Кабинет Министров утвердил основные параметры государственного заказа на подготовку специалистов в вузах на 2012 год, сообщает «Мигньюс». По словам министра образования Дмитрия Табачника, среди основных параметров — прием студентов по образовательно-квалификационному уровню «младший специалист» составляет почти 79 тысяч человек, из них 68 тысяч — на дневную форму обучения; по уровню «бакалавр» — 127 тысяч человек, в том числе, на дневную форму обучения — почти 100 тысяч. По сравнению с прошлым годом, госзаказ на бакалаврат увеличен на 26,5 процентов, на дневную форму обучения — почти 22 процента. Кроме того, по образовательно-квалификационному уровню «магистр» госзаказ составит 44,6 тысяч человек, из них 37 тысяч мест — на дневную форму обучения. Уменьшается госзаказ на подготовку специалистов в таких отраслях, как экономика предпринимательства, менеджмент, международные отношения, но наряду с этим растет объем приема на технические специальности.
Что сказать? Повод для оптимизма есть — число «бюджетников» в вузах растет, а массовая «штамповка» юристов, менеджеров и экономистов уменьшается. Так и должно быть, хотя бы потому, что руководителя (простите, «менеджера») никакой вуз подготовить не может. Это может сделать только работа, с которой будущий управленец либо справится, либо нет. То же самое касается и экономистов, и юристов. Их у нас много, а ни экономики, ни права в стране нет. Есть только декларации по этому поводу, и более ничего.
Но на этом, в отношении верно выбранного Министерством образования курса, оптимизм и заканчивается. Как бы мы ни радовались росту объемов бесплатного образования — это подход только к набору будущих студентов. И он (это нужно признать без оговорок) не имеет ровно никакого отношения к подготовке специалистов.
В стенах вуза будущий специалист только готовится стать таковым. И это совсем не означает, что он им станет. Профессиональную подготовку он должен получить, занимаясь конкретно выбранным делом, в ходе не одной, а двух-трех производственных практик, где он может реализовать полученные знания и показать свои способности непосредственно в работе. И такая практика всегда должна заканчиваться направлением выпускника на работу именно туда, где студент уже смог себя проявить, будучи практикантом.
Так специалистов готовили всегда, во все времена и у всех народов. Это было доведено до совершенства в советское время и в советских вузах, которые были связаны с производством неразрывными узами. Так было, кстати, и на Западе до тех пор, пока там не принялись повсеместно применять «Болонскую систему», направленную, прежде всего на ликвидацию в вузах мыслящих людей. Капиталу нужны «винтики», которых легко можно заменить, если они не подходят по каким-то соображениям тем, кто собирает «машины» для производства денег.
Великое научное, изыскательное и творческое прошлое Европы давно стало прошлым, потому что и это капиталу не нужно. Капитал сам решает, кто ему нужен и когда, и для этого он содержит горстку вузов, которые в «Болонскую систему» никогда не войдут, потому что для рабов нужно готовить хозяев, а последних не должно быть много.
Много должно быть тех, кто никому не нужен. И безработица не оставляет шансов молодым реализовать себя. Это — повседневность Европы. Например, в Испании безработица среди молодежи составляет 50 процентов. Причем, молодежи образованной. Чуть получше картина в других странах ЕС, но может ли быть «лучше», если 20 процентов или треть молодых людей с дипломами (например, в Греции, Италии, Польше, Литве, даже в Германии и Франции) не могут найти работу по специальности?
У нас картина как в Испании — примерно столько же и у нас «безработных специалистов». Я употребил этот термин в кавычках, потому что с дипломами вузов молодые люди толпами шагают в торговлю в качестве продавцов и охранников, на рынки, осваивают профессии маляров и штукатуров, нанимаясь на поденную работу, или занимаясь ремонтами квартир, конкурируя на рынке этих услуг с фирмами. Кому больше повезет, уезжают за рубеж, опять же, чаще всего в качестве дешевой рабсилы на стройках, в барах, ресторанах или кафе. Просто там платят за эту весьма не престижную работу на порядок больше, чем дома, хотя и платят гораздо меньше, чем платили бы своим гражданам (отсюда — и «востребованность» там наших инженеров в качестве уборщиков и официантов).
