У "Икеа" уже не тот блестящий имидж, что был раньше. Особенно с тех пор, как бывший помощник основателя компании Ингвара Кампрада разговорился. Теперь мебельного гиганта сотрясает скандал, связанный с принудительным трудом в ГДР.
Сотрудничал ли шведский производитель мебели Ikea в 70-е и 80-е годы прошлого века с диктатурой и не получал он прибыли за счёт принудительного труда - тем самым неся коллективную ответственность за человеческие судьбы и трагедии? С тех пор, как шведский телеканал SVT сообщил в среду, что Ikea наживалась на принудительном труде политических заключённых в ГДР, концерн сталкивается с ситуацией кризиса.
Источник: dpa
Доказательства использования принудительного труда находятся не только в архивах. Очевидец событий Дитер Отт рассказал "Хандельсблатт", в каких нечеловеческих условиях ему приходилось работать на Ikea.
В конце 2010 года Йохан Штенебо, бывший помощник Ингмара Кампрада, выложил всё о компании. С этого момента имидж мебельного гиганта оказался подпорчен.
Источник: Андреас Лабес для "Хандельсблатт"
Ikea: образец успеха, компания, ориентированная на детей, компания без предрассудков, открытая для нового и экологически сознательная. Йохан Штенебо испортил этот образ.
Речь об интригах, слежке и расизме внутри компании. И Штенебо, инженер-экономист по образованию, знает, о чём говорит. Всё-таки он проработал в Ikea двадцать лет. В компании, которую он всё ещё любит; но о которой он тем не менее говорит, что она построена на лжи. Фото: dpa
В ноябре 2009 г. эта книга вызвала большую шумиху, и не только в Швеции. Йохан Штенебо проработал в Ikea 20 лет - и теперь рассказывает всё. Книга тем временем вышла и на немецком.
Штенебо пробился на уровень топ-менеджмента Ikea и даже стал личным помощником основателя Ikea Ингмара Кампрада. В начале 2009 года Штенебо покинул компанию и начал писать свою изобличительную книгу.
Штенебо признался, что он поссорился с Петером Кампрадом, сыном основателя Ikea и наследным принцем. Помимо этого книга совсем не является сведением счетов: "Многим, прочитавшим мою книгу, она кажется объяснением в любви", - сказал Штенебо недавно.
Йохан Штенебо, "Правда об Икеа", издательство Campus, Франкфурт-на-Майне, 2010, 286 страниц
Из книги становится ясно, что образ Ингмара Кампрада не совсем соответствует истине. Однако многие анекдоты о нём, согласно Штенебо, были вымышленными. Например, о том, что он является крайне застенчивым человеком, и у него есть диван, которому 30 лет. Эта скупость использовалась и изображалась преувеличнно, но по сути являлась совершенно верной. В действительности Кампрад управлял Ikea "как сектой". Компания не без причины являлась одной из "самых закрытых в мире". Фото: Reuters
В Ikea действовали "методы Штази", пишет Штенебо, из-за чего сотрудники сильно страдали. За ними велась слежка, женщины подвергались дискриминации. Иностранцев поносили как "негров" и у них было заметно меньше шансов сделать карьеру, чем у шведов из ближайших окрестностей. Фото: ар
Штенебо идёт ещё дальше: отношение Ikea к защите окружающей среды было всего лишь поверхностным. В отношениях с поставщиками речь слишком часто шла о цене, а проверка методов производства часто вообще не проводилась. Плетением ковров "Barnslig" занимались пакистанские дети. Сам концерн говорит прежде всего о "мнениях частного лица", которые не следует учитывать. Но для Штенебо это в любом случае окупилось. Он ведёт тем временем семинары по корпоративному управлению и читает лекции. Фото: dpa
Кампраду постоянно приписывают алкоголизм: согласно Штенебо, у него были "регулярно запланированные периоды без употребления алкоголя", но между ними он "напивался до безумия". Тем не менее это намного меньше бросалось в глаза, чем утверждали слухи. Сам автор "никогда не видел пьющим" Кампрада. Свои решения Кампрад также никогда не принимал под воздействием алкоголя. Штенебо защищает своего бывшего шефа и в другом отношении: у Кампрада нет "неонацистских симпатий" и он "совершенно не антисемит". Другие авторы снова и снова утверждают, что это так. Фото: dpa
Примером упрямства основателя компании был процесс принятия решения о том, вводить или нет концепцию Homeshopping (покупок по заказу). У многих менеджеров Ikea были большие планы, на предварительные исследования были потрачены крупные суммы. Как правило, решениям Кампрада доверяли, в конце концов чаще всего он оказывался прав. Но в данном случае ни один из менеджеров не поддерживал его позицию, пишет Штенебо. А последние темпы роста интернет-торговли в конечном счёте подтвердили также, что это было неверное решение. Фото: Reuters
