Россия пытается получить рычаги влияния на Пакистан
Недавние визиты высокопоставленных российских чиновников в Исламабад, а также предстоящий приезд президента Владимира Путина, который станет первым официальным визитом российского главы в Пакистан с момента обретения страной независимости, подчеркивают усилия России по укреплению стратегических связей с этой южноазиатской страной.
Пытаясь обезопасить свое ближнее зарубежье в преддверии вывода американских войск из Афганистана в 2014 году, Россия также стремится к тому, чтобы в целом углубить свои связи с Южной Азией, а Пакистан является «воротами» для энергетической торговли со всем субконтинентом. Россия может не только помочь гражданскому правительству в Исламабаде укрепить экономические показатели, но и предложить альтернативный источник поставок оружия для вооруженных сил страны. Вопрос диверсификации поставщиков оружия становится все более актуальным для Исламабада в связи с растущими ограничениями со стороны США по отношению к видам предоставляемого оружия и в связи с продолжающейся неспособностью Китая полностью удовлетворить потребности Пакистана.
Для Москвы шаг в сторону более близких связей означает изменение отношения к этой стране. Раньше оно концентрировалось на сдерживании угрозы безопасности со стороны Пакистана. Например, в 2009 году президент Дмитрий Медведев подчеркнул необходимость уничтожения «гнезд терроризма» в Пакистане. Однако в настоящий момент российский истеблишмент, кажется, начал осознавать невозможность защитить стратегически важную границу, простирающуюся от Кавказа до Центральной Азии, без помощи Пакистана. Однако, как обнаружили США, пакистанская приверженность к стабилизации региона Гиндукуш может быть переменчивой. Схожим образом, Пакистан также не оказал решительной поддержки Китаю во время восстания уйгуров в провинции Синьцзян. Несмотря на неустойчивую позицию Исламабада, Китай и США обладают стратегическим влиянием на Пакистан. Теперь получить это влияние стремится и Россия.
В этом вопросе полезной для России станет острая необходимость в энергетических поставках (ключевой сфере российского экспорта) в Пакистан. Действительно, нет ничего удивительного в том, что Москва стремится стать важным партнером в этом аспекте для Исламабада. Россия поддерживает проект строительства газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) и, по всей видимости, согласилась на крупные инвестиции в строительство ирано-пакистанского газопровода. Оба проекта должны обеспечить поставки столь необходимого для транспортного сектора Пакистана природного газа. Во время визита Путина может быть официально объявлено об участии России в проекте угольного месторождения Тар. Также идет обсуждение возможного включения Пакистана в центральноазиатскую электросеть. Переговоры начались после участия в августе 2010 года президента Пакистана Асифа Али Зардари (Asif Ali Zardari) в саммите России, Пакистана, Афганистана и Таджикистана.
Помимо предоставления Пакистану стимула для сотрудничества в области борьбы с терроризмом, попытка включить страну в сеть регионального экономического сотрудничества соответствует желанию Москвы иметь важную, если не контролирующую роль почти во всех транснациональных энергетических проектах в Евразии. Несмотря на то, что до настоящего момента России удавалось решить все серьезные проблемы, связанные с ее трубопроводами в Европе, и увеличить поставки в Китай, Москва пока не смогла продвинуться в сторону Индии, в- основном, в связи с тем, что у стран нет общей границы. Включение Пакистана станет важнейшим для процесса продвижения на индийский рынок.
Улучшение экономических связей с Пакистаном также направлено на то, чтобы возобновить инвестиции в пакистанские сталелитейные заводы. Это напоминает середину 1970-ых годов, когда главным видимым символом усилий пакистанского премьер-министра Зульфикара Аль Бхутто (Zulfiqar Ali Bhutto) по сближению с СССР стала помощь Союза в налаживании сталелитейного производства. Однако, несмотря на то, что экономические отношения укреплялись в течение нескольких лет, оборонные связи так никогда и не установились. Москва теперь стремится это изменить, одновременно пытаясь усилить свое влияние, удовлетворяя пакистанские потребности в сфере безопасности.
Честно говоря, Москва движется в этом направлении уже некоторое время. В 2007-м году занимавший пост премьер-министра Михаил Фрадков посетил Пакистан с тем, чтобы завершить процесс продажи двигателей РД-93 для истребителя JF-17 совместного китайско-пакистанского производства, который должен стать главной опорой пакистанских ВВС к 2020-му году. За последние десять лет Москва также позволила Узбекистану продать четыре заправочных самолета Ил-78 Пакистану, и, возможно, предоставит ему запчасти для украинских танков Т-80УД.
Для Пакистана появление России в качестве поставщика вооружения – явно положительное явление, так как Россия может быть выгодным источником оружия и платформ, которые США поставлять не планируют, а китайцы пока еще просто не могут предоставить. Помимо этого российский экспорт поможет Пакистану и дальше добиваться цели диверсификации источников поставок оружия.
Для Индии российское сотрудничество с Пакистаном – палка о двух концах . С одной стороны, Россия может ввести Пакистан в региональную торговую сеть, которая позволит Пакистану наладить более близкие экономические отношения с Индией и будет гарантом функционирования транснациональных маршрутов поставки энергоносителей в Индию. С другой стороны, желание Москвы поставлять Пакистану оружие будет означать, что Индии придется иметь дело с еще одним крупным партнером, который предоставляет оружие Исламабаду, одновременно пытаясь продавать Нью-Дели более современные системы и создавать партнерства по совместным разработкам и производству.
Именно так, в конце концов, действовали Франция, Германия, США, а теперь настала очередь России. Действительно, Москва может верить в то, что в эпоху балансирования интересов она способна регулировать стратегические отношения с Пакистаном так, чтобы не выводить из себя главного оборонного партнера России – Индию.
Однако Индия будет пристально наблюдать за тем, предоставляет ли сотрудничество России с Пакистаном Исламабаду стратегическое пространство для маневров теперь, когда американская позиция по динамике безопасности между Афганистаном и Пакистаном сильно сместилась в сторону поддержки Индии. Действительно, в то время как региональное экономическое сотрудничество может усилить пакистанскую экономику, если Пакистан не будет содействовать Индии в данном вопросе, это может означать ужесточение позиции Исламабада в отношении его восточного соседа. Индия определенно надеется, что ей не придется благодарить за это Москву.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+