Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Привычка быть первыми

Привычка быть первыми


9-08-2012, 17:43 | Политика / Статьи о политике | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 962)

Привычка быть первыми  автор: Антон Гукало, инженер-конструктор, Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королёва, г. Королёв

Современный космос


И в настоящем и в будущем из всех перспективных направлений развития общества самым наукоёмким и традиционно богатым на изобретения будет оставаться освоение космического пространства. Сильным толчком к развитию ракетно­космической техники в 90­х годах XX века послужило бурное развитие информационных систем. Результат – качественно новый уровень спутниковой связи, системы навигации, картографирования местности, поиска полезных ископаемых, метеорологических наблюдений. Только мировой рынок связи сегодня составляет 82 миллиарда долларов в год, а по предварительным оценкам в 2020 году достигнет 257 миллиардов [1].

 

Космические компании и корпорации выполняют как мирные научные заказы, так и военные, демонстрируя нам большой спектр вариантов будущего: от всеобщего процветания и повышения качества жизни до поголовной чипизации населения планеты и масштабной милитаризации околоземного пространства. Уже сегодня с поддержкой государств начинает развиваться коммерческий спектр космических услуг. Причём, здесь скоро может найтись место не только крупным акулам, но и представителям среднего бизнеса. Предсказание Циолковского о том, что "человек однажды покинет свою земную колыбель", на наших глазах начинает воплощаться в жизнь. Как же должна выглядеть космическая программа России в среднесрочной и долгосрочной перспективах? Каким путём идти?

 

К чему стремиться?

 

Общий обзор


Прежде, чем ставить перед космической отраслью задачи, нужно чётко представлять конечную цель. Однако, история нашей космонавтики – это одна большая мечта энтузиастов – Циолковского, Цандера, Королёва, Глушко и многих других мечтателей, которые всю свою жизнь прокладывали для нас путь к звёздам реальными делами. Их мечты – это межзвёздные и межгалактические перелёты, колонизация неведомых планет, новые горизонты человеческой мысли, преодоление земного тяготения навсегда. И эта мечта сегодня позволила дать человечеству большое количество общедоступных реальных благ от петельной ткани и новых материалов до беспроводного интернета и современных спутниковых систем навигации. Неплохой побочный продукт! Но жить лишь мечтой нельзя. Точнее, не получится.

Сегодня государства вынуждены ревностно следить за достижениями стран­конкурентов, чтобы не отставать в развитии – только поэтому поддерживается современный уровень прогресса и общедоступность высокотехнологичных продуктов очень широкого спектра. Современный мир достиг значительных результатов в освоении низкой орбиты Земли. Последние наши достижения – это орбитальная спутниковая группировка слежения ГЛОНАСС, а так же элементы Международной космической станции (МКС). Однако, доля России в мировом обороте космических услуг составляет менее 1%. Ясно, что этот результат малоудовлетворителен, и, несмотря на нынешние трудности российского космоса, необходимо пытаться заглянуть в будущее, ворваться в завтра опережающим инновационным рывком, что позволило бы России оставаться самой большой на планете страной с собственной независимой политической линией. Вчера мы были в космосе первыми, сегодняшний уровень нашего присутствия можно считать удовлетворительным, но уже завтра придётся доказывать свою космическую состоятельность.

 

К чему же мы пришли и что нас ждёт впереди?


На открытии Королёвских чтений в МГТУ им. Баумана 26 января президент Ракетно­космической корпорации "Энергия" им. Королёва (РКК "Энергия"), генеральный конструктор Виталий Лопота заявил, что формирование российского сегмента МКС будет окончено в 2015­2017 году. Ещё в начале 2010 года окончание эксплуатации станции было штатно запланировано в 2015 году, в этом же году планировалось МКС затопить. В итоге естественным образом остро встал вопрос о продлении срока эксплуатации минимум до 2020 года.