Первым из трёх основных секретов компании является цепочка создания стоимости Ikea. Штенебо подробно описывает это. Если упрощённо, то шведам удаётся быть дешевле и лучше конкурентов за счёт того, что они получают сырьё по выгодной цене: Ikea год за годом рубит сотни тысяч гектаров леса, но несмотря на масштабную вырубку эта концепция является устойчивой. С большой ловкостью компания своевременно заручилась достаточным количеством участков леса, чтобы иметь возможность в долгосрочном плане покрывать растущий спрос. К этому добавляется концепция лесопильных заводов и стоящая за этим логистика. Ikea очень тесно сотрудничает с компанией Swedwood AB. Ваимозависимость спаивает обе компании вместе. Фото: dpa
В настоящее время у Ikea 1400 компаний-поставщиков более чем в 70 странах: это единственная в своём роде глобальная система, которая вращается вокруг так называемой спирали цена-объём: "Начни с поставщика с хорошими объёмами и снижай предложенные цены в обмен на обещание хранить ему верность пару лет", - пишет Штенебо. Затем каждый год объём, конечно, увеличивается в обмен на щедрое снижение цены. Эта спираль вращается благодаря ловкости менеджеров Ikea по закупкам. В долгосрочном плане число поставщиков Ikea сократилось до 1400; за прошедшее время их стало намного меньше. Фото: ар
Эта концепция не сработала в Китае, по крайней мере не на материковой части. Долгие годы Ikea довольствовалась филиалами в прибрежных районах. Недостатком Ikea было то, что закупочными конторами руководили европейцы. Переезды семей стоили дорого, по словам Штенебо. Кроме того у определённой части местных жителей были большие преимущества. Ikea не удавалось фактически найти подходящие кооперирующиеся предприятия в Китае. Аналогичная ситуация и в России. Фото: ар
Наряду с производством сырья и поставщиками Штенебо считает ассортимент Ikea третьим секретом успеха компании: "Каждый предмет ассортимента делится на четыре стилевых группы в зависимости от дизайна и способа выражения", пишет автор. Эти четыре группы затем делятся в свою очередь на четыре ценовые группы. При этом есть "несколько совершенно особых" продуктов, которые являются простыми, но настолько дешёвыми, что "у клиентов дух захватывает". Фото: dpa
Работа разработчиков всегда начинается с идеи для продукта, например, журнального столика. Конечно, он должен быть дешёвым. Разработчики должны использовать поэтому такой недорогой материал как сосна или ель. Кроме того они должны экономно расходовать материал там, где возможно, но чтобы это было незаметно. И здесь в игру вступают дизайнеры, так как никто не захочет покупать сомнительно выглядящий стол. Одновременно ведутся напряжённые переговоры с поставщиками. Схема действий Ikea всегда одна и та же и заканчивается собранием совета по продукту. И тогда последнее слово остаётся за Ингваром Кампрадом, как и при названии продукта, которое играет важную роль. Фото: Ikea
Обратная сторона медали: Ikea подозревают в том, что она в своём дизайне слишком вдохновляется работами конкурентов. Штенебо пишет об этом: "В 70-е - 80-е годы компания крала без стеснения". Но затем заговорила "нечистая совесть" и Ikea стала тратить больше денег на хороших дизайнеров. Сегодня крадётся лишь немного; по крайней мере, не больше, чем это обычно в отрасли. Фото: dpa
Но ядром Ikea вне сомнения являются салоны мебели. Каждый делится на четыре части: выставка мебели, крытый рынок, зона с кассами и склад. Штенебо описывает эту умную систему следующим образом: "Ikea осознанно ведёт клиента за нос через салон мебели, чтобы он купил как можно больше". Большие жёлтые сумки предлагают много места для небольших спонтанных покупок. Искусное расположение этих "импульсивных товаров" является в Ikea особой наукой. Фото: ар
Полные склады стоят денег. Поэтому в Ikea бывает только один период в году, когда крайне важно, чтобы все склады были заполнены, а именно осенью. Ведь в августе выходит большой каталог. Ikea продаёт 40 процентов годового объёма в период с сентября по декабрь. Если в этот период на складе нет наиболее пользующихся спросом продуктов, то это очень нехорошо для концерна. Фото: ар
Примером недорогих продуктов были энергосберегающие лампочки в 90-е: картельные объединения установили цену за одну лампочку в 200-250 шведских крон. Обычная лампа накаливания стоила в то время пять крон. Но Кампрад хотел, чтобы Ikea продавала и энергосберегающие лампочки, чтобы выглядеть экологически дружелюбно. Поэтому он распорядился найти китайских поставщиков, которые могли бы обойти патент. Ikea продавала лампочки по фабричной цене. Цель была не в том, чтобы что-то на них заработать, а чтобы отполировать имидж. Ikea просила за одну лампочку 20 крон и рынок фактически обрушился. Фото: ар
Специфическим в Ikea является язык - что-то вроде "шведско-английского". "Этот вид ломаного английского является стандартом для любого, кто хочет сделать карьеру в Ikea", пишет Штенебо. Под этим подразумевается упрощённая версия английского с небольшим словарным запасом. Целью его является прагматичное повседневное общение. Этот язык, возможно, является эффективным, но в Англии и США с ним было связано много проблем. Фото: ар Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|