Виген Акопян: Каспийская миссия Морнингстара - Баку становится узлом евразийской энергодипломатии США
Посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар. Иллюстрация: salamnews.org
Назначение Ричарда Морнингстара на пост посла США в Азербайджане - ювелирный ход Вашингтона с точки зрения текущих задач на постсоветском пространстве и сопряженной с ними дипломатической стратегии. Недаром соответствующее решение Белого дома так тепло приветствовал американский посол в Москве Майкл Макфол. Ведь успех его собственной миссии сегодня во многом зависит не столько от контактов с маргинальной российской оппозицией, чего так опасаются некоторые российские наблюдатели, сколько от степени успешности усилий его коллег в столицах бывших советских республик - в так и не признанной Вашингтоном зоне "приоритетных интересов" России.
Осуществляя координированную работу, нацеленную на усиление американских и, соответственно, ослабление российских позиций на постсоветском пространстве, они, тем самым, кардинальным образом влияют на повестку миссии и ресурсы влияния самого Макфола в Москве.
В том, что Морнингстар постарается не обмануть надежд своего "московского" коллеги Макфола, сомневаться не приходится. Тем более что на посту посла в Баку ему необходимо будет продолжить планы и проекты, заложенные в период работы на прошлой должности.
Морнингстар уже давно обозначил американскую стратегию в отношении Азербайджана. И заключается она вовсе не в том, чтобы превратить территорию этой страны в площадку для "подскока" и бомбардировок ядерных объектов Ирана. Это - миф, поддерживаемый западными и израильскими аналитическими центрами, позволяющий уже сегодня активно влиять на азербайджано-иранские отношения в сторону их ухудшения. Реальность же состоит в том, что Азербайджан в западной стратегии призван стать, прежде всего, защищенным по периметру - с моря и с суши - энергетическим и транзитным узлом, связывающим Среднюю Азию с Закавказьем через Каспийское море. Отсюда и неоднократно высказанная Морнингстаром однозначная официальная позиция США по поводу ключевого проекта данной конструкции - Транскаспийского газопровода.
"Мы всегда поддерживали Транскаспийский газопровод. Если он пройдет только через воды Туркмении и Азербайджана, то мы не видим причин, почему он не может быть реализован. Что касается утверждений о противодействии России, то США и Евросоюз оказывают политическую поддержку проекту. Мы не видим каких-либо преград на пути его реализации. Этот вопрос должны решать и обсуждать три стороны: Азербайджан, Туркмения и Евросоюз", - сказал Морнингстар, подчеркнув, что Вашингтон поддерживает любые проекты, которые будут транспортировать газ из региона Каспия в Европу. Таким образом, американский представитель открыто заявляет, что "политическая поддержка" Вашингтона призвана сломить сопротивление России и Ирана Транскаспийскому газовому проекту, имеющему отношение к статусу Каспийского моря.
Такой подход полностью соответствует интересам Турции - основного регионального партнера США и получателя азербайджанских энергоресурсов. Более того, турецкие официальные лица не скрывают, что рассматривают кавказский регион в качестве "кратчайшего пути для интеграционных процессов со Средней Азией". Это еще раз подтвердил в своем последнем заявлении турецкий вице-премьер Али Бабаджан, посетовавший на то, что претворению этих планов в жизнь мешает карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном. Турецкий портал Haber7 дает еще более конкретную оценку: "Турции в регионе противостоит ирано-российский союз, пытающийся не допустить проведения Анкарой активной политики на Кавказе и зажать ее в рамках анатолийской географии". В публикации отмечается, что "еще в начале 20 века ирано-российский союз оторвал Турцию от тюркского мира, воздвигнув между ними армянскую стену. Не будь этой стены, Турция и Азербайджан были бы соединены автомобильной дорогой, и далее, через Каспий, - с тюркским миром. Но ирано-российский союз расстроил эти планы", - утверждают авторы статьи.
