Миссию наблюдателей за действиями противников и сторонников сирийского режима продлили на 30 дней
В субботу, 21 июля, состоялись похороны высокопоставленных чиновников силовых ведомств Сирии. Президент страны Башар Асад на церемонию прощания со своими соратниками не приехал – он готовит ответ на «выходку террористов», которая оставила его без министра обороны Дауды Раджа. Теракт в задании Службы национальной безопасности государства произошел 18 июля. Своими действиями мятежники сильно усложнили работу российским дипломатам, поскольку взрыв в Дамаске был совершен за день до того, как Совет Безопасности ООН вновь собрался для обсуждения очередной резолюции по ближневосточному государству.
Конфликт в Сирии для лидеров ООН – дело далеко нешуточное. Если он превратится в настоящую войну, тогда безопасность всего региона окажется под угрозой. Тем более, что предпосылки к этому уже есть. В середине июня обстановку в Сирии уже назвали «гражданской войной» международные наблюдатели. При этом слово «война» употреблял и сам Башар Асад. Все это усугубляется тем, что противостояние в Сирии стало развиваться на религиозной почве: алавитская верхушка пытается подавить суннитских мятежников.
Именно по религиозным причинам власти Катара, которые на дух не переносят алавитов, призывают мировое сообщество ввести военный контингент на сирийскую землю. Собственно, это и есть первая – самая «крайняя» позиция в Совете Безопасности по Сирии. Ее частично поддерживают США, Франция, Германия и ряд других государств. Об этом они заявили в своей последней резолюции. Диаметрально противоположную позицию занимает Россия. В этом ее поддерживает Китай. Однако давление на Пекин – бледная тень тех угроз, которыми Запад «пугает» Москву.
Российские власти считают, что сирийский кризис должен разрешиться только мирным путем. Другими словами, ни о каком военном вмешательстве, которое часто называют «ливийским сценарием», и речи быть не может. По мнению Кремля, сторонников и противников действующего в Сирии режима нужно усадить за стол переговоров и помочь им найти общий язык.
За отстаивание такой позиции российским дипломатам приходится несладко. На международных форумах их западные коллеги за словом в карман не лезут, если выпадает случай покритиковать Москву по поводу Сирии. Взять хотя бы заявление госсекретаря Хиллари Клинтон на последней встрече «Друзей Сирии». Как тогда заявила глава Госдепартамента, России нужно дать понять, что она заплатит за сдерживание урегулирования конфликта в ближневосточном государстве.
Ситуация усугубилась после того, как в пятницу, 20 июля, противники Москвы перешли от слов к делу. Дело в том, что 19 июля Россия наложила вето на резолюцию, предложенную США и их союзниками. И на это сразу последовал незамедлительный ответ: американские сенаторы запретили Пентагону покупать у Рособоронэкспорта вертолеты Ми-17 стоимостью около 170 миллионов долларов. Более того, Москву обвинили в том, что на виновна в эскалации конфликта в Сирии.
Что касается блокированной резолюции, то Россия никак не могла ее пропустить, поскольку она допускала санкции, основанные на седьмой главе устава ООН. Содержание этой главы сразу становиться понято из ее названия – «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии». При этом санкции, предложенные американцами в резолюции, касались только властей Сирии, а к мятежникам никакого отношения не имели.
Вот примерно на таком фоне проходило совещание в Совете Безопасности в пятницу, 20 июля. На нем у российских дипломатов была только одна задача – оградить Сирию от военной интервенции. Самое надежное решение этого вопроса – продление миссии международных наблюдателей в стране. Собственно, это они и сделали – проголосовали за компромиссный вариант документа, который на скорую руку приготовили специалисты из Великобритании. При этом представители России заставил английских дипломатов прописать в резолюции призыв к «сокращению уровня насилия», обращенный к обеим сторонам конфликта.
После голосования заместитель главы российского МИД Геннадий Гатилов поздравил своих коллег с дипломатической победой следующими словами: «Совет одобрил российскую позицию в отношении продления работы миссии наблюдателей в Сирии в этот критический момент». Представитель Китая в ООН Ли Баодун, со своей стороны, указал на то, что продление работы международных наблюдателей является важным сигналом о поддержке плана Кофи Аннана.
На сколько долгой будет эта победа, мы узнаем совсем скоро. Согласно принятой резолюции, после окончания 30-дневного срока, который отсчитывается с 21 июля, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун доложит Совету Безопасности о ситуации в Сирии. Если воюющие в стороны за это время сложат оружие, тогда мандат наблюдателей будет продлен. В противном случае, они покинут страну. Однако, судя по сообщениям из Сирии, Асад и его противники об отказе от оружия и не думают. Вот например, что пишет сирийский блогер Сами аль-Хамви (Sami al-Hamwi) в своем «Твиттере» (@HamaEcho): «Сегодня в Сирии погибли 187 человек. В том числе 71 – в Дамаске, в Хомсе – 25, 23 – в Дейр-эз-Зоре и по 20 – в Идлибе и Дараа». Поэтому российскому Министерству иностранных дел, по-видимому, нужно снова готовиться к войне в Совете Безопасности.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 121
Рейтинг поста: