Ливан по-прежнему остается важным полем битвы за Сирию. Для режима Башара Асада жизненно необходимо взять ситуацию в этой стране под надежный контроль, поскольку через его территорию поступает оружие противникам сирийских властей. Ливанский оружейный трафик имеет первостепенное значение для боевиков оппозиции, оперирующих в районе Хомса и пригородов Дамаска. Однако пока до стабилизации далеко: практически каждый день на границе происходят стычки с контрабандистами и обстрелы сирийских военных, как например, это было 2 июля, когда в результате ракетного обстрела поста иммиграционного контроля с территории Ливана были ранены двое пограничников.
Между тем, перехват 27 апреля ливанскими военными корабля "Лютфаллах II ", шедшего из ливийского порта Мисурата с оружием для сирийской оппозиции, заставил главных спонсоров антиасадовского движения в лице Катара и Саудовской Аравии несколько пересмотреть масштабы его транспортировки. После этого все необходимое для боевых действий доставляется более мелкими партиями.
Есть данные о том, что перехват "Лютфаллах II" произошел именно по причине разницы в подходах к событиям в Сирии противников Асада. В этом деле также проявилась и "особое мнение" Турции. По данным ливанских источников, получив информацию о готовящемся задержании, команда "Лютфаллаха II" запросила Турцию о заходе в ее воды, однако Анкара отказалась спасать снаряженный конкурентами груз.
Перехват корабля с грузом оружия севернее ливанского порта Триполи, осуществленный коммандос ВМФ Ливана, произошел после получения информации ливанскими спецслужбами. И на борту корабля, совершавшего чартерный рейс по заказу сирийского бизнесмена, живущего в саудийском городе Джидда, находилось не "топливо для двигателей", как значилось в документах, а разнообразное военное снаряжение, включая пулеметы и пока еще сравнительно редко встречающиеся у противников Асада ПТРК.
Вопрос в том, как в распоряжение ливанских спецслужб попали эти данные. Согласно источникам в Бейруте, сообщение о содержимом трюма корабля ливанскому Военному разведывательному управлению, работающему в тесном контакте с "Хизбаллой" и со своими сирийскими коллегами, поступило из штаба временных сил ООН в Ливане. В свою очередь, эти данные попали туда от западных разведслужб в Ливии еще до отплытия корабля из Ливии.
Следует заметить, что пока Запад не проявляет активных действий в отношении сирийского режима в Ливане. Более того, территория этой страны используется как канал связи между спецслужбами стран НАТО и Сирии. Ответственный за ливанское направление в работе сирийской военной разведки Мохаммед Нассиф Хеирбек и личный советник по безопасности Башара Асада проводил здесь встречи со своими западными коллегами. Одна из них состоялась в апреле, незадолго до перехвата в Ливане с грузом оружия из Ливии.
Тон задавали представители французских и в меньшей степени британских спецслужб. Основной целью этих консультаций был запуск канала связи между Западом и режимом Асада, через который ему озвучивают те или иные предложения, касающиеся условий его ухода. Также Париж и Брюссель рассчитывают на то, что он станет в ближайшей перспективе средством более-менее регулярной коммуникации для самого официального Дамаска.
По другим данным, эти сведения раздобыла "Хизбалла", которая, пользуясь обстановкой хаоса после Второй Ливанской войны, протянула свои коммуникации связи с юга страны и из района Баальбек к центру Бейрута. По информации ливанских источников, после обнаружения этого канала связи "Хизбаллы" и подключения к нему удалось установить причастность этой группировки и шиитской организации "Джихад аль-Бинаа" ("Священная борьба за строительство") к ликвидации в 2005 г. ливанского премьера Рафика Харири.
Обнаружить сеть "Хизбаллы" помогли ливанские христиане, которые не дали ей проложить эти коммуникации по своей территории, заставив ее обойти. Так, например, было в районе деревни Тарчич. В настоящий момент эта сеть используется как средство коммуникации исключительно военным крылом организации.
В этом деле также нельзя не отметить и разницу в подходах западных стран и арабских монархий Персидского залива, которые поддерживают сирийскую оппозицию деньгами и оружием практически открыто. Последние девять месяцев Катар активно использует ливийцев для переброски необходимых сирийским боевикам грузов и обучения боевиков.
Запад же до сих пор делал основную ставку на усиление санкций и дипломатического давления в отношении режима Асада. И пока спецслужбы европейских стран воздерживались от активной поддержки сирийской оппозиции. Этот курс не изменила и победа во Франции Ф.Олланда ввиду раскола во мнениях относительно того, кому, как и в каких объемах оказывать помощь. Подобная тенденция отражается и в работе французских спецслужб, которые указывают на то, что сирийская оппозиция в случае свержения Асада будет еще менее лояльной по отношению к Западу вообще и Франции в частности, чем нынешний режим.
Особое значение в этой связи приобретает мнение бывшего шефа DGSE Жан-Клода Куссерана, наладившего в свою бытность советником французского посольства в Дамаске в 1993-96 гг. отношения с сирийскими спецслужбами, обеспечив им "техническую помощь".
Захват корабля с оружием заставил усилить его переброску по другим каналам, в том числе турецкому и иорданскому. Однако оружие продолжают прибывать в Сирию и по "ливанскому маршруту". В числе отправленных прежним путем через Триполи грузов числится партия ПТРК и даже несколько минометов.
Согласно источникам в западных спецслужбах, помощь в прохождении сирийских заслонов на границе оказывают некоторые подкупленные людьми ливанского суннитского лидера Саада Харири бойцы "Хизбаллы", причем некоторые из них уже были арестованы местными спецслужбами.
Операции спецслужб Башара Асада в Ливане
Режим Башара Асада проводит операции против тех, кто поддерживает Сирийскую Свободную армию (ССА), еще с апреля и за минувшие месяцы влияние Дамаска на события в Ливане усилилось.
Башар Джаафари, представляющий Сирию в ООН, жалуется в конце мая в своем письме на то, что сопредельная территория в Ливане, примыкающая к сирийской границе, "стали оплотом для террористов из "Аль-Каиды" и "Братьев-мусульман", работающих на подрыв мирного плана Кофи Аннана. А в это время сирийские спецлужбы пытаются взять ситуацию в этой стране под контроль.
Несмотря на соблазн ввести на территорию Ливана войска, сирийский режим избегает этой ловушки, которая бы послужила поводом к объявлению его "агрессором" и предпочитает использовать для этих нужд ливанских пограничников и, особенно, спецслужбы, в том числе и военные, с которыми тесно связаны их сирийские коллеги через "Хизбаллу".
С их помощью вышеупомянутый Мохаммед Нассиф Хеирбек скоординировал несколько операций против выявленных ливанцев, которые поддерживали сирийских боевиков на севере Ливана (в районе Триполи).
В результате 12 мая по подозрению в налаживании контрабандной доставки на территорию Сирии оружия был арестован один из лидеров местных салафитов Чади Мавлави. По данным местных источников, позднее он отказался от каких бы то ни было связей с сирийскими боевиками.
А 20 мая при попытке преодоления заграждения ливанской армии вблизи сирийской границы в Хальбе был убит вместе со своим телохранителем имам шейх Ахмад Абдель Вахед. Сирийские спецслужбы охотились на него как на одного из организаторов помощи боевикам. По ливанским источникам, он оказал сопротивление и погиб в перестрелке.
На следующий день, когда его тело выдали родственникам, на похоронах этого влиятельного шейха собрались тысячи суннитов. По имеющейся информации, многие из них поклялись отомстить за его гибель и продолжить "его дело".