Стоит напомнить, что до Ричарда Морнингстара посольство США в Баку возглавлял Мэтью Брайза, который потратил не мало сил и энергии, чтобы отодвинуть "карабахское бревно" с "интеграционной тропинки" Турция-Кавказ-Средняя Азия. Старания Брайзы не остались незамеченными со стороны армянской общины США и лоббирующих ее интересы конгрессменов, и он был вынужден покинуть этот пост под мощным давлением из США. Назначением Морнингстара администрация Обамы, быть может, специально акцентирует на энергетической направленности его работы, лишая своих противников возможности использовать "армянский рычаг" против предложенной кандидатуры. Но суть его задачи от этого не меняется.
Готовясь передать Морнингстару эстафетную палочку, посол Мэтью Брайза заявил 11 июня прошлого года в Баку: "США и Азербайджан начинают новую фазу сотрудничества в сфере безопасности. Это сотрудничество коснется защиты энергетической инфраструктуры на Каспии. У нас богатый опыт в этой области, и мы готовы передать его Азербайджану". Комментируя заявление посла России в Азербайджане Владимира Дорохина о том, что "Россия, как каспийская страна, против прокладки по дну этого уникального водоема трубопроводов и газопроводов, поскольку они могут навредить экологическому состоянию Каспия", Брайза процитировал слова Морнигстара: "Азербайджан и Туркменистан - суверенные страны, и они сами могут решать, как строить трубопроводы и в каком направлении". Судя по заявлению Брайзы, именно сотрудничество Баку и Вашингтона в сфере "обеспечения безопасности энергетической инфраструктуры на Каспии" станет предметным выражением "политической поддержки" США проекту Транскаспийского газопровода, обещанной Морнингстаром Азербайджану и Туркмении. Впрочем, все это не означает, что новый посол Морнингстар полностью сконцентрируется на каспийских делах и станет уделять ключевой для региона карабахской проблематике меньше времени, чем его предшественник Мэтью Брайза. Факт наличия "армянской стены" ему придется учитывать в любом случае.
Что касается карабахской проблемы, то американцы здесь спешить явно не намерены. Это весьма сложный конфликт, непосредственным образом влияющий на региональные узловые точки и интриги: военно-политический курс Армении и Азербайджана, ситуацию на границе с Ираном, на российско-турецкие отношения и даже на внешнюю политику Грузии. При этом ситуация для Вашингтона складывается пока достаточно удобная. Экономическое давление на Армению успешно наращивается Азербайджаном и Турцией, а требования Баку все чаще обращаются не к Еревану, а напрямую к Москве. Азербайджанская сторона призывает Россию оказать давление и, фактически, заставить капитулировать своего регионального союзника, или, как любят повторять в Баку, свой "форпост" - Армению, на территории которой дислоцирована военная база РФ.
Ежедневное испытание армяно-российского военно-политического союза на прочность - благодатная почва, на которой американцы презентуют и развивают свои возможности и услуги. Очевидный региональный козырь американцев - контроль над Грузией, территория которой является главной транспортной артерией, соединяющей Армению с внешним миром. В итоге, чтобы оценить, какая чаша на весах армянской внешней политики становится тяжелее, а какая теряет свой вес - российская или западная - необходимо внимательно следить за глубиной армяно-грузинской политической, экономической и общественной интеграции. Тенденции в этом плане развиваются явно не в пользу России.
С другой стороны, в случае дестабилизации ситуации в Карабахе, перед американцами откроется новая выгодная перспектива - формирования международной реакции и размещения в регионе миротворческих сил. Учитывая тот факт, что зона карабахского конфликта граничит с Ираном, для Вашингтона здесь создаются многообещающие возможности влияния. Но пока статус-кво в Карабахе держится исключительно благодаря балансу внешних сил, а не военному балансу сторон, как это любят повторять армянские политики и опровергать их азербайджанские коллеги. В этой ситуации американцы постараются максимально эффективно разыграть энергетическую карту Каспия. И лучше Ричарда Морнингстара это никто не сделает.
