В споре вокруг иранской атомной проблемы сторонам так и не удается договориться. На завершившихся в Москве переговорах "шестерка" международных посредников и делегация Ирана во главе с Саидом Джалили не достигли сближения позиций. Об этом во вторник, 19 июня, сообщила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.
Однако международной делегации впервые удалось втянуть представителей Ирана в "настоящие дискуссии", отметила глава европейской дипломатии, руководившая консультациями. По ее словам, эти дебаты были "жесткими и недвусмысленными". Переговоры неоднократно оказывались в шаге от срыва, сообщает dpa со ссылкой на дипломатические источники.
"Шестерка" готова к конкретным действиям
Одновременно Эштон сообщила, что международные посредники готовы к конкретным шагам по отношению к Ирану, если на аналогичные действия пойдет и Тегеран. "Мы предлагаем взаимные меры как первые шаги по укреплению доверия", - подчеркнула она. "Шестерка" посредников попросила иранскую делегацию предоставить ей дополнительное время для рассмотрения пакета предложений, с которыми иранцы выступили на предыдущей встрече в Багдаде.
Следующий раунд на уровне рабочих групп пройдет 3 июля в Стамбуле. После этого запланирована встреча на уровне заместителя Кэтрин Эштон и заместителя секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Багери, передает "Интерфакс". В следующей встрече будут участвовать Эштон и Джалили.
В Иране предлагают другой формат переговоров
Между тем иранская сторона вынесла на обсуждение новый формат переговоров. Вместо "шестерки" в которую входят пять стран, обладающих правом вето в СБ ООН, и Германия, они предлагают Ирану регулярно встречаться лишь с США и Россией. "В конце концов, решения в атомном споре принимают лишь эти три страны", - цитирует агентство dpa слова иранского политолога, не называя его имени.
Член иранской делегации заявил, что не видит никакой возможности достичь прогресса на переговорах при тех условиях, которые сейчас существуют. С ним согласны и иранские военные. "Мы потеряли всякую надежду в отношении этого вида переговоров", - заявил высокопоставленный генерал Мохаммед-Реза Нагди.
От переговоров в Москве ожидали решающего прорыва в дипломатическом решении иранской проблемы. С 1 июля вступает в силу нефтяное эмбарго ЕС против Ирана.
Обогащение урана в мирных целях является неотъемлемым правом Ирана
Секретарь Высшего совет национальной безопасности Ирана Саид Джалили считает, что завершившиеся сегодня в Москве переговоры по иранской ядерной проблеме с "шестеркой" были более серьезными и реалистичными, чем ранее.
"Мы воспользовались возможностью, чтобы точно, основываясь на документах, доказать, что действия в отношении Ирана незаконны, - отметил он. - Мы также объяснили, почему считаем резолюцию СБ ООН незаконной".
Джалили повторил позицию Тегерана, согласно которой обогащение урана в мирных целях является его неотъемлемым правом.
"Мы имеем право на доступ к мирному использованию ядерных технологий, - сказал он. - Обогащение урана должно быть признано. Это ключевые элементы, которые мы подняли в наших предложениях".
По его словам, "Ирану требуется 20-процентное обогащение урана". "Мы собираемся использовать его для лечения миллиона иранских больных раком, - объяснил он.- Мы готовы купить это топливо, но, согласно ДНЯО, нам его не продают. Поэтому мы смогли обогащать уран и мы способны создавать топливо для наших нужд".
Джалили выразил уверенность, что "больше нет причин противодействовать прогрессу Ирана".
По его словам, "шестерка" сейчас "стоит перед выбором, хочет ли она выбраться из прошлого тупика на переговорах и двигаться вперед".
"Мы полностью готовы сотрудничать с МАГАТЭ, но в ответ мы ожидаем, что те меры, которые были приняты против иранского народа, будут сняты, - сказал он. - Необходимо преодолеть негативное отношение к Ирану".
По его словам, следующую встречу экспертов в Стамбуле 3 июля он рассматривает как "меру доверия".
Что же касается нового полноформатного раунда переговоров "шестерки" и Ирана, то возможность его проведения определится только тогда, когда экспертные встречи дадут практический результат, отметил секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ.
"Переговоры не должны вестись ради переговоров, - подчеркнул он. - Если экспертные встречи дадут практический результат, то затем пройдут встречи наших заместителей и моя встреча с Кэтрин Эштон".
|