ОАГ: реформа или смерть
Основной темой 42-й генеральной ассамблеи Организации американских государств /ОАГ/, проходившей с 3 по 5 июня в боливийском городе Кочабамба, должна была стать продовольственная безопасность региона. Однако этого не произошло. Несмотря на утвержденную повестку дня, этот вопрос отошел на задний план, и его место заняли жаркие дебаты о реформе самой организации и ее структур.
Хотя в итоговой резолюции выражается приверженность борьбе с голодом, от которого страдают 53 млн жителей стран Латинской Америки и Карибского бассейна, в целом документ в отношении продовольственной безопасности свелся к общим фразам при отсутствии конкретных планов, проектов и четких сроков их реализации.
Генеральная ассамблея превратилась в площадку для дискуссий между двумя противоборствующими лагерями, суть которых сводилась к необходимости реформирования ОАГ или ее роспуску. В одном углу ринга оказались государства- участники "антиимпериалистического" Боливарианского альянса народов нашей Америки /АЛБА/, в который входят Боливия, Венесуэла, Куба, Никарагуа, Эквадор, а также островные карибские страны Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины, Содружество Доминики. Им пытались противостоять США при поддержке Канады. Можно сказать, что победу по очкам одержала первая сторона, которая выступила с острой критикой Межамериканской комиссии по правам человека, действующей в рамках ОАГ.
Президент Боливии Эво Моралес, принимавший на своей территории генеральную ассамблею ОАГ, заявил, что Межамериканская комиссия по правам человека должна следить за соблюдением прав человека не только в Латинской Америке, но и в США, в противном случае ей лучше прекратить свою деятельность. По его словам, эта комиссия обращает внимание на "проблему прав человека только в тех странах, президенты которых не согласны с политикой правительства Соединенных Штатов".
Он призвал к глубокой реформе Организации американских государств, отметив, что есть только два пути: либо она "умрет на службе империи", то есть США, или "возродится на благо народов Америки". Боливийский лидер напомнил, что ОАГ появилась на свет в эпоху "холодной войны" под девизом "Америка для американцев", но на деле превратилась в "министерство по делам колоний Соединенных Штатов".
Глава государства подчеркнул, что большая часть деятельности организации сводилась к "вмешательству во внутреннюю политику других стран, покрыванию военных режимов", "подавлению социальных движений, боровшихся за освобождение" и к борьбе с социализмом. На открытии ассамблеи Моралес также призвал упразднить Межамериканский договор о взаимопомощи, который, по его мнению, превратился в "инструмент доминирования", созданный ОАГ. "Если все мы, страны Латинской Америки и Карибского бассейна, заслуживаем уважения, то необходимо покончить с военными базами США в регионе", – добавил Эво Моралес.
В таком же ключе в беседе с журналистами высказался министр иностранных дел Венесуэлы Николас Мадуро, по мнению которого Межамериканская комиссия по правам человека служит "инструментом внешней политики госдепартамента США". В свою очередь министр иностранных дел Эквадора Рикардо Патиньо также подчеркнул необходимость реформы Организации американских государств, которая должна пройти перезагрузку или исчезнуть с политической карты региона.
В то же время генеральный секретарь ОАГ Хосе Мигель Инсульса призвал крайне осторожно подходить к изменению системы контроля за соблюдением прав человека организации, поскольку она прошла испытания временем и хорошо зарекомендовала себя. "Факт остается фактом, что в последнее время возникли определенные проблемы, которые мы должны решать, но не действовать против системы, а способствовать ее совершенствованию и укреплению", – подчеркнул он. По словам Инсульсы, государства-участники ОАГ нуждаются в сильной и автономной Межамериканской комиссии по правам человека и Межамериканском суде по правам человека. Однако эти структуры "в своей деятельности должны учитывать точку зрения демократических правительств Западного полушария", добавил он.
В свою очередь помощник госсекретаря США по делам Западного полушария Роберта Джейкобсон также призвала укреплять систему прав человека и соблюдать принципы независимости и автономии Межамериканской комиссии и суда по правам человека.
Одним из итогов 42-й генеральной ассамблеи ОАГ стало принятие после 6 лет дискуссий так называемого Социального устава американских государств, который призван защищать коллективные права граждан региона. В документе, в частности, говорится, что "американские народы имеют законное право на социальную справедливость, а их правительства обязаны стоять на ее страже". Правда, для претворения в жизнь социального устава необходимо выработать еще и план действий. По мнению участников ассамблеи, принятый документ станет дополнением к Межамериканскому демократическому уставу, в котором демократия провозглашается основой развития стран Западного полушария.
Нельзя не отметить, что "гвоздем" ассамблеи стало выступление президента Эквадора Рафаэля Корреа, принимавшего участие в генеральной ассамблее ОАГ, которая, согласно уставу организации, проводится на уровне министров иностранных дел. Корреа прибыл на ассамблею по приглашению Моралеса и также выступил с резкой критикой Межамериканской комиссии по правам человека, которая, по его мнению должна быть реформирована или расформирована. Эквадорский президент обвинил ОАГ в неэффективности в разрешении таких "колониальных" пережитков, как требования Аргентины к Великобритании о возвращении спорных Мальвинских / Фолклендских/ островов и отмены экономической блокады Кубы со стороны США.
