Шпигель Онлайн: Будет ли Владимир Путин по-другому расставлять акценты во внешней политике чем его предшественник Медведев?
Лукьянов: У Медведева не было своего собственного курса. Его политика отличалась только в нюансах. Путин намного более уверен в том, что Россия вновь должна играть важную роль на мировой политической арене, например, на Ближнем Востоке. Медведев склонялся к мнению, что Россия должна больше концентрироваться на своих региональных интересах. К США Путин относится, в отличии от Медведева, с большей осторожностью и недоверием. Причиной этому служит печальный опыт работы с правительством Буша еще во время его первого президентства.
Шпигель Онлайн: Что это был за опыт? Что стало причиной недоверия?
Лукьянов: По мнению Путина Россия многое сделала для того, чтобы сблизиться с США. Подумайте только о 11 сентября 2001 года, о борьбе с терроризмом, о закрытии российских военных баз на Кубе и во Вьетнаме. Путин считает, что Россия ничего не получила взамен. Даже напротив, США расширили сферу своего влияния на постсоветском пространстве и поддерживали революции в соседних государствах. Планируется расширение НАТО на восток и размещение комплексов ПРО в Европе. Это произвело на него неизгладимое впечатление. Путин уверен, что с США невозможно сотрудничать, потому что они не уважают своих партнеров.
Шпигель Онлайн: Как он будет сотрудничать с Обамой, который ставил на Медведева?
Лукьянов: Их отношения не будут слишком тесными. Но причина не в Обаме. Путину все равно, кто правит в Вашингтоне. Что касается внешней политики, то он не видит большой разницы между демократами и республиканцами.
Шпигель Онлайн: Кто может стать партнером России с точки зрения Путина?
Лукьянов: Он не думает, что Россия должна выбирать между Европой, Китаем или кем-то еще. Путин видит Россию в роли связующего звена между Востоком и Западом. Он хочет укреплять отношения и с быстро развивающейся Азией, и с ЕС, как самым важным торговым партнером. Партнерства же, которое бы налагало на Россию какие-либо обязательства, Путин не хочет.
Шпигель Онлайн: Путин хорошо знает Европу, он достаточно долго жил в Германии. Однажды вы заметили, что Европе было бы даже выгодней, если бы пост президента занял Путин, а не Медведев. Почему?
Лукьянов: У Путина есть негативный опыт и в отношении Европы. Но факт остается фактом - Путин по-прежнему очень заинтересован в Европе. Он всегда по-своему стремился к сближению с Европой. Он все время хотел сделать Россию частью европейского пространства. Разумеется, не частью ЕС, а частью нового европейского проекта. Медведев же всегда был любезен, много улыбался, но никогда не выказывал особого интереса к Европе.
«Опасения Путина слишком преувеличены»
Шпигель Онлайн: Каких шагов вы ожидаете от Путина?
Лукьянов: Он неохотно говорит о каких-либо институциональных процессах интеграции или ценностях. Его больше привлекают экономические альянсы, совместные предприятия, или же обмен активами под девизом: у вас есть технология, у нас ресурсы. Я ожидаю и в дальнейшем чего-то подобного.
Шпигель Онлайн: Что вы можете сказать о мировоззрении Путина?
Лукьянов: Он уверен, что мир, окружающий Россию, бесконечно опасен. Начиная с угрозы войны, кончая нестабильностью в разных частях света. Перед выборами он предостерегал в своих программных статьях от «безответственной агрессивности» Запада, с непредсказуемыми последствиями. В виду глобальной угрозы Путин считает главной задачей России защиту и предотвращение дестабилизации, как во внешней, так и во внутренней политике.
Шпигель Онлайн: Он считает, что Россия окружена врагами?
Лукьянов: Скорее, это - мир, в котором больше нет никаких правил. Это не значит быть окруженным врагами. Это мир хаоса, который сам по себе генерирует непредвиденные угрозы. Вот один пример: США и Запад вмешиваются в дела на Ближнем Востоке. В результате там начинается хаос, обстановка в соседних странах дестабилизируется, это затрагивает цены на нефть, от чего страдает Россия.
Шпигель Онлайн: Путин упоминал об угрозе незаконного применения «мягкой силы» (soft power) и утверждает, что за массовыми протестами в Москве стояли США.
Лукьянов: Опасения Путина сильно преувеличены. Многие негосударственные организации (NGO) в России стали существенной составляющей политической жизни, особенно те, что финансируются из-за границы. Их деятельность не всегда соответствует внутренним тенденциям. Совершенно ясно, что они являются фактором, который нельзя игнорировать. Но совсем другое дело, что Путин сильно преувеличивает значение этого фактора.
Шпигель Онлайн: Почему даже в прошествии 20-ти лет после распада СССР не заметно существенного сближения между Европой и Россией.
Лукьянов: Почему Россия должна становиться частью Европы в её нынешнем состоянии? Спустя 20 лет после распада СССР все-таки встал вопрос о том, какую роль в мире будет играть Европа. В 90-ые все выглядело так, будто Европа станет примером для подражания для всего мира. Сегодня все взоры обращены на Азию. С одной стороны, Россия так и не смогла совершить необходимые преобразования для сближения с Европой, с другой - европейские перспективы становятся все менее привлекательными.
Федор Лукьянов (45) - один из ведущих экспертов по внешней политике России, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике». Источник: inoforum.ru.
Рейтинг публикации:
|