Кто сказал, что на крайнем севере не могут кипеть жаркие политические споры? Еще как могут. Ареной таковых в последние годы стал крупнейший остров планеты — Гренландия, имеющий широкую автономию в составе Дании. Сегодня местные эскимосы ставят вопрос о независимости. На кону — интересы не только Дании, но и США, которые хотят застолбить лакомый кусок Арктики.
Сегодня население Гренландии составляет почти 60 тысяч человек. Около 90 процентов — эскимосы-инуиты, примерно каждый десятый — датчанин. Официальными языками являются эскимосский и датский. Кроме того, на острове размещена крупная американская база. Гренландия представляет собой единственный для Дании выход к Северному Ледовитому океану, где, как считается, сосредоточены огромные нефтегазовые богатства. Да и другие страны не прочь овладеть ими.
Археологические раскопки показали, что предки современных эскимосов начали заселять почти полностью покрытый льдом остров примерно пять тысяч лет назад. Европейцы же узнали о нем в 875 году, когда вдоль его берегов проплыл моряк из Исландии по имени Гунбьерн. В 982 году туда приплыл из Исландии норвежец Эйрик Рыжий, который и дал острову название "Гренландия" ("Зеленая страна"). Удивительно, как он умудрился найти на нем зелень…
В скором времени на Гренландии появились первые поселения скандинавов — исландцев и норвежцев. В течение XI-XII веков население острова было обращено в христианство. С 1262 года над Гренландией была формально установлена власть Норвегии, но только формально. Население было немногочисленно, поселенцы-скандинавы то и дело вступали в стычки с инуитами. В конце концов, в 1408 году европейцы убрались оттуда ввиду резкого похолодания. Везде установилась вечная мерзлота.
Возвращения европейцев пришлось ждать до 1721 года. Тогда началась новая колонизация острова скандинавами (Норвегия тогда была частью Дании), над Гренландией был установлен датский суверенитет. Копенгагенский двор ввел монополию на торговлю с ним. Параллельно скандинавские, немецкие и голландские протестантские священники занялись обращением эскимосов в христианство. В 1814 году Дания и Норвегия расторгли свой союз, но датчанам удалось сохранить суверенитет над Гренландией.
С этого момента остров фактически и превратился в датскую колонию. Правда, ввиду сурового климата массового переселения европейцев на Гренландию не последовало, да и особой жестокости к эскимосам датчане не проявляли. С 1862 года местные жители получили право вместе с датской администрацией решать социальные вопросы, с 1911 года начали функционировать местные советы. В 1921 году восстановившая независимость Норвегия попыталась оспорить права на Гренландию, но Международный суд в Гааге 12 лет спустя закрепил остров за Данией.
В годы Второй мировой войны Дания была оккупирована Германией, но до Гренландии нацисты не добрались. Учитывая то обстоятельство, что остров очень часто относят к Северной Америке (ввиду его близости к Канаде), США объявили его зоной своих интересов. Не перешедший на сторону нацистов датский посол в Вашингтоне подписал с США в 1941 году соглашение об обороне Гренландии. Оно было ратифицировано уже четыре года спустя, и на его основе американцы принялись создавать на Гренландии свои базы.
"Дрейф" острова в сторону Северной Америки продолжился. В 1951 году США и Дания заключили соглашение о совместной обороне острова, в результате в местечке Туле появилась крупнейшая американская база в арктическом регионе. Правда, нельзя сказать, что такому защитнику эскимосы обрадовались. В 1968 году близ Туле упал бомбардировщик B-52 с шестью водородными бомбами на борту. Огромная территория была заражена, у животных появлялись на свет детеныши-уроды.
В наше время значение Гренландии для США ничуть не утрачено. В 2004 года американцы подписали с бывшим премьером Дании, а ныне генсеком НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном соглашение, уточняющее документ от 1951 года. Согласно ему, база в Туле будет модернизирована таким образом, чтобы ее объекты стали частью создаваемой США системы противоракетной обороны (ПРО). Многие эскимосские организации возражали, но их особенно никто не спрашивал.
Но вернемся к статусу острова. В 1953 года Дания упразднила колониальный статус Гренландии и включила ее непосредственно в свой состав. Пытаясь помочь островитянам наладить ситстему здравоохранения и образования, власти хотели сконцентрировать население в относительно крупных поселках. Однако эффект был обратный: рыбаки и охотники из числа инуитов были не готовы менять свой образ жизни. В результате уровень безработицы в Гренландии сильно превысил общедатский, а идея независимости стала еще популярнее.
В 1973 году Дания вступила в ЕЭС (предшественника Евросоюза), но гренландцы этому не обрадовались, поскольку торговали преимущественно с США и Канадой. Опираясь на свое особое положение, местные организации стали требовать автономии и своего добились — в 1979 году Гренландия обрела автономию. Мало того — в 1985 году Гренландия вышла из ЕЭС, и сегодня она не входит в Евросоюз. Такой парадокс: часть территории государства ЕС в Евросоюз не входит, имея статус ассоциированного члена ЕС.
В 2008 году подавляющее большинство гренландцев проголосовали за расширение автономии, и 21 июня 2009 года новый Акт об управлении островом вступил в силу. Автономная Гренландия сегодня официально является государством эскимосов инуитов, нося название Калааллит Нунаат. О ее связи с Данией напоминает разве что отсутствие армии, хождение датской кроны да наличие депутата в датском Фолькетинге (парламенте) и датского генерал-губернатора. А так есть свой парламент, свое правительство, свой флаг, свои партии, свои полиция и суды.
И что принципиально важно — Гренландия сама контролирует свои недра. Ей идут доходы от добычи золота, алмазов, хрома, урана. На прилегающем к ней шельфе есть около 53 миллиардов баррелей нефти. Зная о своих несметных богатствах, сегодня гренландцы ставят вопрос уже не об Акте об управлении, а о полноценной конституции, за принятием которой последует провозглашение полной независимости. Обсуждение вопроса сегодня, что называется, в процессе.
Впрочем, вопрос о независимости пока не предрешен. Только социал-демократы из партии "Сиумут" говорят об отделении от Дании, прочие готовы ограничиться еще более расширенной автономией. Оно и понятно: возможностей самостоятельно разработать свои богатства у гренландских эскимосов нет, а лишиться вливаний из богатого Копенгагена не очень-то хочется. Хотя, с другой стороны, Кувейт или Оман тоже когда-то были бедны, но за счет нефти выплыли. И инуиты об этом прекрасно знают.
Фатима Исламбекова Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|