За последние годы Исламская Республика Иран (ИРИ) не раз подвергалась террористическим атакам. Началом интенсивной волны террора можно считать 2005 год, так как ранее в течение несколько лет наблюдалось практически полное отсутствие террористической угрозы. С 2005 террористическая активность в стране резко усилилась. При этом она сосредоточилась в нескольких регионах страны: провинции Хузестан (на границе с Ираком), провинции Систан и Белуджистан (на границе с Пакистаном), провинции Курдистан (на границе с Турцией) и Западный Азербайджан (на границе с Ираком и Турцией).
Из минимум 80 террористических актов, произошедших в Иране с начала 2005 по июнь 2011, можно выделить 15 вооруженных нападений, восемь заказных убийств и одно покушение на убийство, 50 взрывов, минимум шесть случаев взятия людей в заложники и похищения человека с целью выкупа. Всего за шесть лет жертвами терактов в ИРИ стали минимум 378 человек, минимум 959 человек были ранены. Особенностью их осуществления является то, что при небольшом количестве инцидентов наблюдается значительное число жертв, причем с 2007 года идет постоянное увеличение убитых в результате насильственных действий террористических групп.
Группы, которые совершали террористические акты на территории ИРИ в последние годы, до 2005 года никак не проявляли себя. Это оказались совершенно новые террористические организации, которые пришли на место Организации моджахедов иранского народа (ОМИН), группировки, прекратившей вооруженную борьбу в 2003 году. Наибольшую активность проявили:
- «Джунуд Аллах, мождахеди ас-Сунна [Солдаты Аллаха, моджахеды Сунны]» или «Джундалла» (Junud Allah Organization for the Sunni Mujahideen in Iran),
- Партия свободной жизни Курдистана (ПСЖК) (Party of Free Life of Kurdistan, Partiya Jiyana Azad a Kurdistanê [PJAK]),
- Арабское движение борьбы за освобождение Ахваза (The Arab Struggle Movement for Liberating Ahvaz).
Одной из особенностей террористической активности в Иране за последние годы является ее этническая составляющая. Подавляющее большинство терактов произошло в тех провинциях страны, где проживают этнические меньшинства. Наиболее взрывоопасной остается провинция Систан и Белуджистан. Начиная с 2007 года террористическая активность «Джундаллы» начала возрастать, что можно проследить не столько по количеству совершенных ее терактов, сколько по числу убитых от ее рук военнослужащих ИРИ и гражданского населения. Преобладающей формой терактов «Джундаллы» были взрывы бомб и вооруженные нападения.
Другую динамику можно наблюдать в Курдистане и Западном Азербайджане, где действовала Партия свободной жизни Курдистана. После активизации деятельности в 2005 и 2006 годах она практически никак себя не проявляла в следующие три года, и только начиная с 2010 ее акции приобрели достаточно интенсивный характер. Наиболее распространенными формами террористических действий были вооруженные нападения на военнослужащих ИРИ.
Успешными можно назвать действия иранских вооруженных сил в Хузестане, где с 2007 был только один человек, убитый в результате теракта, хотя в 2005 и в 2006 годах действия террористов в этой провинции были очень интенсивными. Преобладающей формой терактов были взрывы бомб.
Тегеран как город и как одноименная провинция оставался единственным регионом этнического большинства, где произошло более одного террористического акта. Преобладающей формой террористической активности были заказные убийства и покушения на убийство.
Иранские власти вели против террористов непрекращающуюся борьбу, достигнув определенных успехов. Так, 23 февраля 2010 года иранскими спецслужбами был арестован лидер «Джундаллы» Абдольмалек Риги. Он и его помощник воспользовались услугами авиакомпании «Кыргызстан», осуществляющей прямые рейсы из Дубая в Бишкек (билеты на этот рейс, по данным иранских СМИ, были приобретены ими на другое имя и по фальшивым документам). Они летели на самолете Boeing 737-300. Два истребителя иранских ВВС вынудили этот самолет приземлиться в городе Бендер Аббас, находящемся на юге Ирана. На борт самолета поднялись не менее четырех сотрудников иранских спецслужб в черных масках, которые вывели из самолета Риги и его помощника. В начале полета в самолете находились 119 пассажиров, но в Бишкек прилетело 117 человек.
Через несколько дней по иранскому телевидению была показана запись признания Риги, где он говорил о сотрудничестве с ЦРУ. 20 июня 2010 года смертный приговор Риги был приведен в исполнение.
В апреле 2010 силы безопасности ликвидировали террористическую группировку, связанную с религиозными экстремистами, которая планировала, по мнению спецслужб, совершить серию диверсий в провинции Курдистан и за ее пределами. У боевиков были изъяты документы, свидетельствующие об их принадлежности к религиозно-экстремистскому движению, а также значительное количество оружия и боеприпасов.