Тем временем, алавитское меньшинство в Триполи продолжало свои вторжения из района Джебель Мохсен в соседний суннитский квартал Баб Теббане, где проходят лечение раненые сирийские боевики.
При этом ливанская спецслужба General Security, возглавляемая шиитом Аббасом Ибрагимом, платит Дамаску за финансовую и прочую помощь сотрудничеством. Так, ее сирийские коллеги 19 мая захватили троих боевиков, связанных с похищением в прошлом году эстонских туристов в долине Бекаа.
Между тем, ливанская военная служба безопасности, которую формально возглавляет генерал Эдмонд Фадель ( христианин), но которой на деле руководят трое его шиитских заместителей, также пытается предотвратить поставки оружия ССА через Северный Ливан.
Возможное участие "Хизбаллы" в сирийских событиях
Говоря о роли Ливана в развитии событий в Сирии, нельзя не отметить и "обратную связь" относительно участия ливанцев в борьбе на стороне Асада на сирийской территории. Как известно, противники режима обвиняют "Хизбаллу" в участии в подавлении "революции". В качестве доказательства участия ливанских шиитов в борьбе с противниками сирийского режима оппозиция указывает на задержание в районе Идлиба группы из 11 "паломников из Ливана", которые, по ее версии, на самом деле являются высокопоставленными эмиссарами "Хизбаллы".
Эти события имели место на сирийско-турецкой границе, которые привели к мобилизации усилий региональных разведслужб. Это может косвенно говорить о возможной принадлежности хотя бы части из этих "шиитских пилигримов" к числу тайных агентов.
Ответственность за их похищение в провинции Идлиб взяла на себя 22 мая малоизвестная группировка "Сирийские повстанцы в Алеппо", связанная с диссидентской фракцией ССА Хуссама Эддина Авака, финансируемой Саудовской Аравией.
После этого пленников разделили на две группы: первая – это настоящие паломники, которые возвращались через Турцию и Алеппо из Ирана; вторая – заподозренные агенты "Хизбаллы". Среди последней такие деятели как Аббас Шеиб и Хусейн Хаммуд, а также другие подозрительные люди, идентифицировать "чистоту" которых боевики сразу не смогли. Их подозрения относительно истинных целей пребывания в Сирии этих ливанцев усиливало то, что при них оказались мощные бинокли и современные камеры с такими технологиями, которые не встретить у обычных путешественников.
Тема ливанских паломников поднималась также в Санкт-Петербурге после встречи с делегатами ЕС, проходившей 2 – 3 июня. По инициативе российских представителей, 6 июня прошли консультации по энергетической безопасности и Ближнему Востоку с участием ливанских, иранских и турецких представителей.
Согласно ливанским источникам, группировка Хуссама Эддина Авака требовала за освобождение заложников полного вывода бойцов "Хизбаллы" с территории Сирии и прекращения их участия в подавлении "восстания". Второе условие – возвращение останков Хусейна аль-Хармуша, основателя движения "Свободные сирийские офицеры", который, по одной из версий, был схвачен в сентябре 2011 г. спецслужбами Асада на территории Турции, вывезен в Сирию и казнен.
Это дело показало также и ограниченность влияния на сирийских боевиков, как властей, так и спецслужб Турции, обещавших еще 25 мая быстро найти и освободить задержанных паломников. Турецкая спецслужба MIT, связанная с ССА, ничем не смогла помочь. Напрасно ждали появления пленников в условленном месте на границе с Сирией представители ливанских властей. По разным данным, похищенных ливанцев противники Асада переправили на турецкую территорию в приграничную зону, а по другим – они так и остались в Сирии.
После этого шеф MIT Хакан Фидан 30 мая принял в Стамбуле ливанских премьер-министра и министра внутренних дел. На этой встрече он изложил им свой расклад событий. В любом случае, произошедшее доказывает, что Турция не имеет решающего влияния на сирийскую радикальную оппозицию. Даже ту ее часть, которая пользуется ее поддержкой и оперирует в приграничных районах Сирии.