Он отметил, что в свое время Межамериканская комиссия по правам человека сыграла историческую роль в борьбе с военными диктатурами в Латинской Америке. Однако сейчас, когда в регионе к власти пришли демократические правительства, она обращается с ними "хуже, чем с диктаторскими режимами". Эквадорский лидер также назвал "ошибочным", что штаб-квартира Межамериканской комиссии по правам человека находится в США, которые даже не подписали Межамериканскую конвенцию по правам человека.
В ответ помощник госсекретаря США по делам Западного полушария Роберта Джейкобсон призвала ответственно подходить к реформе межамериканской системы прав человека. "Все мы хотим улучшить и усовершенствовать работу ОАГ и ее институтов, но это означает, что нам необходимо постоянно взаимодействовать, чтобы прийти к консенсусу, и только так мы можем добиться своей цели", – подчеркнула она.
В конечном счете участники встречи сошлись на необходимости реформы межамериканской системы прав человека, но решили отсрочить этот вопрос на несколько месяцев. За это время постоянный совет должен выработать конкретные предложения и вынести их на рассмотрение генеральной ассамблеи ОАГ. Речь, в частности, идет об изменении устава Межамериканской комиссии по правам человека, чтобы перед вынесением своих решений она консультировалась с государствами, входящими в состав ОАГ. Кроме того, комиссии предлагается пересмотрела принципы, критерии и подходы при подготовке докладов с оценкой ситуации с правами человека в государствах региона.
На генеральной ассамблее ОАГ сразу четыре латиноамериканские страны – Боливия, Венесуэла, Никарагуа и Эквадор – объявили о выходе из Межамериканского договора о взаимопомощи /ТИАР/. Как заявил журналистам министр иностранных дел Эквадора Рикардо Патиньо, "наши страны приняли решение похоронить то, что давно этого заслуживает, или, другими словами, выбросить в мусорное ведро то, что уже ни на что не годно".
В договоре, принятом в 1947 году в Рио-де-Жанейро, в частности, говорится, что нападение на любую из стран Организации американских государств /ОАГ/ расценивается как нападение на каждую из них. По словам Патиньо, этот документ, направленный на защиту от внешних агрессии против региона, не сыграл никакой роли во время вооруженного конфликта между Аргентиной и Великобританией за спорные Мальвинские /Фолклендкие/ острова в 1982 году. Он отметил, что этот договор не имеет никакого смысла, поскольку уже "давно мертв и требует захоронения".
Боливия, Венесуэла, Никарагуа и Эквадор также воспользовались случаем, чтобы вновь призвать к глубокой реформе Организации американских государств, которая, по их мнению, должна либо в корне изменить свои подходы, либо исчезнуть с политической карты региона. Кроме того, они открыто выступили за свертывание работы Межамериканской комиссии по правам человека, обвинив ее в том, что она действует по указке США и делает своей мишенью только "левые" правительства региона.
На правах "хозяина" 42-й генеральной ассамблеи ОАГ боливийский лидер Эво Моралес в очередной раз пытался привлечь страны Америк на свою сторону в решении проблемы выхода к морю, утраченного Боливией в результате так называемой Тихоокеанской войны /1879-1884/ с Чили.
Установленные лишь в 1978 году дипломатические отношения между двумя государствами до сих пор поддерживаются на уровне советников-посланников. Переговоры по вопросу о выходе Боливии к морю в прошлом году фактически зашли в тупик после того, как Боливия заявила, что при поддержке испанских и аргентинских юристов обратится в международный суд, чтобы урегулировать спор об утраченной территории на тихоокеанском побережье. В ответ чилийские власти неоднократно заявляли, что судебные иски никак не совместимы с мирным диалогом.
Однако несмотря на попытки Боливии поднять на генеральной ассамблее вопрос выхода к морю, большинство участников форума открыто поддержали мнение Чили в том, что это тема двусторонних отношений и переговоров, которая должна обсуждаться на уровне правительств двух стран.
Вместе с тем ОАГ поддержала позицию Аргентины по спорным Мальвинским /Фолклендским/ островам, призвав Великобританию вернуться за стол переговоров. Эти территории в Южной Атлантике ровно 30 лет назад стали причиной короткой, но кровопролитной войны между двумя странами.
Участники генассамблеи подчеркнули важность возобновления диалога для поиска "мирного решения затянувшегося конфликта". Соответствующую резолюцию поддержало большинство стран-членов ОАГ. Канада отвергла текст в существующей редакции под предлогом того, что "только жители Мальвинских островов могут определять свое будущее". В свою очередь США заявили, что "признают британскую администрацию островов", но воздерживаются от того, чтобы занять позицию одной из сторон.
Резолюция была принята по настоянию министра иностранных дел Аргентины Эктора Тимермана, который подчеркнул, что Великобритания отказывается начать переговоры, игнорируя 39 резолюций ООН. Он призвал британскую делегацию незамедлительно вернуться к диалогу вокруг спорных территорий, подчеркнув, что, если будет положен конец пережиткам "колониализма, то остальные проблемы решатся сами собой".
