|
Андрей Добров |
Журналист, обозреватель «Третьего канала». Родился в 1969 году в Москве. Известен по телевизионным проектам «Главная тема» и «Русский взгляд», радиоведущий «Русской службы новостей».
|
Мы тут поспорили с одним хорошим человеком чуть не до драки.
Он утверждал, что плохие люди вполне могут дожить счастливо до смерти и упокоиться в своей постели с чувством достойно прожитой жизни. А я, понимая, в принципе, что он, скорее всего, прав, тем не менее отстаивал идеалистическую позицию, по которой каждый еще при жизни получает воздаяние за грехи тем или иным способом. И чем больше грех — тем страшнее наказание.
Раньше, когда люди еще верили в существование ада и Страшного суда, они, конечно, тоже убивали, насиловали, грабили и воровали. Но, может быть, делали это не с таким душевным спокойствием. Не с такой уверенностью в своей правоте. Теперь многие уверены в том, что преступать законы человеческие и Божьи (которые, как правило, схожи) не так уж ужасно.
Однако история показывает, что все не так просто. Что вор обманывает себя, думая, что, ускользнув от наказания человеческого, он ускользнет и от наказания иного характера. Кто-то назовет его Божьим судом. Я предпочитаю говорить о наказании кармическом.
Я несколько лет работал над этой довольно странной темой для современного человека — возмездием за грехи. Фильм, для которого я собирал материалы, так пока еще и не снят, но работа изменила мое отношение к самому вопросу. Если раньше это была просто игра ума, то теперь… То теперь мне иногда и самому страшно — кто из нас не грешил в этой жизни? И мы часто говорим себе: не страшно. Это ли грех? Это — фигня. Мне ничего за это не будет, потому что наказывать некому. Нет того большого страшного старика на небе, который смотрит за мной зорким взглядом.
Нет. Но мы часто даже не понимаем, что человек — это механизм, который только в начале своей жизни находится в равновесии, в гармонии. Пока он замкнут в небольшом пространстве семьи. Но как только он начинает взаимодействовать с другими людьми, с другими механизмами, как только перед ним встает вопрос выбора: «Быть честным или нет? Трудиться или обхитрить? Заработать или своровать?» — тут гармония нарушается. Твои шестеренки начинают покрываться ржавчиной. Все расшатывается, разбалтывается, причем на всех уровнях. Неумеренность, пьянство, хаотичные половые связи разрушают твой организм, наполняя его болезнями. Гордыня, алчность, уныние разрушают твою социальную карму — ты способен общаться только с теми, кто тебе подобен. Даже деловые твои качества меняются в худшую сторону — ты привыкаешь идти легкими путями. Украсть становится проще, чем заработать. И ты перестаешь создавать новое — ты можешь только воровать.
А если воруешь ты, то в один несчастный день украдут и у тебя, в России это называется бизнес. Да, конечно, сегодня у нас воровство многими почитается за доблесть. Это и не воровство вовсе теперь, а способность верно оценить ситуацию и извлечь выгоду. Считается, что никто и никогда не узнает, каким именно образом ты извлек эту чертову выгоду и сколько людей пострадали, а то и погибли при этом.
Это психология ребенка, который засовывает конфетные фантики за спинку дивана, думая, что там их никто и никогда не найдет.
Найдет.
Однажды может измениться политическая конъюнктура и властям потребуется посадить пару сотен проворовавшихся чиновников.
Однажды твои гениальные схемы спекуляций могут вылезти наружу в результате конкурентной борьбы и ты станешь героем десятков публикаций и сюжетов.
Однажды весь Интернет вдруг начнет тиражировать твои неосторожные циничные слова. Однажды стихия взломает твои схемы воровства — как в Крымске.
Мало ли способов, которыми Бог может наказать тебя. А если не Бог, то судьба.
А иногда возмездие приходит совсем уж трансцендентными путями, совершенно фантастическими и невозможными.
Питер Брейгель, написавший на круглой столешнице свои знаменитые «Семь смертных грехов», поместил в центре картины изображение Христа и надпись: «Cave! Cave! Dominus videt!» — «Бойся! Бойся! Бог видит!».
Собирая материал для фильма о Возмездии, я постоянно натыкался на случаи, когда люди, привносившие в этот мир зло, оканчивали свою жизнь в страшных мучениях. Да, это были болезни, несчастья, проблемы, которые можно объяснить вполне материально. Они случаются и с другими, честными людьми. Но они хотя бы опровергают то утверждение, что изворотливость и богатство есть гарантия спокойной смерти. Нет. Нет такой гарантии.
Наши связи с окружающим миром намного тоньше, чем мы привыкли думать. Наши поступки изменяют и мир, и нас самих. И если мы только берем, ничего не отдавая взамен, то это значит только одно — наш долг копится. И скоро мир потребует вернуть этот долг.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 445
Рейтинг поста:
раньше, давным давно возмездие - реализация ответственности, наступала практически мгновенно.
со временем, благодаря усложнению мира и некоторым ритуалам+ религиям возмездие стало откладываться на чуть более поздний срок...
но сами законы то остались, - карма, а мерилом всему совесть.
а есть народы и культуры без оной.
они стоят на более низком уровне развития человека хоть и кажется что тела у них такие же.
человек это не только "двуногое существо без перьев".
а комплекс тела физического и тонких тел...
возмездие, воздаяние - естественное правило вселенной, созданной творцом.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 405
Рейтинг поста:
Гал. 6:7
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 266
Рейтинг поста:
В своё время так зародился буддизм. Великий наследник одной из богатейших семей Индии пошёл в народ и ужаснулся, как плохо живёт народ. Он пытался помочь народу. Он попытался ответить на вопрос: в чём корень счастья? Как сделать народ счастливым? Он не нашёл ответа. В результате родился буддизм, в котором ключевая идеология, которую он заложил – отказ от желания. Он не увидел способа реализации этих желаний. Люди хотят быть счастливыми. Они хотят реализовывать свои устремления, а способа реализовать все желания не существует. Способ производства, экономический способ производства, о котором мечтал Маркс, ещё не реализовался. И поэтому нужно работать. И не факт, что каждый получит эту работу. И не факт, что каждый получит желаемую зарплату. И не факт, что будет удовлетворён от этого. И при этом, если каждый человек сможет участвовать напрямую в управлении, то что же мы науправляем?
Великий министр юстиции Китая Конфуций начинал как великий демократ, а кончил как человек, который придумал целую теорию конфуцианства, которое создало страты в обществе. Страты.
А великие мыслители, такие как Лао Дзы, придумывали свои теории, дао, зашифровывая их, боясь донести до простого народа. Потому что они понимали, как только все люди поймут основу своего Я и самоидентифицируются, то управлять, то есть манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания.
В иудейской культуре каббала, которая давала науку жизни, она три тысячи лет была секретным учением, потому что люди понимали, что такое снять пелену с глаз миллионов людей и сделать их самодостаточными. Как управлять ими? Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность судить напрямую, получать не препарированную информацию через обученных правительством аналитиков, политологов и огромной машины, которая спущена на головы – средства массовой информации. Которые как бы независимы, а на самом деле, мы понимаем, что все средства массовой информации всё равно заняты построением, сохранением страт. Так как в таком обществе жить? Мне от ваших рассуждений становится страшновато, честно говоря. Мне кажется, что вы не совсем понимаете, что вы говорите».
Дискуссия «Выход из управленческого тупика: мудрость толпы или авторитарный гений?»
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 3966
комментариев 2959
Рейтинг поста:
Нам не нужны новые,вполне хватает и старых,проверенных жизнью многих десятков,а то и сотен поколений наших предков. Они надежно работают над нашим улучшением.
А кара, она действительно неотвратима и видна не только при жизни грешника,но продолжается и после его смерти - караются и его потомки за грехи предков. Так что тысячу раз надо подумать,а стоит ли грешить?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 128
Рейтинг поста:
Карма и есть божий закон, работающий во Вселенной: Закон Причины и Следствия. Просто это понятие (Карма) испоганили всякие невежды и проходимцы (брокеры) от религий.
Например, когда Христос говорил:
"Не судите, да не судимы будете,
Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою меряете, такою и вам будут мерить
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?" от Матфея гл. 7- 1-3;.."
-- он явно указывал на Закон Причины и Следствия, т.е. на Закон Кармы.
--------------------
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 8
комментария 1893
Рейтинг поста:
Конечно, сейчас модно говорить о карме и не очень о православии... Новые времена порождают новых богов...