Решение касательно Минска было принято после отказа Александра Лукашенко о помиловании осужденных на смертную казнь
В пятницу, 23 марта, Европейский союз усилил действие санкций в отношении Минска и Дамаска. Так, белорусский «черный список» был пополнен 29 организациями и 12 частными лицами: судьями, бизнесменами и прокурорами.
Сирийский список также дополнили 12 частными лицами, среди которых жена президента Сирии Башара Асада Асма, мать главы государства, его сестры и невестка, а также министры и высокопоставленные чиновники. Всем частным лицам и компаниям, внесенным в «черный список» Евросоюза, будут заморожены счета, а также запрещен въезд на территорию стран ЕС.
Белорусский список вызвал бурную дискуссию в Евросоюзе. Словения, в частности, наложила на него вето. Причиной такого решения послужил владелец белорусской группы компаний «Трайпл» предприниматель Юрий Чиж, который имеет в Словении крупные деловые интересы.
Окончательное решение о введении новых санкций в отношении Минска было принято после того, как президент Белоруссии Александр Лукашенко отказался помиловать осужденных на смертную казнь за теракт в минском метро Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева. Напомним, 16 марта приговоры в отношении преступников были приведены в исполнение.
Ранее Европарламент, а также верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, обращались к Лукашенко с просьбой отменить расстрел «минских террористов», ссылаясь на то, что Белоруссия осталась последней страной в Европе, где применяется смертная казнь.
Между тем, расстрел Коновалова и Ковалева стал не единственной причиной для усиления санкций со стороны Евросоюза. В конце февраля суд Первомайского района Витебска приговорил более чем к двум годам колонии общего режима представителя белорусской оппозиции Сергея Коваленко, который был признан в уклонении от наказания в виде заключения. Оппозиционер, в свою очередь, отказался признавать свою вину и в середине декабря в знак протеста объявил о голодовке. Спустя месяц в Коваленко начали насильно вводить пищу при помощи медицинского оборудования.
Стоит отметить, что Евросоюз не первый раз в этом году усилил санкции в отношении Минска. В феврале белорусский «черный список» был увеличен на 21 человека, которым был запрещен въезд на территорию стран Евросоюза. Белоруссия, в свою очередь, запретила въезд на территорию своей страны ряду должностных лиц, в том числе и послов, которые способствовали введению запретов со стороны ЕС. Как заявил пресс-секретарь белорусского МИД Андрей Савиных, Минск не видит смысла в возвращении дипломатов Евросоюза. «В сегодняшних условиях белорусская сторона не видит необходимости в присутствии на территории Белоруссии отозванных послов государств, проголосовавших за данное решение (расширение санкций)», - приводит РИА «Новости» слова Савиных.
По словам Лукашенко, в ответ на санкции Евросоюза, Белоруссия не будет выпускать из страны оппозиционеров. Известно, что отказ на выезд за рубеж в этом месяце уже получили Анатолий Лебедько, Валерий Ухналев, Сергей Калякин, Станислав Шушкевич, Виктор Корнеенко, Винцук Вячорка, Андрей Дынько, Михаил Янчук, Жанна Литвина, Андрей Бондаренко, Валентин Стефанович, Олег Гулак, а также Гарри Погоняйло. «И то мы его (список невыездных) еще не ввели, на полную мощь еще не ввели. Но введем. Это они (оппозиция) Западу подбрасывают фамилии, организации, предприятия и настаивают на введении экономических санкций», - подчеркнул президент Белоруссии.
Лукашенко также отметил, что одним из лидеров среди оппозиционеров, которые настаивают на введении запретных мер в отношении Минска, является бывший председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич. «Шушкевич сейчас становится в Российской Федерации героем, чуть ли не на каждый день на всех каналах. Только вы не забывайте, что при Шушкевиче всех русских людей (в Белоруссии) посадили на чемоданы. Они уже всех поделили: вот белорус, русский, поляк. И если бы не плохой Лукашенко, то русским бы делать уже в Беларуси было нечего. Вы это не забывайте на всякий случай», - добавил Лукашенко.
Шушкевич, в свою очередь, сравнил ситуацию в Белоруссии со временами Советского Союза: «Жили же мы в Советском Союзе и не могли никуда выехать, вот и сейчас так живем».