В целом 42-я генеральная ассамблея ОАГ в очередной раз показала, что Соединенные Штаты теряют свое влияние в Латинской Америке. Помощник госсекретаря США по делам Западного полушария Роберта Джейкобсон даже не получила возможности зачитать свое выступление в поддержку существующей межамериканской системы прав человека. По итогам встречи было принято решение, что следующая генеральная ассамблея Организации американских государств пройдет в 2013 году в Гватемале. Тихоокеанский альянс: прорыв на Восток?
Состоявшийся 6 июня в чилийском городе Антофагаста саммит Колумбии, Мексики, Перу и Чили положил начало новому интеграционному объединению – Тихоокеанскому альянсу /ТА/. Этот шаг представляет собой серьезную попытку создавших субрегиональный блок стран сформировать предпосылки для усиления экономического роста.
Экономическая статистика у организации довольно внушительная: 40 проц. ВВП Латинской Америки и 55 проц. объема экспорта региона. В странах ТА проживает более 200 млн человек, а общий внутренний валовый продукт превышает 1,5 трлн долларов.
Одной из ключевых целей Альянса заявлено продвижение внешнеторговых интересов своих членов на тихоокеанские рынки и, прежде всего, китайский. У Мексики, Перу и Чили уже есть соглашение о свободной торговле с Пекином, а Колумбия находится на стадии обсуждения условий подписания подобного документа. Однако КНР не является единственным ориентиром для этих стран. Речь сейчас идет о более активном продвижении товаров в страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии /АСЕАН/ и возможном подписании отдельного договора с этой региональной структурой.
В ближайшем будущем основной акцент в Тихоокеанском альянсе будет сделан на создании рабочих комиссий, которые займутся подготовкой соглашений о свободном перемещении товаров, услуг, финансов и рабочей силы в рамках альянса. Подобные свободы существуют и в Европейском Союзе, с которого Латинская Америка всегда старалась брать пример в сфере интеграции.
Одним из главных достижений саммита можно назвать отмену виз между четырьмя государствами. Через шесть месяцев граждане стран ТА смогут спокойно путешествовать по территории друг друга. Это и есть один из принципов реализации свободы передвижения рабочей силы. Кроме того, была достигнута договоренность о взаимном признании дипломов высших учебных заведений членами объединения.
Есть также наметки в сфере координации внешней торговли. Как стало известно, государства, входящие в интеграционную структуру, в будущем должны создать торговые представительства организации в основных азиатских странах- партнерах, к которым относятся Китай, Южная Корея, Япония. В перспективе это может означать переход к единой внешнеэкономической стратегии, а затем и к полноценному экономическому союзу. Кроме того, для устранения противоречий между членами блока предусмотрено формирование специальных комиссий по рассмотрению торговых споров.
Однако все это перспективы далекого будущего. В ближайших планах у организации – прием новых членов – Коста- Рики и Панамы. Обе страны придерживаются той же идеологии, что и создатели Тихоокеанского альянса – они представляют собой либеральные экономики, готовые искать экспортные возможности. По словам экспертов, проблемы с членством этих стран возникнуть не должно. Однако они не смогут произвести радикальной перемены в блоке в силу невысокого объема продаж товаров за рубеж – 10 млрд долл. у Коста-Рики и 13 млрд долл. у Панамы.
Более важным сейчас является присоединение Мексики к Интегрированному латиноамериканскому рынку /MILA/, представляющему собой виртуальную фондовую биржу, на которой котируются ценные бумаги Колумбии, Перу и Чили. По объему средств в торгах эта площадка занимает второе место в Латинской Америке. Вступление Мексики способно придать больший динамизм данному проекту.
С геополитической точки зрения Тихоокеанский альянс представляет собой определенную альтернативу Общему рынку стран Южной Америки /МЕРКОСУР/. С одной стороны, в ТА входят молодые либеральные экономические системы, которые нацелены на развитие сотрудничества со странами Тихоокеанского региона. В то же время МЕРКОСУР в настоящее время представляет собой торговый блок, который переживает период определенной стагнации. Участникам организации не удалось добиться ожидаемой динамики в торговле, что вызвало разочарование в потенциале организации. Кроме того, экономический кризис вызвал возврат к протекционистской политике у двух главных государств МЕРКОСУР – Аргентины и Бразилии. При этом в подвешенном состоянии остается вопрос о заключении соглашения о свободной торговле между интеграционным объединением и Евросоюзом, который и был выбран в качестве основного рынка сбыта продукции для МЕРКОСУР. Да и сам ЕС все глубже утопает в трясине кризиса. На фоне этих проблем перспективы Тихоокеанского альянса выглядят куда более радужными.
Однако необходимо понимать, что выйти на азиатский рынок странам Альянса будет очень сложно. Им практически нечего предложить, кроме сырья и продуктов питания. Вряд ли тех же китайцев смогут заинтересовать колумбийская электроника или мексиканские автомобили. Поэтому членам Тихоокеанского альянса придется еще решать, чем они могут привлечь "азиатских тигров".
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС Источник: rodon.org.
Рейтинг публикации:
|