и редактор PalestineChronicle.com
Рейтинг публикации:
|