Инициатором обсуждения этого вопроса выступила российская сторона, и даже слышались голоса, что в случае отказа иностранных партнёров от продления сроков эксплуатации своих сегментов Россия продолжит работы на борту русского сегмента МКС как минимум до 2020 года. Много скепсиса высказано по этому поводу самыми разными специалистами. Насколько такие планы реальны, может показать только практика.

В феврале 2010 года в эфире радиостанции "Голос России" действующий в то время глава Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолий Перминов объявил о достигнутых соглашениях с американским космическим агентством NASA о продлении сроков эксплуатации МКС до 2020 года, указывая на то, что в данном вопросе остались лишь формальности. Суммарные затраты на проект МКС уже составляли более 120 миллиардов долларов по состоянию на конец 2009 года, поэтому опасения неэффективного использования вложений, пожалуй, были обоснованы и продление сроков эксплуатации видится логичным.

В России идёт постоянное наращивание группировки ГЛОНАСС. По данным Информационно­аналитического центра ГЛОНАСС [2] на 25 января 2012 года всего в составе группировки 31 спутник, из них 23 аппарата используются по целевому назначению. В ГКНПЦ им. Хруничева разрабатывается новый ракетоноситель семейства "Ангара". Ракета "Ангара А5" использует топливную пару керосин­кислород (как и все блоки этого семейства ракет) и будет способна вывести на низкую орбиту до 24,5 тонн полезного груза, что примерно соответствует возможностям используемого сегодня носителя "Протон" (до 22 тонн), который работает на стабильных токсичных компонентах топлива (несимметричный диметилгидразин­азотный тетраоксид) и является единственным отечественным носителем тяжёлого класса. В данный момент "Ангара" вышла на этап испытаний, а начало лётно-конструкторских испытаний носителя запланировано на 2013 год на космодроме Плесецк.

 

Ближние цели


Предполагается и разработка нового пилотируемого космического корабля на замену старым добрым "Союзам". Обоснованием необходимости разработки нового корабля было: увеличенние численности экипажа МКС до 6 человек и численность экипажа предполагаемых лунных и межпланетных экспедиций 4­6 человек. Поставлена задача обеспечить полезную нагрузку до 500 килограмм в пилотируемом варианте. Кроме того, общий концепт существующего пилотируемого корабля опирался на технологическую базу 50­60­х годов прошлого века, что сегодня является очевидным недостатком. "Союз" – одноразовый, и считается, что это отражается на стоимости выведения груза. При условии, что новый корабль будет разрабатываться на основе новых современных материалов, технологий и на базе современных цифровых систем, заложенная возможность десятикратного использования может значительно уменьшить стоимость выведения полезного груза, что особенно важно сегодня, когда чуть ли не каждое национальное космическое агентство желает иметь свой собственный корабль. Разработчиком перспективного корабля является РКК "Энергия" им. С.П. Королёва.

В рамках поставленной задачи это будет универсальный шестиместный корабль для полётов к МКС, а также для использования в предполагаемых пилотируемых лунных и марсианских проектах. Первый беспилотный пуск запланирован на 2015 год с космодрома Восточный. А первый пилотируемый пуск нового корабля – на 2018 год. Космодром Восточный будет построен в Амурской области вблизи посёлка Углегорск. Начало строительства 2010 год, первый пуск – 2015 год. Как утверждает Роскосмос, новый космодром строится с целью расширить возможности России, а не заменить ныне действующий космодром Байконур [3].

Целями создания Восточного являются [4]: – обеспечение независимости космической деятельности по всему спектру решаемых задач; – повышение устойчивости функционирования и живучести отечественной наземной космической инфраструктуры; – создание благоприятных условий для расширения международного сотрудничества в Азиатско­Тихоокеанском регионе в сфере космической деятельности; – поддержка социально­экономического развития Дальне­восточ­ного региона страны, формирование условий для развертывания в регионе высокотехнологичной промышленности и укрепления потенциала научных организаций.

