Путинский проект развития: «дорожная карта» от выживания к созиданию
|
Андрей Сорокин |
Издательский директор группы "Однако". Родился в 1968 г. в Брянске. В 1990 г. окончил факультет журналистики Московского государственного университета. Работал в изданиях «Советская молодежь», «Час» (Рига, Латвия), «Независимая газета», «Красная звезда», "Профиль", "Промышленник России" (Москва).
«Танкам дорога не нужна – танкам нужна боевая задача».
|
Политическое междуременье заканчивается. Отмашкой к финишу можно считать сегодняшний прощальный отчёт главы правительства РФ Владимира Путина, плавно переходящий в программный доклад президента РФ Владимира Путина.
Напомню, дорогие тт. читатели, что мы с вами не так давно в числе 64% избирателей России выдали тов. Путину мандат на реализацию объявленных им созидательных проектов развития. В тот невнятный период, когда «оранжевых» вроде как уже «побороли», но до конкретной работы руки ещё не дошли, мы с вами обращали внимание на попытки «политического класса» (т.е., если называть вещи своими именами, полноценной «болотной» колонны во власти) дезавуировать и саботировать добрые начинания избранного президента. И, вроде как, даже договорились, что это вредительство просто так оставлять нельзя, а надо деятельно помочь тов. Путину в той работе, которую мы считаем нужной и правильной.
Однако. Оперируя условным термином «программа Путина», мы апеллируем не к конкретному документу, где рядком изложены задачи и план действий, а к разрозненному набору неоднородных предвыборных статей, публичных выступлений и афоризмов избранного президента. По ощущениям – вроде бы, «то». А вот так, чтобы без запинки и более-менее внятно сформулировать, чего такого мы всё-таки поддержали и что теперь с этим собираемся делать, – в этом месте начинается нестройный хор.
В этой нестройности справедливо было бы упрекнуть персонально тов. Путина: будьте понятнее, и люди к вам потянутся. Это раз.
И ещё. Даже будучи специальным усилием сведённой воедино и, что называется, «принятой в целом», «программа Путина» очевидно нуждается в дальнейшей прикладной детализации, «доводке прицела», уточнении критериев и прочих важных вещах. И участвовать в этом должен не только Путин «сам с собою», но и мы – те, кто «в целом» путинские проекты поддержал. Потому что – больше некому. Это два.
Вот этим мы сейчас вместе с тов. Путиным и займёмся.
Сегодня избранный президент свою часть работы в этом направлении сделал: концентрированно сформулировал свои намерения и объявил об их серьёзности – вплоть до анонса своего первого указа после официального вступления в должность, где будет обозначена «дорожная карта» по всем стратегическим направлениям, которые в путинском изложении друг из друга плавно вытекают, что называется, «по нарастающей».
***
Первый посыл президентской стратегии – демографическая состоятельность государства: «Сегодня для России каждый человек на счету… Нам нужны новые и решительные шаги по сбережению и развитию народа. Однако, если мы не восстановим традиционное отношение к базовым моральным ценностям, то никакие меры экономической и социальной политики не принесут устойчивого результата».
Заметно, что к тезисам своей «профильной» предвыборной статьи Путин добавляет акцент социальной политики, нацеленной не только количественный рост населения, но качественное, в т.ч. и нравственное совершенствование человека. Таким образом, целеполагание социальной политики государства естественным образом переносится из формата всероссийского собеса в формат человекостроения. Нельзя не отметить, что этот акцент – единственно возможное логическое следствие из текущих (да и исторических) российских реалий, вызовов и задач.
Столь же логичным и неизбежным шагом представляется в ближайшее время критический пересмотр государственной политики в сферах образования и здравоохранения. Подчеркну: именно государственной, потому что в эти определяющие сущности человекостроения жизненно необходимо немедленно вернуть стальной стержень осмысленной политической воли и целеполагания, особенно по части воспитания гражданина в русле традиционных «культурных кодов» (см. путинскую статью по национальному вопросу). Иначе и быть не может – поскольку мы рассматриваем человекостроение как несущую отрасль национальной экономики в принципе.
***
Второй посыл – интенсивное и созидательное сохранение и освоение пространства, ниспосланного нам Богом и нашими предками: «Наши пространства мы должны не только сохранить, оградить от внешних угроз, но и обустроить, сформулировать современную среду для жизни человека, для работы во всех регионах страны. Особое внимание, конечно, должны уделить развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири. Это важнейшая геополитическая задача».
Закругляя предыдущий тезис, отметим, что «белых пятен» на карте России столько, что даже невообразимых успехов в демографической политике не хватит, чтобы решить эту задачу количеством. Только качеством.
