«Asia Times»: Китай и Россия объединяются против геополитических инструментов Запада
Китай и Россия демонстрируют силу перед Западом На саммите Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) Пекин и Москва отправят всем миру четкое послание. Руководство Китая и России проводят две линии: однозначное «нет» бомбардировке Ирана и «нет» смене режима в Сирии. Президент России Владимир Путин приехал в Пекин в рамках своей первой заграничной поездки после избрания президентом, что указывает на важность отношений его страны с Китаем. И в Пекине он планирует провести переговоры со своим иранским коллегой Махмудом Ахмадинежадом. Это свидетельствует о совместной геополитической стратегии России и Китая. Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Китая Лиу Венмин озвучил российскую и китайскую точку зрения относительно продолжающегося кризиса в Сирии: «По сирийскому вопросу Китай и Россия поддерживают тесную связь и координацию в Нью-Йорке, Москве и Пекине… Позиция обеих сторон ясна всем: необходимо незамедлительно положить конец насилию и начать политический диалог». Помимо восхваления китайско-российского сотрудничества по сирийской проблеме, Лиу заявил, что обе страны выступают против использования силы в разрешении сирийского конфликта. «Китай и Россия разделяют общее мнение по этим вопросам и обе стороны выступают против иностранной интервенции в Сирию и против принудительной смены режима». Перчатка брошена. Китай и Россия не дадут согласие на использование силы против сирийского правительства в Совете безопасности ООН. Более того, Пекин и Москва строят защиту против военного милитаризма и агрессии. Для того, чтобы понять их общие интересы и методы на мировой арене, полезно изучить историю возникновения самой ШОС. ШОС образовалась от «Шанхайской пятерки» - блока наций, сформированного в 1996 году с участием Китая, России, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана. Первоначальная цель этой группы заключалась в ослаблении напряженности на границах между странами-участницами. В июне 2001 года в состав организации вошел Узбекистан, и она была переименована в Шанхайскую Организацию Сотрудничества. Основная задача новой группировки заключалась в борьбе с так называемыми «тремя бедами»: терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Данная концепция наводит на мысль о фундаментально консервативной основе российской и китайской стратегии. В России и Китае есть земли, населенные этническими меньшинствами. Россия, Китай и страны Центральной Азии сталкиваются с внутренними проблемами, которые представляют собой политические исламисты. Основная миссия ШОС, таким образом, заключается в увековечивании политического статуса-кво в Центральной Азии. С такого, довольного скромного начала ШОС превратилась в квазивоенный и политический альянс. Начиная с 2003 года, страны-участницы начали проводить совместные военные учения, которые называются «Мирные миссии». Под эгидой ШОС Китай и Россия провели свои первые военные учения в 2005 году. В последних учениях в Казахстане приняли участие более 5 тыс. российских, китайских, кыргызских, таджикских и казахских солдат. На данный момент Монголия, Индия, Пакистан и Иран имеют в ШОС статус наблюдателей. Официально Иран сделал запрос на вступление в ШОС в 2008 году, однако членство было отложено ввиду санкций ООН против Ирана. Беларусь и Шри-Ланка являются «партнерами по диалогу». В США и Западной Европе появились опасения о том, что ШОС может превратиться в антизападный альянс. Несмотря на то, что члены ШОС отрицают такую вероятность, есть признаки того, что такая коалиция формируется. Тем не менее, такой альянс не будет агрессивным по своей сути. Страны-участницы ШОС сотрудничают друг с другом для того, чтобы предотвратить западное давление к изменениям во внутренней политике и руководстве. Два «тяжеловеса» Россия и Китай являются самыми важными членами ШОС. Эти страны, несмотря на давнюю историю взаимного недоверия и конфликтов, имеют общий интерес в сопротивлении американской гегемонии. Россия чувствует угрозу от продолжающейся восточной экспансии Североатлантического альянса (НАТО). Бывшие советские государства Восточной Европы считались сферой влияния России. В особенности Россия обеспокоена возможной экспансией НАТО в Украину и Грузию. В случае экспансии США и европейские союзники должны будут начать войну с Россией в случае вспышки военной вражды между Россией и этими соседними государствами. Тем временем, Китай обеспокоен активными действиями США в отношении Азии. Продажа оружия Тайваню и поддержка Филиппин в противостоянии в Южно-китайском море вызывают особую тревогу. И Россия, и Китай чувствуют угрозу со стороны развития и размещения противоракетных технологий США. Две державы, особенно Россия, опасаются того, что эти системы направлены на снижение их стратегического влияния. Утверждения американцев в том, что ракетные технологии направлены против таких стран, как Иран, вызывают у России и Китая скептицизм. Помимо этих стратегических опасений, руководство обеих стран опасаются вмешательства США во внутренние дела государств. Дела, касающиеся Ближнего Востока Запланированное появление Ахмадинежада на саммите ШОС прибывает в важный момент. Противостояние по ядерной программе Ирана и вытекающая отсюда региональная напряженность и страхи стали вопросом обеспокоенности российского и китайского руководства. Последний раунд переговоров в Багдаде между Ираном и группировкой «5+1» (Пять постоянных членов Совета безопасности ООН + Германия) ничем не закончился, кроме соглашения о второй встрече в Москве, которая состоится в конце этого месяца. Камень преткновения в этих переговорах – требование Запада прекратить обогащение урана и отказ Ирана выполнить это требование. В прошлом году цена на нефть повысилась на 18% ввиду опасений о бомбардировке Ирана и его ответной реакции. Китай зависит от импортированной нефти, и китайская экономика страдает, когда цены на нефть поднимаются. В случае нападения Израиля или США на Иран и последующей блокады Ираном Хормузского пролива, цена на нефть резко возрастет. Впечатляющий экономический рост Китая за последние три десятилетия может прийти к застою с непредсказуемыми социальными и политическими последствиями. Возражения России против военного вмешательства в Иран носят, в первую очередь, стратегический характер, но также содержат экономический аспект. Иран – мост между Южной Азией, Персидским заливом и Центральной Азией. Иран граничит с бывшими советскими республиками: Туркменистаном, Арменией и Азербайджаном. Любое нападение на Иран будет иметь непредсказуемые последствия в регионе, который Россия считает сферой своего влияния. Руководство России выступает против любых военных действий в отношении Ирана. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков недавно повторил эти предупреждения. Как сказал Рябков, помимо того, что «нападение на Иран отрицательно скажется на безопасности многих стран, оно приведет к ужасным последствиям для мировой экономики ввиду неизбежного роста цен на углеводороды, что, в свою очередь, замедлит выход из рецессии». Китай и Россия имеют общие политические и экономические причины выступать против нападения на Иран. Как обычно, их мотивы носят консервативный характер: обе страны стремятся избежать геополитических и экономических рисков. Сотрудничество против авантюризма Запада в Ближнем Востоке распространилось за пределы Ирана в Сирию. Являясь постоянными членами Совета Безопасности ООН, Китай и Россия наложили вето на резолюции ООН в отношении сирийского правительства. Китай и Россия опасаются повторения ливийского сценария в Сирии. Резолюция № 1973 была принята для установления бесполетной зоны в Ливии и для защиты гражданского населения. Россия и Китай воздержались от голосования, гарантируя, таким образом, успех резолюции. Спустя два дня альянс арабских стран и НАТО воспользовались резолюцией и начали воздушную кампанию с целью сменить режим в Ливии. Теперь Россия и Китай хотят избежать повторения ливийского сценария в Сирии, и поэтому заблокировали две резолюции ООН, призывающие к санкциям против сирийского правительства. Ни одна из двух стран не позволит Западу начать военную кампанию в Сирии. Россия стремится сохранить свои стратегические интересы в Сирии, в частности ее единственный ближневосточный порт в Тартусе. Китай боится распространения сектантского насилия из Сирии в страны региона, а также роста цен на нефть. Помимо всего прочего, Китай и Россия хотят положить конец западной практике «смены режима» по идеологическим и геополитическим причинам. Всё дело в этом «чертовом» суверенитете В понедельник посол Китая в ООН Ли Баодонг сказал о мнении китайского правительства в отношении сирийского конфликта следующее: «Мы не намерены защищать кого-то от кого-либо… Мы хотим лишь того, чтобы суверенитет этой страны был гарантирован, и чтобы судьба страны была передана в руки сирийцев». Ли представил мнение и политику России, Китая и ШОС. Суверенитет каждой страны – это святое. Не имеет значения, кто правит страной, до тех пор, пока правительство не приходит извне. Это явный вызов внешней политике США и их западным союзникам. В Афганистане, Ираке и Ливии США прибегли к своей военной мощи для смены режима. Все эти вмешательства оправдывались в контексте «прав человека», «борьбы с терроризмом» и «борьбы с распространением оружия массового поражения». Тем не менее, Китай и Россия считают, что все эти кампании были предназначены для продвижения геополитических интересов Америки. Китайско-российский союз, как можно убедиться на примере ШОС, носит оборонительный и консервативный характер. Китай и Россия больше не потерпят вторжения Запада в стратегически чувствительные регионы Западной и Центральной Азии. Они используют свое экономическое и политическое влияние для блокирования попыток запада сменить режим в Сирии, Иране и любой другой стране, где у Китая и России есть геополитические интересы. Брендан Орейлли «Asia Times», 6 июня 2012 года Перевод – «InoZpress.kg» Источник: zpress.kg.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 9
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 398
Рейтинг поста: