К перевороту в Мали. "Африка без Каддафи" расползается по швам
По столице западноафриканского государства Мали прокатилась волна мародёрства. Причиной тому стал состоявшийся на днях государственный переворот. Северо-восточная часть страны перешла под контроль туарегов. Потоки оружия бесконтрольно расползаются по Сахаре, питая многочисленные боевые группировки. Западное сообщество бьет тревогу, опасаясь распространения насилия по всему региону.
Между тем, именно решение Запада сместить Муаммара Каддафи открыло африканский «ящик Пандоры», вдохнув жизнь в силы, которые едва ли удастся обуздать в обозримом будущем. Попробуем разобраться в истоках проблемы.
Мали без Каддафи протянуло полгода
Мали – одно из беднейших государств мира. Здесь нет нефтяных скважин, газовых месторождений и больших залежей алмазов, подавляющая часть населения живет традиционным сельским хозяйством. По большому счету, последние годы Мали как государство существовало только благодаря спонсорской помощи от Ливийской Джамахирии.
После свержения Каддафи этот источник пополнения государственного бюджета в Мали иссяк, и начались серьезные проблемы. Первыми финансовое голодание ощутили на себе военные. Последние закупки вооружения, боеприпасов и продовольствия для вооруженных сил Мали состоялись летом прошлого года, после этого армия… перешла на самообеспечение.
Понукаемые банальным голодом, правительственные войска были вынуждены грабить свой собственный народ в северных провинциях, населенных преимущественно туарегами. Естественно, это подхлестнуло протестные и сепаратистские настроения последних - и уже в январе в регионе начались боестолкновения военных с берберами.
«Хватит кормить туарегов!»
Туареги – это народ численностью более 5 млн. человек, проживающий на территории Ливии, Алжира, Марокко, Нигера, Буркина-Фасо и Мали. На протяжении всей своей истории туареги кочевали по просторам Африки, гонимые то арабскими завоевателями, то французскими колонистами. Идея создания собственного государства окончательно оформилась у кочевников к концу прошлого столетия.
Область проживания туарегов носит название Азавад. В конце прошлого столетия борьба за создание туарегами автономии перешла в вооруженную фазу. Естественно, перспектива потери территории не обрадовала ни одно государство, на чьи земли заявили претензии кочевники.
Единственным лидером, который смог найти общий язык с туарегами, стал Муаммар Каддафи. На протяжении долгих лет ему удавалось сдерживать амбиции кочевников, правда, стоило это недешево и зачастую вызывало критику политических противников. «Хватит кормить туарегов!», - под таким лозунгом с удовольствием подписались бы многие ливийские диссиденты эпохи Джамахирии.
Кроме этого, Каддафи вербовал берберов в ливийские вооруженные силы, где те получали отличное обучение, новейшие образцы вооружений и высокие посты.
После свержения Каддафи туареги были фактически изгнаны из Ливии. Часть их ушла в подполье, часть на территорию соседних государств. Учитывая богатый боевой опыт туарегов, снос сложной системы сдержек и противовесов и огромное количество оружия на руках, их участие в вооруженной борьбе за "независимый Азавад" было вопросом времени.
В конце 2011 года один из офицеров ливийских вооруженных сил создает «Народное движение за освобождение Азавада» (НДЗОА), инициировав новый виток борьбы за независимость. С тех пор все вооруженные акции туарегов информационными агентствами списываются на деятельность сепаратистов НДЗОА.
Туарег туарегу рознь
Среди самих туарегов нет единства относительно видения будущего Азавада. Так, НДЗОА делает ставку не только и не столько на вооруженную борьбу, сколько на планомерный политический процесс обретения собственной государственности. При этом лидеры движения совсем не являются "исламистскими фанатиками", какими их зачастую пытаются представить в прессе. Они инициировали международный переговорный прогресс и смогли заинтересовать некоторые страны Запада в сотрудничестве. При этом НДЗОА выступает за уничтожение каналов наркотрафика, вступая таким образом к прямой конфликт с интересами африканских исламистов.
В это же время радикальное исламское движение туарегов «Ансар ад-Дин» проповедует установление законов шариата в Азаваде и имеет связи с африканской «Аль-Каидой». Несмотря на различия во взглядах, НДЗОА и туареги-исламисты пока действуют совместно.
Мятеж
...На фоне последних событий в Мали НДЗОА достаточно легко стало распространять свое влияние на севере страны. Дезорганизованные правительственные войска не выдержали открытого противостояния и были вынуждены отступить вглубь государства. Продвижение туарегов вызвало т.н. "вынужденное переселение" 200 тыс. малийцев, которые бежали в соседние государства. Таким образом, идея независимого Азавада в Мали вплотную приблизилась к своему реальному воплощению.
В это же время растет недовольство простых малийцев. Теперь одна из серьезных претензий к президенту Амаду Тумани Туре – былая поддержка Каддафи, а значит и пригретых им туарегов. Туре до последнего сохранял лояльность полковнику, позволив значительному количеству вооруженных ливийцев закрепиться на севере страны.
Однако политический кризис имел все шансы разрешиться на президентских выборах, которые должны были состояться в Мали в мае этого года.
Последней каплей стало решение министра обороны Мали отправить на войну с туарегами 300 молодых новобранцев. Солдаты забросали министра камнями, разграбили склады с оружием и захватили президентский дворец.
Первоначально все это выглядело как бунт, однако вскоре стало очевидно, что налицо военный переворот (третий за последние 45 лет). Свежеобразованный Национальный комитет по демократии и государству (CNRDR) заявил, что намерен провести свои выборы и передать власть народным избранникам. При этом ряд министров были взяты под арест, а кто стоит во главе путчистов - пока до конца не ясно.
Что же касается свергнутого Туре, то его судьба остается неизвестной. Он успел отметиться записью в Твитере: «Происходящее в Мали не государственный переворот. Это просто мятеж», что на фоне происходящего в стране прозвучало несколько комично. Поступали сообщения, что Туре укрылся на территории посольства США, но сами американцы это опровергли.
Международная реакция и возможные последствия
События в Мали вызвали негативную международную реакцию. С резкой критикой действий военных выступили ООН, Администрация США, Африканский союз, Экономическое сообщество стран Западной Африки и наиболее влиятельные страны континента, в том числе ЮАР.
Всемирный банк и Африканский банк развития приостановили финансовую помощь Мали. Африканский союз исключил страну из своих рядов.
Пока трудно однозначно утверждать, чем именно закончится военный переворот в Мали. Лидеры НДЗОА уже уверили, что воспользуются хаосом для установления контроля над ключевыми городами страны. Схожие амбиции имеют и исламисты.
Известно, что в последнее время Китай осуществлял инвестиции в инфраструктурные проекты Мали и, несмотря на всю ничтожность местной экономики, был главным покупателем малийского хлопка и золота. В то же время основным поставщиком Мали является Франция, которая вовсе не намерена утрачивать влияние в бывшей колонии.
Можно предположить, что мы являемся свидетелями зарождения очередной "зоны хаоса", которая вполне естественным образом пришла сюда из ловко демократизированной Ливии. На африканском континенте уже существуют подобные зоны - в виде бывшего Сомали, уничтоженного США, и собственно бывшей Ливии. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|