7 июня 2011 года Морнингстар зачитал послание президента США Барака Обамы участникам конференции "Нефть и газ, нефтепереработка и нефтехимия Каспия" в Баку. Как было отмечено, Вашингтон рассчитывает, что газ из Азербайджана и Туркмении заполнит "Южный энергетический коридор". "Принятое Азербайджаном решение о подключении к "самому большому и сложному проекту в мире" - проекту "Южного энергетического коридора" даст толчок развитию экономики и началу нового этапа в азербайджанской энергетике. "Южный коридор" является одним из приоритетов ЕС, поскольку призван "диверсифицировать маршруты и источники энергетических поставок и, тем самым, увеличить энергетическую безопасность ЕС. В состав "Южного коридора" входят следующие проекты: газопровод NABUCCO, Трансадриатический газопровод (TAP), "Белый Поток", ITGI (газопровод Турция-Греция-Италия)", - заявил Морингстар. Вопрос, почему американский дипломат вдруг решил озвучивать в Баку энергетические приоритеты Евросоюза, справедливо поднял после этого выступления тогдашний министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки.
Суть иранского недовольства активностью США в региональной энергетической политике имеет и другую плоскость. В условиях осложнения ситуации на Ближнем Востоке и произошедших политических трансформаций в Египте, актуализировалась проблема энергетической безопасности Израиля. В статье, опубликованной 22 декабря на сайте иранского информационно-аналитического агентства "Фарс", говорится, что во время недавних событий в Египте, когда был подорван Синайский газопровод, по которому газ поступает в Израиль, Баку направил специальную делегацию в Израиль и пообещал найти варианты для поставок своего газа "альтернативными путями", в качестве которых может выступать территория Турции.
Тем не менее, все указанные выше Морнингстаром проекты "Южного коридора", так или иначе ориентированные на транзит каспийских ресурсов в Европу через Турцию и Черное море, имеют один важный недостаток - они лишены гарантированной ресурсной базы. Таковой, согласно планам США, и призвана стать Туркмения. Другим потенциальным крупным поставщиком мог бы стать Иран, однако США, так пекущиеся об энергетической независимости Европы, старательно консервируют иранский потенциал, по всей видимости, планируя в будущем стать его совладельцами, как это они сделали в случае с Ираком. Одним из последовательных противников Ирана в глобальной энергетической дипломатии в последние годы выступал именно Ричард Морнингстар.
Что касается Туркмении, то она на фоне усиления военно-политического присутствия США в Средней Азии, официально озвучила готовность поставлять газ в европейском направлении и даже начала строить на свои деньги инфраструктуру для подвода "голубого топлива" к побережью Каспия. В настоящее время ЕС, Азербайджан и Туркмения готовят два нормативных документа в рамках развития проекта "Южный газовый коридор". По словам министра промышленности и энергетики Азербайджана Натига Алиева, первый документ носит политический характер и выражает поддержку "Южному газовому коридору" (составной частью которого является Транскаспийский газопровод). Его в текущем году планируют подписать президенты Азербайджана и Туркменистана Ильхам Алиев, Гурбангулы Бердымухамедов, а также глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Второй документ, по словам Алиева, это межправительственное соглашение между Ашхабадом и Баку по строительству Транскаспийского газопровода, в котором будут определены ответственность и гарантии сторон по реализации проекта. При всем при этом, в Ашхабаде, очевидно, понимают, что без "политической поддержки", обещанной Морнингстаром проекту Транскаспийского газопровода, реальными покупателями его газа в долгосрочной перспективе останутся Россия, Китай и Иран, которые не в восторге от вторжения американцев на региональный энергорынок.
Судя по всему, рассчитывают на эффективность будущих усилий Морнингстара и на Украине. Правительство Виктора Януковича, потеряв всяческое доверие у российских партнеров, а вместе с ним и выгоднейшую позицию практически безальтернативного транзитера российского и среднеазиатского газа в Европу, превратилось в соискателя "энергетических дивидендов" в одном из вышеперечисленных Морингстаром проектов "Южного коридора" - "Белом потоке", хотя саму идею первой официально озвучила отбывающая тюремное заключение Юлия Тимошенко. Премьер-министр Украины Николая Азаров, побывавший недавно в Баку, заявил, что Киев заинтересован в прокладке газопровода по дну Каспия. В последние месяцы украинская сторона заметно активизировала свои контакты и с Туркменией, понимая, видимо, что рассчитывать на азербайджанский газ нет никакого смысла в силу его ограниченных запасов.
Вообще, "каспийские устремления" Киева, лишенные на данном этапе какой-либо внятной перспективы в силу зависимости от политических вопросов континентального значения, нервируют больше не Москву, а Анкару, которая видела и видит в лице Украины возможного конкурента и в черноморском бассейне, в частности по российскому проекту "Южный поток". Что уж тут говорить об азербайджанском газе, на который турки претендует на правах "старшего брата". Что касается США, то те в привычном для них стиле готовы были противопоставить украинские интересы турецким. В частности, в период разногласий между Баку и Анкарой вокруг цены на газ и транзитных тарифов, Ричард Морнингстар заявил: "если Турция и Азербайджан не смогут договориться о цене на газ, энергетические компании начнут искать альтернативные пути. И этой альтернативой может стать транспортировка сжиженного и сжатого газа по Черному морю в Европу посредством "Белого потока".
С надеждой за дипломатической миссией Морнингстара в Баку, вне всякого сомнения, будут следить и из Молдавии. В конце января 2010 года о стремлении найти "альтернативные решения" для выхода из зависимости от поставок газа из России заявил на встрече с ним премьер-министр Молдавии Владимир Филат. Ричард Морнингстар традиционно выступал в качестве активного лоббиста проекта NABUCCO, переживающего в силу указанной выше проблемы обеспечения ресурсной базы, не лучшие времена. В сентябре 2009 года Морнингстар заявил об "общем интересе" США и Румынии в реализации этого проекта.
Немало усилий приложил американский дипломат и для ослабления российских позиций в Прибалтике, в частности, в сфере атомной энергетики. Как известно, Литва, остановившая по договору с ЕС Игналинскую АЭС, превратилась из экспортера дешевой в импортера дорогой энергии. В условиях "энергетического цейтнота", Вильнюс через Морнингстара неоднократно обращался к США за помощью в деле консервации Игналины, строительства новой Висагинской АЭС, а также в противодействии планам России и Белоруссии построить АЭС в Калининградской области и в Островце, в 50 км от Вильнюса.
Можно констатировать, что Ричард Морнингстар - спецпредставитель Госдепа США в Евразии, выполнял в последние годы тяжелую рутинную работу по конструированию энергетического "санитарного кордона" вокруг России от Прибалтики до Средней Азии. Есть все основания полагать, что с назначением на пост посла США в Баку, данная работа им будет продолжена. Таким образом, Азербайджан становится узловой страной конструируемого к югу от границ России энергетического коридора, а его "каспийский отрезок" - ключевым замыкающим звеном. И здесь американцам придется вступить в тяжелое противостояние не только с Россией и Ираном в каспийском регионе, но и с Китаем на газовом рынке Средней Азии.
В практической плоскости миссия посла Ричарда Морнингстара в Баку будет сконцентрирована на мерах по укреплению безопасности и увеличению пропускных объемов энерготранспортного коридора Азербайджан-Грузия-Турция и подключения его к "туркменскому источнику". Это предполагает активную политику по углублению диалога между Ашхабадом и Баку с одной стороны и жесткую фиксацию разделительных линий между Грузией и Россией, Азербайджаном и Ираном - с другой. Что касается Армении, то здесь будет продолжена политика, нацеленная на ее сближение с Турцией, что автоматически ведет к ослаблению российского регионального влияния.