Визит главы МИД Турции в Эрбиль на встречу с главой Иракского Курдистана Масудом Барзани напомнил хождение в Каноссу, или Каносское унижение. Это событие широко анонсировалось турецкими СМИ, внезапно осознавшими изменения и последствия для судьбы своей страны в результате перехода многих районов северной части Сирии в руки курдской администрации.
Ранее мало кто предполагал, вещал, к примеру, специальный корреспондент турецкого телеканала NTV из Эрбиля, что в Белом Доме - резиденции главы Курдской автономии в Ираке - глава МИД Турции Ахмед Давудоглу будет по сути выпрашивать соблюдение им достигнутых ранее негласных соглашений в отношении курдского вопроса. Более того, корреспондент утверждал, что Турция в принципе не против федерализации Ирака и готова признать право иракских курдов на свою государственность.
Ранее Анкара действительно поддерживала такую политику Эрбиля. Она, даже несмотря на то, что Эрбиль и Багдад конфликтуют из-за права на освоение и экспорт природных ресурсов на севере страны, пошла на подписание соглашения с региональным правительством Курдистана не только о поставках нефти и газа из этого региона, но и транзите через свою территорию энергоресурсов на международные рынки. Анкара шла на поддержку по сути сепаратистов Иракского Курдистана по целому ряду причин. С одной стороны, это могло бы способствовать дальнейшему укреплению роли Турции в качестве транзитной страны для экспорта энергоресурсов на рынки Запада. Во-вторых, Анкара получала возможность гарантировать поставки энергоресурсов для нужд собственной растущей экономики, особенно в момент, когда приходится сокращать поставки иранской нефти. Наконец, в-третьих, энергетическая сделка с правительством Иракского Курдистана была рассчитана на расширение сотрудничества в решении проблем считающейся террористической Рабочей партии Курдистана (РПК), ведущей вооруженную борьбу в юго-восточных вилайетах Анатолии.
Эрбиль многое обещал Анкаре и многое выполнял, но до момента появления на авансцене сирийского (Западного) Курдистана. Турция стала настаивать на том, что главная инициатива в этом процессе принадлежит террористической РПК, а не другим курдским организациям. "Если есть де-факто образования, которые возникли из хаотической ситуации в Сирии, это ставит под угрозу ее единство, - заявлял Давудоглу журналистам. - Мы не позволим никаким террористическим группам процветать вдоль наших границ, будь то "Аль-Каида" или РПК. Обе они рассматриваются как угроза стране, и будут приняты все меры, чтобы остановить их".
Как уточняет газета Today's Zaman, "министр имел в виду появление на севере Сирии организации, в которую объединились Курдская рабочая партия и ее филиал - партия Демократический союз". Но дело в том, что за неделю до этого две основные военно-политические силы сирийских курдов - Курдский национальный совет и партия "Демократический союз" - объединились в единый блок - Высший курдский совет. В ответ Анкара объявила "Демократический союз" и другие объединения сирийских курдов отделениями террористической организации РПК. А глава правительства Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил президента Сирии Башара Асада в том, что тот "специально передал пять провинций под контроль курдов". Но со стороны Дамаска это был сильный ход в сторону осложнения дальнейших действий Турции на сирийском направлении. Потому, что стал разваливаться находящийся в Турции Сирийский национальный совет (СНС), который ранее был связующим звеном между сирийской оппозицией и курдами.
И не только это. Как пишет доктор Гектюрк Тюйсюзоглу в газете Yeni Safak, "Демократический союз" стал более холодно подходить к вопросу свержения правительства Асада в связи с достигнутой договоренностью с правительством о взятии партией под контроль территории проживания сирийских курдов. И, согласно заявлениям, эта партия "выступает против вмешательства международных акторов в сирийский конфликт, а при разрешении кризиса считает необходимым действовать совместно с Асадом".
В этой связи вырисовывается еще одна острая интрига. Если Барзани через Курдский национальный совет, так и РПК через Партию "Демократический союз", станут прилагать усилия для того, чтобы взять новую структуру под свой контроль, тогда Турция свои дальнейшие планы вынуждена будет связывать только с Барзани. Но он, почувствовал свою возрастающую геополитическую роль, может вступить в тактический альянс с Асадом. Так неожиданно для себя турецкая дипломатия почувствовала, что в своем диалоге с Эрбилем попала в зависимость от него.
Иракский Курдистан, как считает Тюйсюзоглу, "переиграл Турцию, сохраняя контроль над своей территорией, увеличивая одновременно влияние и над сирийскими курдами". Теперь его задачей является обеспечение политической легитимности многочисленных курдских структур, которые в большинстве своем являются вооруженными формированиями. Так что теперь резко повышается риск образования независимого Курдистана и на южных границах Турции. Так Турция из субъекта региональной политики прямо на глазах становится ее объектом. В свою очередь Вашингтон не торопится с силовым решением судьбы Асада, а Анкару от вторжения сдерживает еще и ситуация внутри самой Турции: никто в стране не поддерживает удара по Сирии, а также позиция соседнего Ирана.
Именно с учетом этих чрезвычайных событий Давудоглу вез в Эрбиль разработанный турецким правительством сценарий дальнейших действий, как в отношении Сирии, так и по курдской проблеме. Он провел переговоры с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, с которым, как сообщают турецкие СМИ, согласовывались дальнейшие шаги, которые предусматривали подключение механизмов ООН и перепрофилирование миссии специального посланника ОНН и Лиги арабских стран по Сирии Кофи Аннана. В интервью, которое Давудоглу дал перед поездкой, он сказал: "Барзани обещал поддержку Турции в борьбе с терроризмом. Его региональное правительство продемонстрировало недвусмысленные усилия в этом отношении, но Турции этого недостаточно". Именно в этот момент Кофи Аннан подал в отставку, о чем Давудоглу сразу был проинформирован уже в Эрбиле. Договориться с Барази так и не удалось.
И еще. Накануне визита Давудоглу в Эрбиль зампред Народно-республиканской партии (CHP) Турции Гюрсен Текин сообщил, что в скором времени глава МИД Турции будет отправлен в отставку. Оппозиционер заявил, что Давудоглу создал головную боль не только для партии "Справедливость и развитие", но и для всей Турции, провалил внешнюю политику страны, и ныне Эрдоган готовится сместить его с занимаемой должности, назначив на нее Намыка Корхана, которого считают "важным лицом для внешней политики Турции". Не поздно ли?
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+