Еще относительно недавно, впустив человека в страну и выдав ему документ на проживание, британские власти не интересовались ни его политическими взглядами, ни вероисповеданием, ни местожительством. Их не волновало, выучил ли он английский язык, знает ли историю государства, разбирается ли в том, какую роль выполняет монарх, а какую - премьер-министр. Свободный человек в свободной стране! У этой политики - "делайте, что хотите" - было даже специальное название: мультикультурализм. То есть, не нравятся вам наши традиции - живите по своим.
Все было славненько и политкорректненько до тех пор, пока число выходцев из Азии, Африки и Латинской Америки не выросло до таких масштабов, что в некоторых британских городах они составили значительную часть населения.
В Бирмингеме, Глазго, Лестере появились целые гетто, жители которых почти не говорили по-английски и жили по обычаям, привезенным из Пакистана, Индии, Северной Африки или Ямайки.
Тут коренные британцы всерьез забеспокоились. Оказалось, что далекие культуры, привезенные мигрантами, не только не совмещаются с британской, но начинают угрожать стилю жизни самих англосаксов.
Собственно, проблема эта не только британская. В таком же положении пребывает сегодня и вся остальная Западная Европа. Конечно, по данным демографов, мигранты еще очень не скоро станут здесь большинством. Но если ничего не предпринимать, это в конце концов случится.
Согласно официальной статистике, всего 14% британцев относят себя к этническим меньшинствам. Правда, тех, кто сами или их родители родились за границей, вдвое больше - 29%. Но только половина англичан могут похвастаться тем, что и они, и их мамы, папы, бабушки и дедушки - местные по происхождению.
Стоит ли удивляться, что находящиеся у власти консерваторы принимают срочные меры. Отныне для получения британского гражданства иммигранты должны не только уметь изъясняться по-английски, но и читать и писать на этом языке. Их обязывают прилично знать британскую историю, биографию Елизаветы II и наизусть произносить текст гимна "Боже, храни королеву...".
Министр внутренних дел Тереза Мей объявила, что из специальной книги, которую мигрантам надо вызубрить перед экзаменом "на британскость", исключены пересказ закона о правах человека и рекомендации о том, как обращаться за пособиями. Вместо этого им придется познакомиться с жизнями великих британцев: Шекспира, Байрона, полководца герцога Веллингтона, сестры милосердия Флоренс Найтингейл, инженера Изомбарда Брунела.
Тут, правда, произошел забавный конфуз. Почти одновременно с суровым заявлением министра опубликованы данные о том, что представители этнических меньшинств сильнее идентифицируют себя с британской нацией, чем коренные жители Соединенного Королевства.
Опросы 40 тысяч домашних хозяйств, проведенных сразу двумя научными институтами - Социально-экономических исследований и образования, - показали, что для 75% выходцев из Пакистана, Бангладеш, Индии, Ближнего Востока и Черной Африки "очень важно их британское гражданство".
У белых этнических британцев этот показатель на 10% ниже. Среди религиозных конфессий активнее всего выступили в поддержку своего британского гражданства мусульмане.
Ученые пришли к выводу, что большинство иммигрантов приехали сюда потому, что им нравятся британские ценности. Депутат Палаты общин от Северного Лондона Барри Гардинер рассказал, что в его избирательном округе иммигранты с куда большим энтузиазмом отмечали бриллиантовый юбилей королевы, чем коренные жители.
"Они искренне гордятся своей принадлежностью к Британии, - сказал Гардинер, - хотя при этом не теряют связей с исторической родиной и не изменяют многим тамошним обычаям".
Но хотя мигранты вроде бы не собираются разрушать Британию, они могут нарушить традиционный баланс политических сил в стране. Ведь на выборах они в большинстве своем, как правило, голосуют за левые, популистские партии.
Чего стоит недавний неожиданный успех микроскопической партии "Респект" Джорджа Гэллоуэя в Бедфорде. Не будем забывать, что именно голоса мигрантов сыграли роковую роль в поражении Саркози во Франции. Кто знает, что станет с Британией, если они сделают ее оплотом социализма?
Британские парадоксы