Принятие плана Аннана не только не решает стоящих перед Сирией проблем, но и создает выгодные условия для перехода радикальной оппозиции в контрнаступление после проигранного раунда борьбы.
Башар Асад согласился принять план специального представителя ООН Кофи Аннана по прекращению насилия в Сирии. По мнению бывшего генсека ООН, это «может принести конец насилию и кровопролитию, а также оказать помощь пострадавшим и создать благоприятные условия для политического диалога, который будет учитывать законные чаяния сирийского народа».
При этом Кофи Аннан призвал сирийский режим как можно быстрее начать выполнение его положений, хотя еще накануне он утверждал, что для реализации плана не стоит устанавливать жесткие временные рамки. Но что собой представляет этот план и насколько он реализуем на практике? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо не только проанализировать сами его положения, но и меняющуюся ситуацию в стране. Что касается текста документа, то он состоит из шести пунктов, представляющих собой по большей части общие размытые формулировки. План Аннана обязывает Асада сотрудничать со спецпредставителем ООН в рамках налаживания межсирийского политического процесса. То есть с этого времени оппозиция фактически ставится на одну доску с правящим режимом, что может послужить отправным шагом для ее легитимации в юридическом пространстве.
Также от обеих сторон требуется «прекратить боевые действия и достичь в незамедлительном порядке под действенным контролем ООН прекращения вооруженного насилия во всех его формах всеми сторонами для защиты гражданского населения и стабилизации обстановки в стране». То есть, Башар Асад фактически должен повторить сделанную Россией ошибку во время Первой Чеченской войны, когда выбитым в горы боевикам дали время для передышки и перегруппировки. Напомним, что в течение февраля-марта Дамаску удалось отбить практически все ранее захваченные оппозицией населенные пункты. Сейчас боевики рассеялись в труднодоступной местности либо ушли за границу. От сирийского же руководства требуется вывести войска из городов, куда, без всякого сомнения, снова вернутся боевики.
Один из самых непонятных моментов плана Аннана касается «ежедневных двухчасовых пауз для своевременной доставки гуманитарной помощи в районы, пострадавшие от боевых действий». Возникает вопрос о том, кто, в каком объеме, куда и что именно будет доставлять в качестве таких гуманитарных грузов? Здесь до сих пор были диаметрально противоположные точки зрения. Арабские монархии Персидского залива требовали предоставления особых коридоров на самых горячих направлениях — в районе Идлиба, Хомса и Дераа, чтобы снабжать мятежные районы всем необходимым без какого бы то ни было контроля со стороны Дамаска. Силы же, стоящие на стороне сирийского режима, указывали на то, что подобные миссии должны проводиться строго в рамках операций ООН, а сами грузы должны быть невоенными.
Каким образом будет выполняться этот пункт, до сих пор неясно. И, поскольку точных договоренностей относительно механизма его претворения в жизнь нет, становится ясно, что здесь лежит камень преткновения. Также от Башара Асада потребовали освобождения незаконно задержанных лиц. Но вот относительно точных формулировок в вопросе о том, кого можно считать невинно пострадавшим, не договорились. Разумеется, оппозиция будет требовать освобождения большинства своих сторонников, и если режим пойдет на это, он совершит большую ошибку. А если не пойдет— может стать нарушителем принятого им же плана.
Следующий пункт в плане Аннана требует «обеспечить свободу передвижения по всей стране для журналистов». Таким образом, бойцы «информационной войны» из Al Jazeera, СNN, Reutars и т.д. получают все условия для расширения своей работы, которая, как показала практика как Ливии, так и Сирии, весьма далека от простого освещения событий. И дело даже не в том, что они формируют негативный информационный фон вокруг страны: журналистское удостоверение традиционно является прикрытием для работы спецслужб. Приняв план Аннана, Асад обязуется «соблюдать свободу объединений и право на мирные демонстрации». То есть, оппозиция получает гарантированную возможность устраивать свои сборища, которые станут источником постоянной опасности для властей, и рано или поздно, использует их для попытки захвата власти.
При этом за последние четыре месяца экономическое положение в стране заметно ухудшилось. На фоне регулярных отключений электричества и дефицита горючего в стране, производящей сельхозпродукцию, стала наблюдаться нехватка отдельных видов продовольствия. Почти в два раза рухнул курс национальной валюты, буквально на глазах растут цены на все виды товаров. Разумеется, многие сирийцы отдают себе отчет в том, что все эти явления — результат санкций Запада и ряда арабских стран, пытающихся задушить сирийский режим экономически. Но много и тех, кто связывает свои беды именно с нынешней властью. То есть, протестная база в стране по-прежнему остается довольно широкой. Однако теперь, в соответствии положениями плана Аннана, Башар Асад утрачивает необходимые рычаги для подавления выступлений.
Таким образом, принятие плана Аннана не только не решает стоящих перед Сирией проблем, но и создает выгодные условия для перехода радикальной оппозиции в контрнаступление после проигранного раунда борьбы.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+