Сообщения об арестах или уничтожении боевиков террористических организаций поступали из Ирана достаточно часто. Например, в августе 2010 г. отряды Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) ИРИ на северо-западе Ирана в ходе военной операции уничтожили 26 курдских боевиков, связанных с ПСЖК. Также в этом месяце на юго-востоке страны в провинции Систан и Белуджистан была обезврежена вооруженная группировка из четырех человек, связанная с «Джундаллой». В апреле 2011 в провинции Курдистан были задержаны восемь террористов. Были изъяты оружие и боеприпасы, а также огромное количество взрывчатки.
18 июля 2011 года отряды КСИР взяли под полный контроль лагерь ПСЖК, находящийся около границы с Ираком в провинции Западный Азербайджан. По имеющимся данным, это был самый большой лагерь данной террористической группировки.
В борьбе с терроризмом иранские вооруженные силы несли потери. Многие сотрудники вооруженных сил ИРИ были убиты и ранены в результате нападения террористов. Например, 15 июля 2010 года в результате двойного теракта-самоубийства в Большой мечети Захедана (столице провинции Систан и Белуджистан) погибло 27 человека, не менее 160 человек получили ранения. Среди погибших оказались как мирные жители, так и офицеры КСИР. 20 сентября 2010 года на юго-востоке страны в районе Носратабада северо-западнее Захедана в столкновениях с террористами были убиты четверо сотрудников спецслужб КСИР, в том числе, бригадный генерал Корпуса Мохаммад Сар-Гользаи.
В организации совершенных террористических актов официальный Тегеран часто обвинял спецслужбы США и Великобритании. Это утверждение до некоторой степени подтверждается независимыми источниками. Например, английская Индепендент в 2007 году писала о том, что спецназ Великобритании в то время действовал в юго-восточном Иране. А американская телекомпания ABC News 3 апреля 2007 сообщила, что с 2005 года американская разведка координировала действия группировки «Джундалла». Телекомпания утверждала, что США осуществляли финансирование «Джундаллы» из неподконтрольных президенту и Конгрессу США фондов. Деньги передавались лидеру группировки Абдулмалику Риги через иранских эмигрантов, имевших связи в странах Европы и Персидского залива. По мнению некоторых экспертов, в 2008 году администрации Джорджа Буша удалось добиться от Конгресса согласия на выделение 400 миллионов долларов для «Джундаллы» и других антииранских террористических групп.
Несмотря на усиление в последние годы террористической активности в ИРИ, ее доля в региональном контексте остается незначительной. Например, за первые три месяца 2011 года в Ираке от рук террористов погибло 414 человек, что превышает количество смертей от терактов в Иране за весь период с 2005 по июнь 2011. Конечно, влияние одного террористического акта на политическую ситуацию в определенной стране может быть в десятки раз сильнее, чем сотни терактов в другой. Это доказала деятельности ОМИН в начале 80-х годов прошлого века, когда в результате нескольких терактов от ее рук погибли десятки депутатов иранского парламента и членов правительства, председатель Верховного суда аятолла Мохаммеда Хусейна Бехешти, премьер-министр Мохаммед Бахонар и президент Али Раджаи. Однако нельзя сказать, что в Иране за последнее время были схожие случаи.
В целом, за последние шесть лет в ИРИ прослеживалось несколько тенденций.
Во-первых, в последние годы на территории ИРИ появилось значительное число новых этнических террористических организаций, которые в отдельных случаях успешно противостояли иранским вооруженным силам.
В-вторых, необходимо отметить разнообразие действий этих террористических групп, что проявлялось во взрывах, организации заказных убийств, в вооруженных нападениях и взятии заложников.
В-третьих, с 2005 по июнь 2011 при относительно небольшом количестве терактов наблюдалось значительное число жертв. Эти акции, как правило, были очень хорошо спланированы, что может указывать на помощь в их проведении спецслужб иностранных государств.
В-четвертых, за последние несколько лет каждый год наблюдается динамика увеличения числа убитых людей в результате террористических действий.
Все эти тенденции говорят о том, что в ближайшее время Ирану не удастся полностью избавиться от террористической угрозы.
С другой стороны, можно отметить большое количество успешных акций иранских вооруженных сил против террористов. Динамика последних месяцев свидетельствует, что в СМИ появляется больше информации об удачных действиях КСИР в отношении террористических групп, чем о самих терактах. Данное обстоятельство внушает оптимизм относительно возможности иранских властей снизить террористическую угрозу внутри страны до минимума.
Никита Филин,
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ, научный сотрудник сектора Ирана ИВ РАН.