01 мая 2012 |
|
Александр Кузнецов |
|
|
Сможет ли неформальный экономический клуб стать геополитическим игроком?
На протяжении последних четырех месяцев активизировалась деятельность БРИКС, международной организации, которую долгое время считали ни к чему не обязывающим сообществом развивающихся экономик. Саммит БРИКС, прошедший в конце марта в Дели, хороший повод поговорить о будущих перспективах этой международной организации.
Страны «второго мира»
Как ни странно, сам термин БРИКС не является изобретением одного из государственных мужей России, Индии или Китая или теоретика-антиглобалиста. Его (правда, без последней буквы «С») ввел в оборот в 2001 году ведущий аналитик крупнейшего американского инвестиционного банка «Голдман энд Сакс» Джим О'Нил. Американский экономист писал тогда, что мировая экономическая интеграция будет способствовать формированию нового союза в составе Бразилии, России, Индии и Китая.
Это утверждение базировалось на макроэкономическом анализе быстрорастущих экономик с учетом таких показателей, как демография, рост ВВП, природные ресурсы. Согласно сбывшемуся прогнозу О’Нила, усиление стран БРИК привело к тому, что они стремятся увеличить свою независимость от мировой финансовой системы и играть лидирующую роль в XXI веке.
Действительно, страны БРИКС все ощутимее теснят старых экономических лидеров: США, ЕС и Японию. В настоящее время в этих государствах проживает 43% мирового населения, на них приходится 15% мировой торговли и 18% мировой экономической мощи. И, что важнее всего, страны БРИКС привлекают 53% от мирового объема инвестиций. На данный момент экономики Китая, Индии, Бразилии и России занимают соответственно второе, седьмое, девятое и одиннадцатое места в мировом рейтинге. Согласно анализу МВФ, к 2015 году они будут составлять 21% международного объема ВВП, сравнявшись, таким образом, с американской экономикой. Кроме того, они замкнут на себя 20% мирового экспорта (вдвое больше, чем США) и 18% мирового импорта (доля Америки составит 15%).
Согласно статистике Всемирного банка, в 2007—2010 годах на долю стран БРИКС пришлось 53% от роста мирового ВВП, на долю Соединенных Штатов — в шесть раз меньше. С большой вероятностью эта тенденция продолжится в 2012 году. Экономики Европы и Японии практически не растут, а рост американской экономики не превышает прежних показателей и к тому же в значительной степени зависит от внешних заимствований. По прогнозам в этом году он составит лишь половину от китайского роста, не говоря уже о совокупном росте стран БРИКС. Бурное развитие этих государств позволило известному американскому политологу Парагу Ханне из Джорджтаунского университета назвать их «вторым миром». Впрочем, Китай по некоторым параметрам он уже сейчас заносит в «первый мир».
Мировой финансовый кризис 2008—2009 годов подхлестнул борьбу стран четверки (Южная Африка тогда еще не присоединилась к клубу) за повышение своего экономического статуса. Как следствие произошла институционализация БРИК. Знаменательно, что первый саммит этой организации прошел летом 2009 года на российской территории в Екатеринбурге.
Не надо думать, впрочем, что создание нового сообщества будет проходить безболезненно. Ведь разъединяющих моментов между странами не меньше, чем объединяющих. Различаются распределение дохода на душу населения, государственная политика, культурно-цивилизационные типы, методы и способы борьбы с кризисом. У всех на виду индийско-китайские политические противоречия за лидерство в азиатском регионе. Десятилетнее заигрывание США с «крупнейшей демократией Азии» привело к формированию устойчивого проамериканского тренда у части индийской элиты. Выдвигались даже планы создания своеобразного «азиатского НАТО» в составе США, Индии, Японии и Австралии. Китайское руководство не в восторге и от возможного предоставления Индии постоянного места в Совете Безопасности ООН.
Россия и Китай соперничают за политическое и экономическое влияние на постсоветские государства Центральной Азии. Кроме того, растущая экономическая и военная мощь Китая вызывает у части российской элиты опасения за судьбу малонаселенного и слаборазвитого Дальнего Востока, который может стать объектом экспансии со стороны КНР.
Серьезные экономические противоречия существуют в отношениях Китая и Бразилии. Пекин вышел на первое место среди торговых партнеров этой страны, однако дешевый китайский импорт убивает бразильское производство. Неслучайно министр финансов Бразилии Гвидо Монтега выступает против политики дешевого юаня. Есть у латиноамериканской державы разногласия и с Индией. Ведь она является одним из ведущих экспортеров продуктов питания, в то время как Нью-Дели выступает за снижение тарифов на них. Между тем в экономической сфере у стран БРИКС существует весьма важная точка соприкосновения — недовольство диктатом международных финансовых цент ров, сосредоточенных в США и Западной Европе.
Против Бреттон-Вуда
Мировой кризис выявил зависимость экономик стран «второго мира» от непредсказуемых колебаний, происходящих в мировых финансовых центрах. Ни одна из стран пятерки не выступает огульно против глобализации, тем более что глобализационные процессы приносят их экономикам немалые выгоды. Дело в другом. Недовольство вызывает то, что глобализационными процессами пытаются управлять транснациональные компании, штаб-квартиры которых расположены отнюдь не в развивающихся странах. Особую тревогу в столицах БРИКС вызывает опасное положение евро, связанное с дефолтом в Греции и долговым кризисом в Португалии, Испании и Италии. Кроме того, экономический рост развитых стран в последние десятилетия, в большей степени, обеспечивался ростом показателей фондовых рынков и спекуляциями с ценными бумагами, а успехи стран БРИКС — развитием реального сектора экономики.
Для минимизации таких рисков на встрече министров финансов пятерки, проходившей в рамках конференции G20 в Мехико в конце февраля, было выдвинуто предложение о создании совместного банка стран БРИКС. Неудивительно, что предложение исходило от Индии, экономика которой, по мнению экспертов, наиболее зависима от колебаний валютного рынка. Свой проект индийцы обосновали тем, что в последнее время ведущие мировые финансовые институты, такие как МВФ и Всемирный банк, призванные поддерживать экономические начинания в развивающихся странах, не справляются с поставленными задачами и сами еле держатся на плаву.
Новый банк позволит одной из стран пятерки выкупать гособлигации других и осуществлять масштабные инвестиционные проекты на пространстве БРИКС. Кроме того, государства клуба борются и за равную с Западом долю участия в старых финансовых институтах. В Мехико министры финансов пятерки выступили против традиции, согласно которой Всемирный банк возглавляет представитель США. «Кандидаты должны выбираться на основании заслуг, а не гражданства», — заявил министр финансов Бразилии Монтега. Ходят слухи, что американцы намерены продвигать на этот пост одного из своих высокопоставленных чиновников: госсекретаря Хиллари Клинтон, бывшего руководителя Федерального казначейства Лоренса Саммерса или нынешнего посла в ООН Сьюзан Райс. Представители БРИКС хотят выдвинуть свою кандидатуру. «Настало время порвать с традицией, согласно которой США и Европа делят между собой два важных поста во Всемирном банке и МВФ, — заявил министр финансов ЮАР Правин Гордхан. — Мы должны больше работать, чтобы достичь консенсуса по этому вопросу».
Таким образом, независимо от политических предпочтений государства БРИКС готовы бросить вызов Бреттон-Вудской системе и экономической гегемонии Запада.
Конечно, на этом экономическое сотрудничество стран пятерки не заканчивается. В апреле 2011 года Дмитрий Медведев, выступая на саммите в китайском городе Санья, выдвинул предложение о развитии кооперации между государствами БРИКС в таких отраслях, как сельское хозяйство, ядерная энергетика, авиастроение, освоение космоса и нанотехнологии. Китайцы с этим предложением согласились, заявив, что на данный момент экономическое сотрудничество с Москвой, к сожалению, сводится к обмену российского сырья на китайский ширпотреб.
Союз пяти цивилизаций
БРИКС не является военным блоком и вряд ли им когда-нибудь станет. Однако входящие в него страны, каждая из которых претендует на статус великой державы, не могут не обращать внимания на злободневные политические вызовы. И весьма возможно, что уже в недалеком будущем государства БРИКС столкнутся с необходимостью создания новой архитектуры безопасности в мире.
Одним из таких вызовов являются события, которые происходят в последнее время на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Они в очередной раз продемонстрировали решимость Запада нарушать суверенитет других государств, следуя неоколониальным стратегиям. Особенно показательной в этом отношении была кровавая ливийская эпопея. Страны БРИКС не смогли, к сожалению, сформировать единый подход к этой проблеме. Как известно, большинство входящих в организацию государств воздержались при голосовании за пресловутую резолюцию 1973, а ЮАР, невзирая на долгие дружественные связи с Ливийской Джамахирией, и вовсе проголосовала за. Однако первоначальные намерения создать в Ливии бесполетную зону для защиты гражданского населения вылилось в итоге в свержение легитимного правительства и беспрецедентную охоту за скальпом Муаммара Каддафи. Ливийские события показали, что любая страна может столкнуться с угрозой своему суверенитету. Конечно, НАТО вряд ли будет наносить авиаудары по России, Китаю и Индии, которые обладают огромным ядерным потенциалом. Однако проблема внешней уязвимости тревожит все государства «второго мира». Поэтому, когда Запад вновь предпринял попытку сместить законное правительство в Сирии, страны БРИКС заняли более решительную позицию.
Россия и Китай наложили вето на антисирийскую резолюцию, которая была внесена на рассмотрение ООН США и их союзниками. По мнению видного индийского дипломата и политолога М. Бхадракумара, российско-китайский демарш символизирует возрождение движения неприсоединения в новых условиях. «В ходе сирийского кризиса стало ясно, что Россия и КНР способны творчески адаптировать логику неприсоединения к существующему миропорядку, — пишет Бхадракумар. — Совместные шаги в данном направлении привели к беспрецедентному сближению этих стран. Москва и Пекин выступают против сохраняющегося со времен холодной войны блокового менталитета, и не желают, чтобы другим странам навязывали решения, касающиеся их внутриполитического устройства». Вполне естественно, что ни Россия, ни Китай не приняли участие в совещании «друзей Сирии» в Тунисе (некоторые арабские блоггеры окрестили это совещание «сборищем сирийских врагов»), а Индия ограничилась самым низким уровнем представительства.
Многие политологи убеждены, что такая организация, как БРИКС, вполне может выработать правила грядущего много полярного мира. Раньше международные политические организации создавались по антагонистическому принципу «Запад — Восток» (НАТО — Организация Варшавского Договора) или «Север — Юг» (Большая семерка — Движение неприсоединения). БРИКС же — уникальное образование, в котором представлены все ключевые геополитические игроки, все культурно-цивилизационные типы: евразийский Север (Россия), азиатский Восток (Индия и Китай), африканский Юг (ЮАР) и дальний Запад (Бразилия). Причем это форум стран, которые являются цивилизационными лидерами: Россия олицетворяет евразийский православно-исламский блок, Китай консолидирует прилегающие страны Восточной и Юго-Восточной Азии (конфуцианско-буддийскую цивилизацию по Хантингтону), ЮАР является выразителем интересов нарождающейся цивилизации Черной Африки. Об этом недвусмысленно заявил министр иностранных дел Южной Африки Нкоана-Машбане на одном из форумов БРИКС, подчеркнув, что его страна говорит «от имени Африки в целом».
Что касается Бразилии, то уже сейчас не вызывает сомнений, что именно эта страна станет лидером латиноамериканской интеграции. Политический ренессанс, наблюдающийся в странах Южной Америки, выдвинул целый ряд ярких лидеров, таких, например, как венесуэльский каудильо Уго Чавес. Однако в силу объективных экономических и геополитических причин Венесуэле вряд ли под силу стать локомотивом латиноамериканского объединения. Между тем Бразилия обладает и амбициями, и возможностями для того, чтобы возглавить этот процесс.
фото: REUTERS Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|