 

Дальние цели


Если с ближайшими планами российского космоса имеется определённость, то в среднесрочной и долгосрочной перспективах определить цели оказывается значительно сложнее. В некотором смысле перспективные ракета и корабль по замыслу Роскосмоса являются мостиком в будущее, однако, что же будет определять вектор нашего развития, куда мы полетим на новой ракете? Напомню, что С.П.Королёв убедил Н.С. Хрущёва произвести пуск первого спутника Земли, что называется, "между прочим". В момент напряжённого развития боевых стратегических систем, результатом чего стала первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р­7, Сергеем Павловичем исподволь велась работа, которая была смыслом его жизни. С помощью той самой великолепной "семёрки" (Р-7) был запущен и первый спутник, и Юрий Гагарин.

После первых космических побед был провал Лунной программы (обсуждение этого периода заслуживает отдельной статьи), символом которой стала великолепная царь­ракета Н1 с лунной транспортной системой Л3. Последний, четвёртый, пуск комплекса Н1-Л3 состоялся 23 ноября 1972 года. В этом же историческом периоде постепенно в качестве основного возобладал курс на развитие орбитальных станций. Первой в мире орбитальной станцией стала станция "Салют", работа над которой началась в конце 1969 года. Пуск её состоялся 19 апреля 1971 года на РН УР­500К "Протон". Название "Салют" сохранилось для всей последующей серии орбитальных станций.

Появление на орбите первой в мире орбитальной станции открыло новую эпоху в исследовании человеком космического пространства. Первая экспедиция на станцию на корабле "Союз­10" стартовала с космодрома Байконур 23 апреля 1971 года. Венцом нашей пилотируемой космонавтики стала станция "Мир". Основной смысл этой программы состоял в изучении долговременного пребывания человека в космосе; также велись научные эксперименты и отработка всех систем жизнеобеспечения и управления. Параллельно в СССР велось большое количество разработок, в том числе той системы, которую сегодня мы называем ГЛОНАСС.

В конце 80­х годов был реализован потрясающий проект "Энергия­Буран", цели которого не были достигнуты по политико­экономическим причинам. Единственный, и удачный, полёт нашего космического самолёта в полностью автоматическом режиме оставил только воспоминания и никому не нужную красавицу сверхтяжёлого класса, ракету "Энергия" разработки РКК "Энергия", способную вывести 100 тонн полезного груза на орбиту Земли. Наша многоразовая космическая система была универсальной и имела возможности для дальнейшего увеличения полезной нагрузки. Несмотря на внешнее сходство проектов "Space Shuttle" и "Энергия­Буран", они различаются принципиально. Средством выведения в отечественной системе является ракета "Энергия", к которой крепился "Буран", в то время как в американском проекте маршевые жидкостные двигатели системы были установлены на самом челноке, а компоненты топлива находились во внешнем баке (который на первый взгляд можно спутать с ракетой-носителем). Таким образом, в советском варианте ракета могла выводить на орбиту любой груз, отличный от "Бурана", и в случае возникновения необходимости дорабатываться до носителя с увеличенной вдвое, а то и более, грузоподъёмностью. Первый пуск ракеты "Энергия" был успешно произведён с макетом ударной космической системы "Полюс" (Скиф­ДМ) весом 77 тонн.

Американская многоразовая космическая система на такое была неспособна. Последний полёт американского челнока состоялся 8 июля 2011 года. Объявлено, что программа закрыта по причине низкой экономической эффективности, а на смену шаттлам должны прийти частные лёгкие космические корабли. Однако работа продолжалась.

В 90­х годах среди огромного количества футуристичных (но реалистичных) разработок продолжались начатые ещё в советское время проекты по космическим аппаратам, использующим для своего движения "солнечный ветер". Ведутся и по сей день проекты ядерных, электроракетных двигателей, перспективных спутников связи с новыми методами передачи информации, космических солнечных электростанций и трансляции энергии на Землю и многого другого.

 

Куда идти?


