Сбербанк ухватился за шанс развернуть свою деятельность в Восточной Европе, полагает The New York Times. Эту тему газета подробно раскрывает в двух статьях.
"Российское кредитное учреждение создает свой собственный блок в Восточной Европе" - таков заголовок первой статьи. Кампания приобретений банков за рубежом, затеянная Сбербанком, смахивает на "восстановление прежнего советского блока", как выражается журналист Эндрю И. Крамер.
Между тем западные банки уходят из Восточной Европы, так как в условиях долгового кризиса должны наращивать свои резервы капитала. Именно благодаря этой тенденции Сбербанк приобрел отделения австрийского Volksbank в 8 странах Восточной Европы. Это помогло Сбербанку укрепить свой статус крупнейшего банка в Восточной Европе. Теперь он ищет другие объекты для поглощения: например, BCP (Португалия) выставил на продажу свой польский филиал Millennium Bank.
Что касается рынка кредитов, то Роланд Нэш (хедж-фонд Verno Capital) полагает: "Одним из негативных последствий для Запада будет утрата "мягкой силы" - влияния на финансовый сектор [Восточной Европы]. Фирмы, у которых была возможность обращаться к Западу, теперь обращаются в Москву". "Можно поспорить, согласятся ли с Нэшем западные компании и финансисты. Но Россия жаждет создать себе именно такой имидж", - отмечает автор.
Правда, на Западе Сбербанк доныне малоизвестен. "Но его наступление в Восточной Европе - во многом продолжение экспансии во время финансового кризиса 2008 года", - говорится в статье. Тогда Сбербанк стал крупнейшим зарубежным банком в Казахстане и одним из крупнейших на Украине.
Перспективы роста влияния банка, контрольный пакет которого принадлежит российскому государству, нервируют регуляторов в Польше и других странах Центральной и Восточной Европы, отмечает газета.
Со своей стороны, внешние инвесторы Сбербанка недовольны программой экспансии в Восточной Европе, заметил аналитик Боб Коммерс (Deutsche Bank).
Инвесторы приобретают акции российских банков вовсе не ради инвестиций в Восточную Европу, где рост ниже, а надбавки за риск ниже, пояснил он.
Кроме того, российский капитал неразумно вкладывать в восточноевропейский розничный банковский сектор, полагает издание. Западные банки росли в этом регионе, играя на разнице между низкими процентами по вкладам на Западе и высоким ставкам кредитов на Востоке. Но в российских банках проценты по вкладам выше, чем в Восточной Европе.
Вторая статья называется - "Польша пытается создать оборонительные укрепления для банков". "Польские власти говорят, что открывают двери перед притоком российских капиталов и все же пытаются сделать все, что в их власти, дабы уберечь польские банки от поглощения российскими", - отмечает журналистка Мелисса Эдди.
Например, Bank Zachodni WBK объявил о планах слияния с Kredyt Bank (филиалом бельгийского KBC Group), дабы появился один из крупнейших в Польше банков. Bank Zachodni почти целиком принадлежит испанскому Banco Santander, но считается самостоятельным учреждением.
"Польские власти также изучают способы привлечь для капитализации отечественных банков средства из таких источников, как государственные пенсионные фонды", - говорится в статье.
Возможно, поляки попытаются создать регуляторные барьеры на пути российских банков, пытающихся выйти на польский рынок, полагает экономист Гунтер Дойбер (Raiffeisen Research). Многие поляки все еще обижены на Россию с советских времен, пояснил он. Источник: inopressa.ru.
Рейтинг публикации:
|