Что касается самой сути вопроса. Обратите внимание, что чисто военная задача упомянута сегодня мимоходом – ровно потому, что, во-первых, этот аспект исчерпывающе освещён в соответствующей предвыборной статье и, во-вторых, стремительно и результативно решается в ходе армейской реформы и беспрецедентной программы перевооружения. За этом делом «Однако», как известно, следит особо пристально, так что нет нужды повторяться.
А вот содержательная составляющая «пространственного» посыла прямиком адресуется к следующим путинским стратегемам.
***
Третий посыл – востребованность человеческого потенциала в новой экономике: «Миллионы людей сегодня заняты на устаревших, неэффективных рабочих местах, с низкой зарплатой и отсутствием перспектив. Мы должны дать им другую работу, интересную, хорошо оплачиваемую, а значит способную обеспечить высокие стандарты жизни, достойный заработок и возможность содержать большую семью… Это возможность для миллионов людей реализовать свою мечту и, конечно, это путь к реальной диверсификации национальной экономики».
Здесь ограничимся тем, что отметим вновь и вновь повторяемый мотив о безусловном приоритете качественной составляющей человеческого капитала. И если в «демографическом» посыле речь идёт о нацеливании на этот приоритет социальной политики государства, то в посыле «занятости» – о выстраивании под него политики экономической.
***
Четвёртый посыл – новая экономика как гарант благосостояния и развития гражданина России и гарант её суверенитета, устойчивости перед превратностями мировой конъюнктуры: «Она должна быть устойчивой, способной демонстрировать качественный рост в условиях жёсткой конкуренции. Мы должны быть готовы к любым внешним шокам».
Третий и четвёртый посылы, по сути, взаимопроистекают друг из друга и оба вместе дружно упираются в качественную и базовую составляющую новой экономики – новую индустриализацию, упрямо провозглашаемую Путиным уже год как. По той простой причине, что только возвращение в парадигму экономики созидательного типа обеспечивает искомую цель – экономический суверенитет страны. И без этой составляющей лелеемый экономическим блоком путинской команды «деловой климат для бизнеса» и тем более «средний класс» – это завораживающий мираж ни о чём: согласитесь, бессмысленно обсуждать инкрустацию на ручке напильника, не имея в виду конечное произведение слесарного искусства.
Не говоря уже о том, что трогательная забота о благосостоянии «среднего класса» – это забота «среднего класса», а не царское дело. А вот стратегия индустриализации – это как раз царское дело, а не инициатива мифического «частного бизнеса». То есть предприимчивые граждане своими капиталами и эффективным менеджментом, конечно, могут должны участвовать в созидательных экономических проектах, но у государства нет права сбросить на них задачи целеполагания и стратегического планирования (угу, именно планирования).
В контексте Новой Индустриализации речь, напомню, идёт не просто о модернизации остатков советского промышленного наследия и даже не просто о строительстве новых производственных мощностей. Речь идёт о запуске стратегического проекта, сравнимого по масштабам и задачам с пятилетками 30-х годов, – о восстановлении и/или создании с нуля целых отраслей, технологических циклов, кластеров. Причём – в короткие сроки, «иначе нас сомнут». Причём – с учётом того, что мир вступил в период смены технологического уклада и, значит, наша индустриализация должна идти не просто «опережающими темпами», но и на опережающей научно-технологической базе. Решение такой задачи, как показывает и наш, и заграничный опыт, может и должно быть сконцентрировано только в руках государства и под его ответственность – и на стадии проектирования, и на стадии сочленения с другими стратегемами и историческими перспективами, и на стадии развёртывания.
И очень важно, чтобы Владимир Путин вступая в должность президента, это обстоятельство и сам чётко понимал, и до своего «экономического блока» донёс членораздельно. Причём – очень и очень быстро, на что справедливо указывает Михаил Хазин.
***
И, наконец, пятый посыл как венец и амбициозная мечта избранного президента – реинтеграция исторического российского пространства: «Укрепление позиций России в мире, и, прежде всего, через новую интеграцию на евразийском пространстве… И здесь я бы хотел особо подчеркнуть, создание Таможенного союза и Единого экономического пространства, по моему убеждению, является важнейшим геополитическим и интеграционным событием на постсоветском пространстве со времен крушения Советского Союза. Наш следующий шаг – запуск с 2015 года проекта Евразийского экономического Союза. Рассчитываем, что к России, Белоруссии, Казахстану присоединятся и другие партнёры, заинтересованные в более продвинутом сотрудничестве».
Ну, по этому вопросу у нас с тов. Путиным разногласий нет и быть не может. Можно даже сказать, что именно его самая первая статья, опубликованная ещё в прошлом году и провозгласившая воссоединение (если называть вещи своими именами) сверхприоритетной идеей, и стала той отправной точкой, к который мы примеряем все последующие (не менее важные) стратегемы. Это – та идея, которая без подстрочника понятна каждому человеку, имеющему душу. Это – то, ради чего стоит затевать всё остальное. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|