Итак, нужно определить основное направление, в котором мы будем двигаться в ближайшие 50 лет. Отрешившись от вопроса, кто и каким образом должен определять вектор развития, мысленным взором окинем раскинувшиеся перед нами просторы будущего. Логичным кажется продолжение экспансии человечества в космос, всё дальше от своей родной планеты. Именно поэтому при обсуждении перспективных программ всё чаще упоминаются Луна и Марс, реже Юпитер. На них сконцентрировано внимание людей, ответственных за принятие решений о будущем освоения космоса.

США в программе "Созвездие" (Constellation) объявили в 2004 году о своём намерении вернуться на Луну. Китай и Индия также объявили национальные лунную и марсианскую программы и планомерно ведут работы в этом направлении. Для любого государства и космического агентства самое сложное, на мой взгляд, обосновать цели таких программ. Что мы будем делать на далёкой планете, радостно топтать грунт? Или мы будем добывать на Луне гелий­3 для пока ещё не полученной управляемой термоядерной реакции? Программа будет долгосрочной или полёт планируется единичным? Должно ли быть освоение новых космических пространств пилотируемым? Национальная или международная программа? В качестве возможных целей полётов к телам солнечной системы можно считать следующие [5], [6]:

 

1. Обеспечение выживания человечества и сохранение земной цивилизации в случае глобальной катастрофы;
2. Обеспечение престижа нации (приоритет и исключительность достижения, исследования и освоения человеком небесных тел);
3. Достижение стратегических преимуществ перед другими государствами;
4. Выполнение научных исследований в области планетологии;
5. Добыча редких или отсутствующих на Земле полезных ископаемых;
6. Развёртывание и обслуживание вредных для Земли производств;
7. Развёртывание на Луне и/или на планетах промежуточных баз для дальнейшего проникновения в дальний космос;
8. Использование вновь создаваемых технологий в других космических программах и на Земле в различных областях хозяйственной деятельности;

9. Общечеловеческие: реализация стремления человека к познанию и изучению собственного "дома".


Сегодня в научных кругах не выработана единая точка зрения на то, насколько каждая из перечисленных целей программ убедительна. Споры ведутся вокруг вопроса о необходимости пилотируемых программ в дальнейшем освоении космоса. Сторонники пилотируемых вариантов экспедиций говорят о большей пластичности человеческих возможностей по сравнению с автоматами, а также об общечеловеческой ценности высадки человека на тела солнечной системы. В то же время, например, академик Б.Е. Черток (умер 14 декабря 2011) о марсианской экспедиции говорил, что

  • "нет необходимости рисковать жизнями экипажа, если на все интересующие землян вопросы могут ответить роботы, управляемые учёными с Земли… в отличие от орбитальных станций Земля оказать помощь "марсианам" не сможет. Амбициозность не оправдывает огромные затраты".

Естественно, затраты сегодня определяются очень приближённо, но даже приблизительные оценки могут поразить воображение: в зависимости от состава марсианского экспедиционного комплекса и оптимистичности авторов оценки колеблются от 50 до 500 миллиардов долларов [5], [7]. Сегодня РФ тратит на космос порядка 3 миллиардов долларов в год. Межпланетная "ноша" дюже тяжела!

Кроме того, нужно понимать, что сложности не ограничатся только финансами – это целый комплекс научно­технических проблем, которые просто "закидать" деньгами не получится. Нужны кадры, обновлённые инфраструктура и технологические мощности, эффективное управление. Становится ясно, что новая космическая программа должна стать частью долгосрочной стратегической линии государства, и она не может быть выполнена только в рамках кооперации предприятий и институтов космической направленности. Цена высока.

Теоретически, конечно, можно отложить полёты до того момента, когда это станет экономически выгодным или, по крайней мере, ляжет не слишком тяжёлым бременем на национальную экономику. Можно, как это делали в своё время СССР и США, завязать пояс потуже и совершить волевой рывок. Однако сегодняшняя политико­экономическая ситуация такова, что необходимости надрываться вроде бы нет, но в то же время нельзя позволить себе отставать в космических разработках от друзей­соперников. Так как в истории военный заказ часто определял научно­технический прогресс, то, видимо, здесь кроется неизбежная милитаризация ближнего космоса и поверхности Луны, благо, проекты такие уже давно существуют и сегодня, несмотря ни на что, будут совершенствоваться.

Официоз бурно воспринял откровенное высказывание от 2 ноября 2009 года главнокомандующего ВВС народно­освободительной армии КНР Сюй Циляна о неизбежном усилении военного использования космоса. При этом китайская дипломатия может сколько угодно рассуждать о мирном освоении космоса, ведь уже 5 ноября МИД КНР поспешил заверить мировое сообщество об исключительно мирном направлении национальной космической программы, но о том, что Китай будет активно участвовать именно в военном освоении космоса, свидетельствуют успешные испытания противоспутниковых ракет. Это, конечно же, в большей степени послание американским военным и политическим струк­турам: Китай не позволит США безраздельно властвовать в околоземном пространстве.

От Китая не отстаёт Индия: здесь тоже объявлено о начале разработок космического оружия. Национальная организация оборонных исследований и разработок DRDO (Defence Research and Development Organisation) приступила к разработке многоцелевой космической разведывательной платформы CCI­Sat. Платформа может быть запущена в 2014 году и будет предназначена для следующих классов задач: – видовой разведки (получения изображений объектов и территорий); – РЭБ и радиоэлектронной разведки (мониторинга эфира, перехвата информации и сигналов и, возможно, активного радиоэлектронного воздействия на противника); – обеспечения телекоммуникаций.

Из США регулярно приходят вести о запуске новых секретных, военных спутников. Являясь лидером в космических и военных технологиях и имея космический бюджет, в 7 раз превосходящий совокупный бюджет всех остальных стран, наш заморский приятель постоянно наращивает и совершенствует свой космический кулак. Из наиболее интересного следует упомянуть об успешном пуске 22 апреля ракетоплана Х­37В, разработанного специалистами компании Boeing по заказу ВВС США. Во время семимесячного полета было запланировано проведение экспериментов, в ходе которых американские ВВС намерены изучить возможность использования аппаратов, подобных Х­37В, в интересах обороны.

И в России слышны голоса о необходимости военного использования космического пространства: – Без господства в воздухе – космосе победить нельзя. Кто это понимает, тот на правильном пути, – сказал Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий. – Россия должна иметь защиту от космического оружия других стран, – заявил директор Исследовательского центра им. Келдыша, президент Российской академии космонавтики им. Циолковского Анатолий Коротеев. От какого именно оружия, и каких конкретно стран, в приличном обществе говорить не принято. Так что от тенденций мы никуда не денемся, и чем быстрее это получится понять, тем лучше.

В 2004 году, через год после гибели астронавтов на борту шаттла "Колумбия" (Columbia), NASA начинает программу "Созвездие" (Constellation). Суть программы состояла в долгосрочном возвращении на Луну. В рамках этой программы началась разработка корабля для полётов на орбиту Земли "Орион" (Orion) и носителя под новый корабль "Ares I". Параллельно началась разработка лунного посадочного модуля "Альтаир" (Altair) и ракеты­носителя "Ares V" с проектной грузоподъёмностью 188 тонн, чему прецедентов в истории космонавтики ещё не было. Программа предполагала окончание полётов шаттлов к концу 2010 года. Начало пилотируемых полётов нового корабля "Орион" было запланировано на 2017 год.

В начале 2009 года по инициативе администрации нового президента США Барака Обамы была сформирована комиссия Огастина (Augustine Space Flight Committee). Ключевые вопросы комиссии:

1. Каково должно быть будущее кораблей многоразового использования?

2. Каково должно быть будущее Международной космической станции?

