Успех иранских сил ПВО, сумевших не только обезвредить, но успешно перехватить управление американским беспилотником-шпионом RQ-170 Sentinel и посадить его с минимальными повреждениями наглядно показал, насколько серьезным может быть провал в случае недооценки стойкости информационных линий управления современными интеллектуальными боевыми платформами. Можно предположить, что неофициальный визит министра обороны США в Афганистан, с территории которого и был утрачен аппарат, явилось неприятным следствием этой потери – сейчас минобороны и ЦРУ необходимо срочно принимать меры по минимизации ущерба: американцам придется серьезно усилить безопасность командных линий, так как ситуация с беспилотником может повториться и на других системах вооружения, что делает невозможным эффективное использование американских ВВС в случае потенциального конфликта с Ираном.
Возможно, что именно осознание грозящей угрозы и побудило руководство крупнейших «китов» оборонного комплекса США в последние месяцы существенно активизировать исследования и разработки средств и методов защиты информации, а также разработки атакующего информационного оружия разных видов.
Ранее мы писали об активной работе в этом направлении компании Northrop Grumman – одной из наиболее высокотехнологичных компаний оборонно-промышленного комплекса США, разработчика того самого RQ-170 Sentinel. Не так давно компания открыла первый свой иностранный филиал за пределами США. Основной объявленной задачей этого нового подразделения как раз и является выполнение научно-исследовательских работ в области совершенствования средств и методов защиты информации.
Помимо Northrop Grumman другой «кит» американской оборонки - Lockheed Martin – также активизировала работы в указанной области. Одна из заявленных причин – в последнее время резко возросло число вторжений в информационные системы корпорации с целью хищения информации, связанной с перспективными проектами в области вооружений.
Ситуация действительно очень любопытная. Традиционно, гиганты оборонного комплекса сосредотачивались на масштабных проектах создания новейших образцов вооружения и военной техники. Northrop Grumman - крупнейший поставщик ВМС США. Корпорацией создан, практически, весь современный американский авианосный флот – основа геополитического могущества США. Также из ангаров корпорации вышли суперсовременные боевые комплексы для ВВС США – достаточно вспомнить лишь B-2 Spirit. Однако в области средств и систем информационного противоборства и защиты информации корпорация никак себя не проявила. Понятно, что создание современных боевых платформ невозможно без передовых разработок и в области информационных систем, но эта область никогда не была приоритетом в работе Northrop Grumman.
Другой «монстр» - Lockheed Martin – лидер в разработке боевых систем и комплексов для ВВС США. Корпорации принадлежат и большинство разработок в области космических систем. Однако, как и Northrop Grumman, корпорация не рассматривала системы и средства ведения информационной войны в качестве приоритетного направления своей деятельности.
Что же заставляет предприятия ОПК США все активнее смотреть в сторону тематики информационного противоборства?
Первое, возможно, что нынешние контракты столь масштабны, а в условиях финансового кризиса администрация США вынуждена сокращать военные расходы, и руководство оборонных корпораций просто принимает превентивные меры на случай снижения объемов финансирования основных проектов. По некоторым данным, сегодняшние проекты в области создания информационных систем для нужд оборонного ведомства США (где, традиционно, лидеры – IBM, Oracle и др.) по объему финансирования начинают конкурировать с такими «классическими» проектами, как создание истребителя пятого поколения и др.
Второе. Накопленный корпорациями военно-промышленного комплекса опыт системных исследований в области создания сложных военно-технических систем и комплексов востребован сегодня для совершенствования существующих подходов к выстраиванию систем защиты информации. Это гораздо интереснее банальной борьбы за финансирование. Более того, сегодня одним из ключевых геополитических проектов Вашингтона является развертывание ПРО (Lockheed Martin и Northrop Grumman активно участвуют в ее создании). Среди угроз боевой эффективности этой системы основной является именно информационно-техническое поражение подсистем разведки, связи и управления.
Третье. Следует учитывать, что средства ведения информационной войны сегодня являются наиболее перспективным инструментом ассиметричного ответа – того, чего так боятся в Пентагоне. Целый ряд стран и, прежде всего, Китай сегодня активно создают системы ведения информационной войны. Поэтому, создавая любой современный комплекс вооружений необходимо учитывать, что его информационная подсистема станет объектом информационного воздействия противника.
Для работ в новом для корпорации направлении в структуре Lockheed Martin создан Перспективный Центр кибернетических инноваций и технологий (Next-Gen Cyber Innovation and Technology Center), расположившийся в вашингтонском офисе корпорации. Технологической основой является развернутая среда безопасности «Lockheed’s Clear Sky», архитектурной основой которой является облачная технология. Элементы этой среды развернуты в ключевых точках информационной инфраструктуры корпорации, что позволяет отслеживать состояние безопасности в наиболее уязвимых местах.
В нынешнем году в Великобритании открыла свое представительство американская корпорация Northrop Grumman. Основная цель британского отделения - содействовать усилению защищенности критических сегментов информационной инфраструктуры Соединенного королевства. Предполагается, что в рамках проводимых работ будут активно использованы, так называемые, стресс-тесты, когда информационные сети будут подвергаться атакам, инициированным специалистами Northrop Grumman и в наибольшей степени соответствующим природе и стилю реальных атак. Это заставляет предположить (учитывая характер работ Northrop Grumman в оборонном комплексе США), что работы будут вестись не только в области защиты, но и в области совершенствования средств атакующего информационного оружия.
В целом, подводя итого вышеизложенному, можно констатировать следующее. Сегодня, мы становимся свидетелями глубоких трансформаций, затронувших развитие такого системообразующего фактора, как военно-промышленный комплекс США. Он, вместе с финансовым рычагом – Федеральной резервной системой – является основой геополитического могущества США. И если уж корпорации ВПК США взялись за активную разработку направлений, связанных с ведением информационной войны, то можно быть уверенными, что прибыль здесь они получат никак не меньшую, чем от работ по созданию, теперь уже уходящих в прошлое, авианосных соединений.
Сергей Гриняев, ЦСОиП Источник: Центр стратегических оценок и прогнозов.
Рейтинг публикации:
|