Вот почему нас не может радовать рост объемов госзаказа на обучение в наших вузах. Это ни к чему не приводит. Ну, примут в этом году на четверть больше «бюджетников», и что? От этого что-то изменится?
Давайте говорить прямо: госзаказ на обучение не может формироваться отвлеченно от реального сектора экономики. Он должен быть строго увязан с последующим трудоустройством выпускника по направлению, от которого ни один работодатель не имеет права отказаться, равно как и ни один выпускник вуза. В противном случае и та, и другая сторона должны будут возместить государству ущерб. Работодатель — за то, что отказал в приеме на работу. Студент — за то, что бесплатно проучился пять лет и отказался выехать к месту работы. Так было в Советском Союзе, и были механизмы, которые позволяли осуществлять над этим строгий контроль.
Сегодня у нас таких механизмов нет. Советская система образования оболгана и практически разрушена. То, что предложено вместо нее, образованием нельзя называть серьезно. И Министерство образования обязано это видеть, обязано предлагать меры как все поставить с головы на ноги, как вернуть образованию, прежде всего логику и здравый смысл.
Говоря о госзаказе, МО просто обязано сформировать его «портфель» с прямой увязкой трудоустройства всех «бюджетников». Всех и до одного! Иначе сам госзаказ станет абсурдом, потому что будет лишен всякого смысла.
Сейчас этого смысла нет. И не только потому, что у вузов нет прямой связи с производством и взаимных обязательств обеих сторон. Нет смысла и в самой сути образования, постепенно исключающего… саму образованность.
Если вспомнить до какого «образовательного» уровня мы опускаемся, включая в список мирового литературного наследия для школ Гарри Поттера, сокращая или удаляя вовсе изучение фундаментальных дисциплин в вузах и школах (о чем писал в позапрошлом номере «Час пик» доктор технических наук Анатолий Дмитриев), вы со мной согласитесь.
Теперь самое время подумать, куда и к чему мы со всем эти придем, точнее, к чему мы пришли уже.
Мы стоим на пороге профессиональной кадровой катастрофы в стране, и делаем радостный вид, что «все в порядке». А ведь «старые», квалифицированные специалисты, подготовленные еще советской школой, ныне находятся в предпенсионном или уже в пенсионном возрасте. И смены им практически нет, потому что готовить ее, во-первых, негде (нет производственной базы), а, во-вторых, некому — государство самоустранилось от трудоустройства выпускников, а предпринимателей эта проблема не волнует (пока не волнует, хотя и они уже начинают понимать, что лет, этак, через десять им окажется не с кем работать).
В глобальном смысле система нашего образования превращается в штамповку дипломов. Или торговлю ими «в рассрочку» — как хотите. Госзаказ мог бы эту систему если не сломать, то, хотя бы в корне изменить. Но для этого госзаказ должен быть принудительным, а не «демократичным». Этот госзаказ должен быть не на места в аудиториях вузов, а на места на предприятиях и в организациях (через вуз, как посредника, который отвечает за подготовку кадров для конкретной сферы деятельности).
Такого подхода наше Министерство образования пока не демонстрирует. Не потому, что не хочет, а потому что не может. На то должна быть политическая воля. Не министерства, а руководства страны. Источник: chaspik.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 818
Рейтинг поста:
На стройках, часто встречаюсь с молодыми "юристами", бывает разоткровенничаемся. Молодежь амбициозна, и это нормально, вот только многие из них, на примере "старшего поколения", считают, что подняться в этой жизни можно, либо через блат, либо через криминал. Если блата нет, остается второе. Если правительство ни чего не начнет предпринимать, очень скоро молодежные банды станут повседневной реальностью. Я сам рос на улице, и застал времена "группировок" (Казанские ОПГ), так что знаю не со слов. Потом, конечно начнут бороться - сажать, они сами начнут отстреливать друг друга. А оно надо?
--------------------
(Людвиг Андреас фон Фейербах)
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
-Я иду тихонько на...
-На работу? На ученье?
-Просто "на", без уточненья...
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Я немного не понимаю, то о чем вы пишите - это школьная программа, если вы их этому не научили, то чем вы там на вашей кафедре вообще занимаетесь???
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 158
Рейтинг поста:
--------------------
Марк Туллий Цицерон.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 856
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 158
Рейтинг поста:
--------------------
Марк Туллий Цицерон.