Несмотря на заявления сирийской оппозиции относительно активного участия "Хизбаллы" в подавлении движения против Башара Асада, западные спецслужбы это не подтверждают. Но в то же время они отмечают якобы имевшие место факты гибели бойцов шиитского движения в Сирии. По данным ливанских источников, по меньшей мере, семеро боевиков "Хизбаллы" погибли на сирийской территории с момента начала "арабской весны" в этой стране. Эти данные очень поверхностные и они базируются на данных пограничников, фиксировавших перемещение представителей "Хизбаллы" через сирийско-ливанскую границу в Ливан и их грузы, в том числе и трупы погибших в Сирии бойцов.
По информации ливанских источников, трое из них погибли в районе города Блудан между Дамаском и Бейрутом, еще двое были убиты в Хомсе, а двое остальных пали в пригородах Дамаска. По этим же данным, некоторые трупы были изуродованы сирийскими боевиками в знак ненависти по отношению к иностранцам, сражающимся бок о бок с силовиками Асада против оппозиции.
Утверждения относительно возможного участия "Хизбаллы" в сирийских событиях поступали и раньше. Еще в августе 2011 г. европейские СМИ и в частности, Radio France, публиковали положения "неопубликованного доклада" верховного комиссара ООН по беженцам (UNCHR), в котором сообщалось о том, что бойцы "Хизбаллы" и КСИР фактически выполняют задачи заградотрядов, расстреливая дезертиров сирийской армии. "Хизбалла" тут же опровергла эти заявления. Однако "нейтралитет" этого движения с точки зрения противников режима Асада выглядит нелогично.
Еще одно заявление относительно причастности "Хизбаллы" к подавлению "сирийской весны" появилось в начале марта 2012 г. В частности, газета "Аш-Шарк аль-Аусат" опубликовала интервью с бывшим бригадным генералом армии Асада, служивший в разведке ВВС, который якобы дезертировал и перешел на сторону оппозиции.
В этом материале говорилось о том, что в Сирии будто бы действует иранская танковая бригада и четыре батальона "Хизбаллы" (101-й, 102-й и 103-й, а также особый батальон спецназа, предназначенный для точечных ликвидаций).
Как утверждает та же газета "Аш-Шарк аль-Аусат", в подавлении сирийской оппозиции участвуют специально подготовленные части "Хизбаллы". В том числе состоящие из бойцов, обучавшихся в Сирии. По ее данным, специализацией того же 101-го батальона является уличный бой. Поэтому его солдаты могли принимать участие в спецоперациях в пригородах сирийской столицы.
Как бы там ни было, но переоценивать значение возможного участия "Хизбаллы" в подавлении оппозиции не стоит. Главным образом, ее помощь состоит в нейтрализации угроз режиму Асада на территории самого Ливана. Что же касается возможного активного участия "Хизбаллы" в боевых действиях внутри Сирии, то пока оно просматривается сравнительно слабо. В том числе и потому, что многие ливанские бойцы знают сирийскую местность хуже самих сирийцев и подготовлены они скорее к ведению партизанских, нежели антипартизанских действий. Тем более, что у режима Асада пока нет недостатка в преданных бойцах, хотя они и не могут физически обеспечить присутствие во всех потенциально опасных для режима районах.
Однако в перспективе, в случае резкого ухудшения обстановки в Сирии, "Хизбалла", для которой сохранение проиранской ориентации официального Дамаска является жизненно необходимым, может принять в развивающихся событиях более активное участие.
В любом случае, втягивание Ливана во внутрисирийский конфликт, учитывая там наличие интересов Дамаска, Тегерана, Эр-Рияда и других просирийских (проиранских) и просаудовских группировок, было лишь делом времени.
С.С.Балмасов 6.07.2012 Источник: centrasia.ru.
Рейтинг публикации:
|