3. На какую тяжелую ракету­носитель должно ориентироваться NASA при реализации своих планов по возвращению на Луну и полетам к Марсу и другим планетам?

4. Какими средствами астронавты должны доставляться на низкую околоземную орбиту?

5. Какой должна быть стратегия освоения человеком дальнего космоса:

    а) Первоочередная цель – Марс, возможно, после кратковременных испытательных полетов к Луне;

    б) Первоочередная цель – Луна, ее изучение и освоение с целью создания условий для последующих полетов к Марсу;

    в) Комбинированный путь, предполагающий достижение окололунной орбиты, точек Лагранжа, околоземных астероидов и, попутно, исследование поверхности Луны и Марса.

Вопросы, согласитесь, весьма болезненные и актуальные и для России. Отчёт комиссии Огастина доступен в интернете на сайте NASA. Ряд рекомендаций на основе существующей программы и сам тон отчёта явным образом указывают на всю сложность, комплексность стоящей проблемы.

Программа "Сonstellation" была закрыта президентом США Бараком Обамой в начале 2010 года, а мирные лунные разработки свёрнуты под предлогом слишком большой стоимости и технических сложностей. Однако, почти сразу стало известно о решении передать текущие разработки частным компаниям, наглядным свидетельством чему стали известия о продолжающихся испытаниях систем (после официального закрытия программы). После отказа от программы "Сonstellation" высвободилось большое количество средств, но в этот же момент Обама запросил у конгресса дополнительное финансирование: учитывая, что годовой бюджет NASA сегодня составляет 18 млрд. долларов, на ближайшие 5 лет финансирование космической отрасли планируется увеличить до 100 млрд. Кроме высвободившихся "лунных" денег добавлено ещё по 2 миллиарда в год. Интересно, на что будут потрачены эти суммы? Поневоле задумаешься над объективностью слов Коротеева.

Рвущиеся вперёд Индия и Китай при принятии решений менее закомплексованы, нежели РФ, Европа и даже США, так как их затянувшийся индустриальный скачок сам по себе требует логического разрешения, поэтому сомнений они испытывают меньше, теперь уже об этом можно судить, исходя не только из соответствующих заявлений. Работа ведётся в многочисленных направлениях, и очевидно, что эти два растущих научно­индустриальных гиганта не дадут скучать даже американским ястребам.

Для иллюстрации можно привести тот факт, что только в 2010-­2011 финансовом году ассигнования на космонавтику в Индии возросли на 58 %, а Китай объявил о начале проекта собственной космической орбитальной станции. В 2011 году была выведена на орбиту Земли первая китайская станция "Тяньгун-1", а также произведена автоматическая стыковка с китайским космическим кораблём "Шэньчжоу" в беспилотном режиме. По заявлениям чиновников, Китай намерен к 2015 году занять около 20% мирового рынка космических услуг [8]. До сих пор все космические обещания китайцами были выполнены.

 

Постановка задачи


А что же Россия? Какие работы ведутся у нас? Какие среднесрочные и долгосрочные задачи ставятся перед нашей ракетно­космической отраслью? Исходя из каких конечных целей будет развиваться отечественный космос? Первоочередными базовыми задачами ракетно­космической программы России В. Лопота объявил следующие:

– национальная безопасность;

– технологическая безопасность;

– благосостояние граждан.

В целом можно согласиться, однако, что из этого следует на практике? Давайте дадим слово патриарху российской ракетно­космической техники, заместителю С.П. Королёва, Борису Евсеевичу Чертоку:

  • "… Что касается России, то у неё нет стратегии развития за пределами ближайших 10 лет. Чтобы отечественная космонавтика вошла в будущем хотя бы в первую пятёрку, необходимы радикальные жёсткие социально­политические реформы. До 2030 года Россия должна уделять основное внимание нескольким программам. В первую очередь, безусловно, космической безопасности (спутники всех видов разведки, система ПРО, ГЛОНАСС) и высокой обороноспособности страны".

И такие работы ведутся, но в достаточных ли объёмах? Так как тема не просто архисложная и очень обширная, но и местами для чиновничества скользкая, в открытой печати подобного рода вопросы обсуждаются не достаточно интенсивно, и растерянность чиновничества видна, в том числе, из­за отсутствия открытых официальных публикаций на рассматриваемую нами тему. О кризисе в области принятия решений хорошо рассказал в предыдущем номере нашего журнала Марк Серов в статье "Русский Гулливер". Практически в России ситуация с долгосрочным планированием, на мой взгляд, очень похожа на ситуацию в США с поправкой на наши национальные и коньюктурные особенности. Ощущается некий растянутый во времени бифуркационный период, обусловленный процессом выработки новой концепции освоения космоса.

Россия, как и США, сегодня так же находится на распутье, потому что вопрос осложнён переплетением социальных, экономических, военных, научно­технических, политических, кадровых проблем. Изрядно насорив на орбите родной планеты, человечество стоит на пороге освоения дальнего космоса. Ясно, что использование старого технического и кадрового задела 60­х годов неизбежно перестанет быть актуальным и не поможет дать ответ на современные вызовы.

По мнению В.А. Лопоты в 21 веке человечество должно шагнуть ещё дальше вглубь космоса. В планах новой команды РКК "Энергия" – геостационарная орбита, Луна, Марс, в отдалённой перспективе Юпитер.

  • "Освоение человечеством Солнечной системы в настоящее время возможно только на базе ядерной энергетики", – сообщил он журналистам. Б.Е. Черток: "В XXI веке ужесточится экономическая и политическая борьба за место спутников связи на геостационарной орбите (ГСО). В ближайшие 20 лет она исчерпает свой ресурс. Одним из возможных решений могут оказаться тяжёлые многоцелевые платформы ГСО. Обозревая почти 1/3 поверхности планеты, одна такая платформа сможет заменить десятки современных спутников связи. Платформа будет использовать солнечную электростанцию, мощность которой составит сотни или даже тысячи киловатт… Тяжёлые многоцелевые платформы станут коммерчески выгодными и послужат глобальному информационному сближению народов. Разработка и создание подобных геостационарных систем необходима человечеству не в далёком будущем, а в ближайшие 25­30 лет",

а это означает, что уже сейчас нужно в сверхрежиме начинать разрабатывать подобные системы. Сегодня на геостационарной орбите находится порядка 1000 аппаратов, из них 600 – отслужившие свой срок, то есть, космический мусор.

По прогнозам консалтинговой компании The Teal Group около 500 космических аппаратов будут запущены на геостационар до 2029 года. В этих условиях тяжёлые платформы, о которых говорит Б.Е. Черток, не просто актуальны, а необходимы. Прообразы таких систем рассматривались в различных вариантах как в СССР и РФ, так и за рубежом. Заменяя собой десятки спутников, они способны значительно разгрузить орбиту, причём, ядерные электроракетные энергодвигательные установки, разработанные для выведения тяжёлых платформ, с большим эффектом могут быть использованы на космических межорбитальных буксирах, которые могли бы улавливать и уводить на низкую орбиту мусор с последующим спуском и сжиганием в атмосфере Земли. Подобная разгрузка орбиты от мусора тоже имеет перспективы на современном рынке космических услуг, и здесь Россия находится, пожалуй, на острие прогресса, так как наши разработки ядерных энергодвигательных установок имеют давнюю историю; у России здесь большой научно­технический задел.

