По целому ряду взаимосвязанных причин Калининградская область не стала для России "новым Гонконгом". Мало того, все большее число социально-экономических проблем затрудняет комплексное развитие этого региона. Частично они коренятся в ее географическом положении. Территория области полностью окружена таможенной территорией Евросоюза. Уже только этот фактор требует от областной администрации и федерального центра тщательно продуманной политики.
Между тем добыча нефти на калининградском шельфе развивается, однако этот регион по сей день не имеет нефтепроводов и нефтепереработки в отличие от соседних стран, бесперебойно получающих российскую нефть и ее перерабатывающих. Это, конечно, вносит свою лепту в энергетические и в целом экономические проблемы региона.
Но о строительстве перерабатывающих мощностей речь не идет. Вице-премьер областного правительства Геннадий Щербаков сообщил, что "проекты нефтепровода и НПЗ по-прежнему обсуждаются с нефтяным бизнесом, но в качестве идеи или концепции. С проектом НПЗ еще неясно: какая нефть и в каком объеме будет на нем перерабатываться. От решения этих вопросов зависит и возможная мощность этого завода".
Схожее мнение высказал автору материала губернатор области Николай Цуканов: "Проект НПЗ заинтересовал одного крупного инвестора, и, полагаю, что если будут решены все соответствующие вопросы, проект может быть реализован. Но здесь будет перерабатываться не калининградская нефть: она в основном вывозится в соседние страны. Что же касается прокладки в нашу область нефтепровода, это в настоящее время не планируется".
Между тем, как показывает опыт ряда стран, обладающих куда более отдаленными территориями, комплексное решение их энергетических проблем не только ускоряет социально-экономические развитие и расширяет внешнеэкономические возможности этих территорий, но и способствует укреплению экономических и административно-управленческих позиций центральной власти на тех же территориях.
Скажем, автономные территории Голландии в Карибском бассейне, тоже являющиеся свободными экономическими зонами, расположены "за тридевять земель". Но с 20-х годов прошлого века они располагают крупными нефтезаводами, подвергающими комплексной переработке местную шельфовую нефть, а также венесуэльскую и колумбийскую, а выпускают в том числе и продукты нефтехимии. На островах построены крупные терминалы по экспорту нефти и нефтепродуктов, в том числе по транзиту венесуэльского черного золота. Имеются и мощности по обслуживанию и ремонту танкеров и газовозов. Минимум треть этой продукции поступает в саму Голландию. Это выгодно как самим территориям, так и Нидерландам.
Эти объекты в Ораньестаде (остров Аруба) и Виллемстаде (остров Кюрасао) созданы и развиваются в рамках партнерства голландского правительства с местным и голландским бизнесом, а также с предпринимателями из США, Венесуэлы, Японии. Крупный нефтехимический комплекс и нефтяной терминал, например, были построены в 60-х годах на принадлежащем Франции острове Мартинике в местечке Калифорни-Ламантен неподалеку от Фор-де-Франса, административного центра острова. Они контролируются французским капиталом.
По данным местных источников, нефтепереработка и использование нефтерминалов ежегодно пополняют бюджеты Арубы и Кюрасао на 55–57 млн долларов в год, казна Мартиники получает минимум 40 млн долларов. Это составляет до 50–55% доходной части тамошних бюджетов. Причем до 60–65% этих поступлений напрямую через местные бюджеты идут на развитие курортно-туристической сферы, жилищно-коммунального хозяйства и сферы образования.
По данным travelworld.su и Caribbean yearbook за 2011 год, в основе экономики зависимых территорий Нидерландов в Карибском море и частично Мартиники лежит нефтепереработка. Причем эти острова демонстрируют, что нефтепереработка и туризм могут прекрасно сосуществовать, ибо внедрение "чистых" методов переработки нефти позволяет сохранять местную природную среду. Кроме того, Аруба с Кюрасао являются зоной беспошлинной торговли.
В более широком контексте Голландия и Франция традиционно осуществляют прямое или косвенное субсидирование всех своих зарубежных территорий, в результате чего уровень жизни там заметно выше, чем в соседних странах. Вдобавок грузовые и пассажирские перевозки между этими регионами и основными территориями Голландии и Франции остаются выгодными или безубыточными.
По данным Forbes Traveler (CША), голландские Карибы и Мартиника – в списке самых безопасных мест для путешествий. На этих островах минимальный уровень преступности, а политические волнения здесь вообще отсутствуют. Важными факторами стабильности являются высокая занятость и высокий уровень образованности. Например, на принадлежащих Нидерландам островах бесплатное обучение обязательно до 18-летнего возраста включительно, а с 2013 года этот уровень повысится до 21 года включительно.
Похоже, иностранный опыт управления удаленными территориями нелишне изучать.
Алексей Чичкин Источник: tpp-inform.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 266
Рейтинг поста: