Кто только не принимает решения, не издает фетвы по вооруженному конфликту в Сирии. Многие пытаются даже поучаствовать в том, что происходит в далекой Стране Шам. Хотя бы со стороны. Всяк судит и рядит на свой лад.
И каждый пытается разглядеть в противостоянии то, что втайне желает увидеть: в точном соответствии с той концепцией, которая уже загодя выстроена, и на все случаи… По эту сторону баррикад свои, по ту – чужие. Суждение примитивное, страшное, преступное…
А мирные сирийцы десятками гибнут каждый день на улицах и площадях городов и селений, их захватывают в заложники, казнят средь бела дня неизвестные «спасители» и вершители «правосудия», которых в народе называют «призраками»...
Комитет по делам сохранения мира ООН вынес торопливую оценку: сражения между войсками режима и «Свободной сирийской армией» - это гражданская война. Сирийское правительство отходит от рубежей и сдает огромные территории вооруженной оппозиции. После чего тщетно пытается их отбить.
И власти, и сопротивление нашли невольно общий язык, отвергая все эти предписания, фетвы, советы, решения, которые вываливаются на них как из рога изобилия. На том и сошлись. Стороны конфликта не поддерживают точку зрения ООН: вооруженные столкновения - это не гражданская война.
Враждующие настаивают : международное сообщество ошибается… Где же, между какими жерновами, залегает истина…
Министерство иностранных дел Сирии устами своего пресс-секретаря заверяет нас в том, что «заявление ооновских представителей не соответствует действительности и что бои местного значения – это война против вооруженных группировок, избравших террор средством исполнения своих преступных целей». И что долг законно избранной власти противостоять боевикам и удерживать контроль над всей страной.
Со своей стороны Сирийская революционная генеральная комиссия опровергает определение ООН характера сирийского противостояния. В декларации, изданной вчера, так и сказано: «Ооновская оценка не отражает реальной картины всего происходящего в нашей стране и не учитывает того, что сирийский народ вершит мирную революцию». Далее тональность документа резко меняется: «Своим заявлением международное сообщество пытается поставить знак равенства между жертвой и палачом, игнорирует бойню, учиненную правящим асадовским режимом в стране, законные устремления сирийского народа к свободе и достойной жизни».
Лично я придерживаюсь иного мнения о происходящем в Сирии, отличного от того, что думает ООН по этому поводу, и от того, как оценивают события противоборствующие стороны: правящий режим и вооруженная оппозиция.
О гражданской войне совершенно справедливо перестали говорить несколько месяцев тому назад: короткий век этой так и не прижившейся дефиниции истаял на наших глазах. В Сирии творятся дела пострашнее. Это не только этнические чистки – идет региональная война «по доверенности», то есть чужими руками между двумя лагерями.
Российский лагерь. К нему примыкают Иран, Сирия, «Хезболла», вооруженные милицейские формирования шиитов Ирака. Лагерь впрямую и открыто поддерживает великий Китай и не столь откровенно – Индия и Бразилия.
Американский лагерь. В общей упряжке государства Западной Европы и Турция. Где-то ощутимо рядышком – Королевство Саудовская Аравия, арабские монархии Персидского залива. Косвенная поддержка со стороны Иордании.
Лига арабских государства при поддержке стран Персидского залива и некоторых фракций сирийского вооруженного сопротивления постоянно настаивают на реализации идеи интернационализации сирийского политического конфликта и немедленного вооруженного вмешательства для его ликвидации. Богатый опыт есть – Ливия. И сдается мне, что в эти дни затея уже приносит плоды: Сирия стала стержнем настоящего противоборства великих держав. Поступают приказы из некоей организации, простирающей свою власть не только на режим и оппозицию, но и на ЛАГ.
Не далее как вчера госпожа Клинтон, госсекретарь США, обвинила Россию в поставках режиму Асада боевых вертолетов, которые будут применяться для подавления выступлений сирийского народа.
Глава внешнеполитического ведомства Российской Федерации Сергей Лавров, находившийся с визитом в Тегеране, отреагировал мгновенно, ответив коллеге, как говорят арабы, «двойной мерой». Напомнил ей о том, что сделки по поставкам вооружений осуществляются в рамках международного права, и со своей стороны обвинил США в том, что они вооружают государства региона.
А вот независимая британская The Independent опубликовала вчера статью, в которой утверждается, что Саудовская Аравия и Государство Катар поставляют тяжелые вооружения Сирийской свободной армии, включающие противотанковые ракеты, артиллерийские орудия, боеприпасы. Через коридоры, накатанные по территории, любезно предоставленной Анкарой. Как официальные военные поставки по согласованию с самим премьером, господином Реджепом Таййипом Эрдоганом.
Под сенью «холодной войны», плавно перерастающей в «войну горячую», специальный посланник ЛАГ и ООН Кофи Аннан прилагал неимоверные усилия для исполнения сторонами шести пунктов, включающих немедленное прекращение огня, вывод с улиц городов боевой техники, диалог между режимом и оппозицией для поиска путей мирного выхода из вооруженного противостояния. В ответ две бойни, потрясшие регион и мировую общественность.
Хула и Аль-Кабир. Среди погибших много детей. Операции проводились с особой жестокостью руками милицейских формирований, состоящих на службе у режима.
В эти же дни довелось нам убедиться в том, что йеменская модель передачи власти в Сирии не срабатывает. Стороны озверели настолько, что каждая готова на любые жертвы ради торжества своей правды. Диалог не состоялся.
Зато плодотворным и эффективным оказалось сотрудничество могучих региональных и внерегиональных сил, вовлеченных, так или иначе, в войну, бушующую в Сирии. Конкретно – между Соединенными Штатами Америки, возглавляющими блок так называемых «друзей Сирии», и Российским союзом, поддерживающим постоянно правящий сирийский режим.
Лига арабских государств предпочитает оставаться в стороне от сложившегося баланса сил и не торопится придавать силу закона тем решениям по конфликту, которые принимают ее министры.
Британский министр иностранных дел дважды пострадал за эти дни от сирийского конфликта. В первый раз, когда поспешил заявить, что Сирия на грани развала. И во второй раз, когда отправился сегодня ранним утром в Москву на переговоры с российским министром Сергеем Лавровым. Там ему очень не поздоровится: Лавров давно снискал славу «человека самой жесткой риторики» в сирийском досье.
Израиль вблизи наблюдает за сирийским противостоянием. Страна охвачена тревогой. И есть от чего: внешняя разведка не исключает трагического исхода всей этой «весенней» затеи.
Если режим падет, Сирия превратится в несостоятельное государство, как это случилось с Ираком и ранее – с Афганистаном. И тогда никто не сможет помешать радикальной оппозиции и исламистским боевым группировкам прибрать к рукам химическое оружие, надежно упрятанное до поры в армейских арсеналах.
Угрожая применением оружия массового уничтожения, экстремисты попытаются перекроить на свой лад политическую карту региона. Подобный исход тревожит и некоторые арабские режимы, не примкнувшие к интифадам, способные здраво мыслить и трезво оценивать ситуацию. И они же предостерегают, что до разрушительных и опасных химических вооружений смогут дотянуться через границы террористы всех мастей. И местные и залетные…
Мировое сообщество никак на реальную угрозу не реагирует, настойчиво призывая к крестовому походу против Дамаска.
Выходит, есть кое-что и пострашнее гражданской войны…