Современная Россия нуждается в ясной цели, подкреплённой экономически. Продление сроков эксплуатации МКС? Наращивание группировки ГЛОНАСС? Конечно! Совершенствование и разработка новых транспортных космических систем? Обязательно! Но нам нужно выжить, и поэтому нужно быть первыми! Невозможно эффективно конкурировать, постоянно подстраиваясь под чужие рынки с чуждыми нам условиями игры! Ведомый всегда собирает лишь остатки…

Аналитические компании прогнозируют увеличение рынка только мобильного трафика от 117% до 131% в год. К 2015 году счёт пойдёт уже в десятках эксабайт (1 ЭБ примерно равен 1 000 000 ТБ). Открытие новых свободных каналов для постоянно растущих объёмов мировой информации обязательно придаст новый импульс русским технологиям и науке.

Что означает разработка геостационарной платформы? Это новые материалы, новые двигатели и энергоустановки, новые системы управления и виды топлив. Это инновация сама в себе. Это и импульс к обязательному технологическому переоснащению предприятий по всей стране, новому уровню образования и управления. Это нацеленность на результат, новый рывок в воспитании кадров. Здесь и отражение стратегической линии по выходу из современного финансово­экономического кризиса путём запуска новой технологической волны и отвязки от унизительной наркотической углеводородной иглы. Самое главное – это то, что наши таланты: инженеры, программисты, учёные, рабочие будут работать на благо своего народа здесь и сейчас.

Рынок огромен, и Россия может занимать в нём не менее 25%, а ведь мы говорим пока только об использовании в космосе продуктов пятого техноуклада – информационных технологиях. Специалисты и аналитики всего мира прогнозируют прорыв в мир будущего посредством шестого техноуклада – био– и нанотехнологий, роботехники и технологий виртуальной реальности. Начало активного внедрения новейших технологий прогнозируется на 2014­2015 год. Кто оценит социально­экономические масштабы наших потерь в случае игнорирования перспектив, нарождающихся в 21­м веке? Снова рынок и прагматичные расчёты, скажет читатель, а где же наследство Сергея Павловича? Где наша мечта о межпланетных перелётах?

Те же самые ядерные энергоустановки в качестве источника энергии для электроракетных двигателей оказываются наиболее эффективными при межпланетных перелётах. Межорбитальные буксиры с увеличением мощности энергоустановок могут быть постепенно развиты до межпланетных, что, несомненно, будет являться закономерным и последовательным шагом от родной планеты в мир неизведанный и пока ещё загадочный. Здесь виден и пролог к будущим регулярным полётам на Луну и Марс. К тому же, в случае возникновения необходимости новые освоенные технологии позволят с меньшими материальными затратами и большей эффективностью создавать лунные базы, которые скомпенсируют военную опасность со стороны наших "партнёров". И чем лучше мы будем готовы, тем спокойнее и увереннее будет будущее наших детей.   


Список литературы

1. "Миссия поколений XXI века – освоение солнечной системы". Доклад президента РКК "Энергия", генерального конструктора В.А. Лопоты на XXXIV Королёвских чтениях. МГТУ им. Баумана, 26.01.2010.

2. http://www.glonass-ianc.rsa.ru/GLONASS/

3. Новости космонавтики. http://www.novosti­kosmonavtiki.ru/content...rs/302/21.shtml

4. Телерадиостудия Роскосмоса. http://tvroscosmos.ru/frm/video/vostok.php

5. В.Е. Люблинский, В.А. Соловьёв. "Пилотируемый полёт с Земли на другие небесные тела". Космонавтика и ракетостроение 2 изд. 2009.

6. Н.Н. Севастьянов. "О концепции развития пилотирумой космонавтики России на ближайшие 25 лет". Известия академии наук. Энергетика. 3 изд. 2007.

7. Б.Е. Черток. "Какой будет космонавтика в 2101 году". Российский космос, №1. 2009.

8. Cyber Security. http://www.cybersecurity.ru/space/91217.html

9. Сайт ОАО РКК "Энергия": www.energia.ru.

10. Б.Е. Черток. "Ракеты и Люди". "РТСофт". 2006.

11. "Ракетно­космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королева. 1946­1996". Изд. РКК "Энергия". 1996.


http://www.sverxnova.com/



Источник: warandpeace.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится6



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Июнь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map