Грузия торопится вобрать в себя западные тенденции, и в страну, богатую кулинарными традициями, прорывается американская индустрия быстрого питания (фастфуд). Пока, по словам местных рестораторов и гурманов, грузинская кухня удерживает лидирующие позиции. Но, возможно, все уже начинает меняться. Чуя рыночные возможности, две мировых сети быстрого питания вознамерились утвердиться на территории этой закавказской республики.
В следующем году в Тбилиси откроется первый специализирующийся на гамбургерах ресторан быстрого питания сети "Вендис" (Wendy’s). В течение ближайших десяти лет сеть планирует создать на территории Грузии и ее южного соседа, Азербайджана, 25 торговых точек. "Макдоналдс", основавший в Грузии уже четыре своих ресторана, также планирует расширяться; сеть собирается инвестировать 5,5 млн. лари (3,37 млн. долларов) в строительство ресторанов в черноморском курорте Батуми и в городе Рустави на юго-востоке страны, являвшемся при советской власти центром металлургической промышленности республики. Кроме того, "Макдоналдс" планирует открыть еще одну свою точку в дополнение к уже имеющейся в Кутаиси, куда планируется перевести парламент Грузии. Остальные три ресторана сети находятся в Тбилиси.
А жителям Грузии, похоже, нужно еще и еще. Прошедший в 2011 году слух о том, что в Тбилиси собирается прийти сеть кофеен "Старбакс" (Starbucks), вызвал настоящий переполох в социальной сети Facebook. "Мы – часть мира, так что нам нужен "Старбакс, мы хотим "Старбакс"! – писал один из 10212 фанатов на странице "Мы хотим "Старбакс" в Тбилиси!". Подтвердить это сообщение не представляется возможным.
Отношение к ресторанам быстрого питания в Тбилиси не всегда отличалось теплотой. В 1999 году некоторые жители выступали против появления ресторана "Макдоналдс" в центре Тбилиси, организовав небольшую акцию протеста в знак своего неодобрения этого оскорбительного, по их мнению, шага. Что, впрочем, не помешало толпам жителей Грузии с удовольствием поедать бургеры.
В обстановке развернутой властями и СМИ все более напористой кампании, целью которой является доказать, что это удаленное закавказское государство является, по сути, "частью остального мира", жители Грузии более благожелательно приветствуют сегодня сторонние тенденции и веяния. Так, встречу для прессы с российским солдатом, перешедшим на подконтрольную Грузии территорию после войны 2008 года, власти организовали именно в ресторане "Макдоналдс". Все увидели, как упомянутый солдат с удовольствием уплетает "Биг Мак" и жареную картошку.
По словам владельца франшизы быстропита Давида Ингороква, которому принадлежит группа ресторанов VD Capital, владеющей франшизой сети "Техас Чикен" (Texas Chicken) из Атланты, штат Джорджия, "система быстрого питания вообще и американский фастфуд в частности определенно займут свое место на рынке".
"На это может уйти год или два, возможно, больше, но это все равно рано или поздно произойдет", – уверен он.
Правда, наступление фастфуда заставляет задаться вопросом о том, как это скажется на выживании сильных кулинарных традиций самой Грузии, в которых восточно-средиземноморские тенденции сплетаются с ближневосточными.
На взгляд блоггера ReThinkCuisine Узаира Кадира, пишущего о вопросах кулинарии, такие развивающиеся страны, как Грузия, впитывают в себя традиции фастфуда, как они впитывают западную культуру, причем делается это не всегда ради самой кухни. "В этих странах мы можем найти целое поколение фанатов фастфуда. Они думают, что фастфуд – это круто", – отмечает Кадир.
Вместе с тем, феномен быстропита заставляет задуматься о перспективах утраты целым поколением жителей Грузии связи с традиционной грузинской кухней.
С такой точкой зрения не согласны представители одной грузинской компании, работающей в сфере ресторанного бизнеса. "Грузинская пища может претерпевать некоторые изменения, развиваться, но… грузинский народ чтит свои традиции, – подчеркивает Нино Мамаладзе, пресс-секретарь компании ресторанного бизнеса MGroup, владеющей в Тбилиси рядом ресторанов национальной грузинской кухни, а также заведениями японской, итальянской и американской кухни. – Мы стараемся развивать традиции, не утрачивая их".
Выполняя поставленную перед собой задачу, компания MGroup развернула всегрузинскую кампанию по сбору старых семейных рецептов для меню из 40 блюд, которые планирует подавать в одном из своих тбилисских ресторанов. В число отобранных рецептов вошли тыква, фаршированная рисом и инжиром, и суп из кизила.
"Все эти блюда имеют свою историю, – говорит Нино Мамаладзе. – Это не коммерческое предприятие, мы хотели отыскать эти рецепты и передать их следующему поколению".
Центральную роль в кулинарной традиции Грузии занимает грузинское застолье ("супра") с несколькими переменами блюд, перемежающееся многочисленными тостами, которое может длиться часами. Подготовка к застолью, когда мужчины занимаются жарением мяса, а женщины – всем остальным, также может продолжаться часами.
По словам Дженни Хольм (Jenny Holm) – независимого вашингтонского литератора, специализирующейся на вопросах кулинарии и прожившей несколько месяцев в Грузии, западная система быстрого питания является не самой большой проблемой для выживания грузинского застолья. "В стране становится все больше и больше женщин, работающих полный рабочий день", – говорит она. А это оставляет все меньше времени на приготовление пищи.
И хоть рестораны "Макдоналдс" в Тбилиси и взяли на себя некоторые функции в стиле грузинского застолья, а именно проведение дней рождения для детей и предоставление места для встреч подростков с возможностью выхода в сеть Интернет, Дженни Хольм отмечает, что неспешный процесс приготовления пищи по-прежнему в Грузии в большой чести. И западному фастфуду не так-то просто будет покуситься на эту территорию. "Я не думаю, что они представляют друг для друга угрозу", – подчеркивает она.
Предприятия быстрого питания по-грузински, такие как пекарни, предлагающие большой выбор выпечки, включая хачапури, или кафе, где подают приготовленные тут же хинкали, существовали в стране задолго до появления "Макдоналдсов" и "Вендис". В одной из грузинских сетей быстрого питания под названием "Ори Лула" (Ori Lula) посетителям предлагают теперь хачапури на палочке (пока неясно, с каким успехом).
Предприниматель Давид Ингороква разделяет мнение, что жители Грузии, когда хотят перекусить на быструю руку, по-прежнему предпочитают западным блюдам отечественные хачапури. "Думаю, пройдет еще какое-то время, прежде чем грузинские потребители по-настоящему узнают, что такое фастфуд, – говорит он. – Я имею в виду, что если у кого-то в кармане есть 15 лари (около 9 долларов 25 центов), они предпочтут пойти и съесть хачапури или хинкали – то, что они хорошо знают, – и не станут рисковать и пробовать нечто, о чем они пока не имеют ни малейшего представления".
Долгое же застолье и другие кулинарные традиции никуда не денутся, полагает Давид Ингороква: "Это часть жизни…Не думаю, что они исчезнут навсегда".