27 марта 2012 года в Брюсселе состоялись слушания Комитета Европейского Союза по гражданским свободам, расследующего причастность государств-членов ЕС к тайным программам ЦРУ по «передаче граждан особым порядком»
В рамках этой программы, которая, по утверждению ЦРУ, была прекращена в 2009 году, задержанные тайно доставлялись в страны, где легально практикуются пытки, при помощи которых можно извлекать информацию. Парламент ЕС начал расследование в 2005 году, когда Совет Европы подсчитал, что в Европу могло быть совершено порядка 1245 рейсов с «переданными особым порядком».
Через несколько дней после слушаний польские чиновники признали, что ЦРУ создало тайную тюрьму на юге Польши для «переданных особым порядком», где их пытали. Разразился скандал, в ходе которого бывшего главу польской разведки Збигнева Сементковского (Zbigniew Siemiątkowski) обвинили в участии в создании этой тюрьмы в селении Старые Кейкуты.
Бывшие президент и премьер-министр Польши отрицали, что им известно о существовании тюрьмы, в которой, по некоторым сведениям, содержались бывшие заключенные тюрьмы в Гуантанамо на Кубе Халид Шейх Мохаммад, Абу Зубайда и Абдул Рахим аль-Нашири.
После того как появились новости о задержанных, возмущенные польские лидеры обвинили США в попытках сбить их молодую демократию с верного пути склонением к соучастию в пытках и «передаче особым порядком». Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил что Польша стала «политической жертвой» грязной игры, разыгранной США.
Затем, в конце прошлого года британская неправительственная организация Reprieve вместе с рядом других правозащитных организаций опубликовала информацию о тайной тюрьме в Румынии.
Дополнительные отчеты, опубликованные этой организацией в августе прошлого года после анализа документов, обнародованных в рамках судебного разбирательства, показали, что для доставки задержанных в тюрьмы более 55 раз использовался один и тот же самолет — Gulfstream с бортовым номером N85VM.
Среди стран, разрешивших использование своего воздушного пространства или доставку на свою территорию задержанных для пыток — Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Египет, Ирак, Афганистан, Италия, Германия и Марокко.
Если Соединенные Штаты и Польша обнародовали информацию, касающуюся полетов, то большинство европейских и ближневосточных стран отказались делать это и проигнорировали требования правозащитных организаций.
После того как на прошлой неделе Европейскому Парламенту были представлены свидетельские показания, европейские законодатели выразили твердое намерение получить информацию и составить подробный доклад о причастности европейцев к незаконной передаче задержанных странам, где к ним в ходе допросов могли применяться пытки.
Практику «передачи особым порядком» ЦРУ обосновывало просто: в США пытки противозаконны, поэтому задержанные доставляются в другие страны, где не существует подобных правовых ограничений и, следовательно, в отношении задержанных могут применяться такие методы, как пытка голодом, лишение сна и имитация утопления.
Среди задержанных, которые, как утверждается, были «переданы особым порядком», возможно, были те, кто обладал информацией, которая могла предотвратить будущие теракты. Некоторые из них, как Мустафа Насар, который жил в Кувейте, Афганистане и, наконец, Пакистане, где его арестовали, пропали без вести.
В еще одном случае задержанный вообще не был тем человеком, которого подозревали в терроризме. Халед Аль-Масри, гражданин Германии, был похищен и тайно вывезен из Македонии, а затем доставлен на тайную базу ЦРУ в Афганистане, где его пытали несколько месяцев. Прошло много времени, прежде чем следователи выяснили, что он не тот человек, которого искали, и он был отпущен.
Следуя примеру европейских правозащитников, юристы Американского союза за гражданские свободы также решили добиться привлечения к ответственности организаторов этой схемы посредством транснациональных организаций.
Раздосадованные неудачей попыток добиться сведений от чиновников правительства США, которые ссылаются на закон о государственной тайне, препятствующий разглашению информации о пытках или «передаче особым порядком», АСГС на прошлой неделе подал жалобу в Межамериканскую комиссию по правам человека.
Жалоба подана от имени трех афганцев и трех иракцев, которые утверждают, что подвергались пыткам, включая избиение, нанесение порезов и угрозу физическим насилием. В ней указывается на то, что Статьи I и XXV Американской декларации прав и обязанностей человека запрещают американским военным подвергать их пыткам и бесчеловечному обращению.
Юристы АСГС утверждают, что нежелание американского правительства провести уголовное расследование данных дел и отказ федерального суда США рассматривать дело подателей жалобы создают ситуацию, при которой справедливость может быть восстановлена только путем обращения в международные инстанции.
Вряд ли мы вскоре узнаем результаты рассмотрения жалобы АСГС, направленной в Межамериканскую комиссию по правам человека. Однако в случае как Европы, так и Америки обращение к международным механизмам происходит не в самое благоприятное время.
Международные правовые институты, ослабленные финансовым кризисом и многолетними спорами по вопросам сотрудничества и юрисдикции, не обладают достаточными ресурсами, в том числе кадровыми, и полномочиями по обеспечению выполнения своих решений для того, чтобы быть авторитетными и доступными инстанциями для рассмотрения сложных дел с участием нескольких стран.
В Европейском суде по правам человека, имеющем самую долгую историю и обладающем самыми мощными ресурсами, ожидают исполнения более 5000 решений. По данным организации Open Society Justice Initiative, удовлетворительный ответ был дан менее чем по пятой части 500 дел, в которых Комитет ООН по правам человека выявил нарушения гражданских и политических прав.
Проблема пыток, тайных тюрем и глумления над законом, которое представляет собой доставка задержанных в страны, где царит беззаконие, отражает вызовы, стоящие перед миром в эпоху, когда территориальность мало что значит, а секретность означает власть.
Будь то террористические группы, пользующиеся полупрозрачностью границ, или разведывательные службы, в ведении которых находятся тайные тюрьмы, главный вызов, с которым сталкивается юстиция в мире пост-террора, — это невидимость как террористов так и тех, кто на них охотится.
Жертвами этого нового мира тайных войн становятся те, кому остается догадываться о правде по тем немногим видимым фрагментам, которые они могут собрать, сетуя на нелогичность и несправедливость как террориста-смертника, так и сверхдержавы.
Рафия Закария — юрист, преподаватель политической философии и конституционного права