«Нефть России», 21.03.12, Москва, 11:29В ходе недавних переговоров в Дамаске министров энергетики и нефтяной промышленности Сирии, Ирана и Ирака были одобрены проекты расширения экспорта иранской и иракской нефти и газа через территорию Сирии и ее средиземноморские порты. Для чего планируется, прежде всего, использовать транзитные трубопроводы. Намечено также построить новый газопровод Иран-Ирак-Сирия-Греция и увеличить объемы транспортировки иракской нефти по иракско-сирийской артерии Киркук-сирийский порт Банияс.
Реализация этих планов повысит и без того важную роль Сирии на европейском рынке нефти и газа. Притом что Запад вместе с Турцией давно стремятся контролировать углеводородные пути в Европу через Сирию. В этом - одна из главных причин всевозрастающего давления на Дамаск со стороны пресловутых "сирийских друзей". Практически суть проблемы заключается в следующем.
Нефтяной путь Киркук-порт Банияс (Ирак-Сирия), действующий с конца 1940-х годов, к настоящему времени обеспечивает минимум 15% импорта нефти в страны Евросоюза.
Объемы значительные, и вполне понятно стремление Запада включиться в управление этим энергетическим потоком. Но на неоднократные предложения западного бизнеса сирийское руководство отвечало отказом.
В отместку ВВС США и Великобритании не один раз наносили удары по иракской части нефтепровода. Повреждения, заметим, ликвидировались быстро, поскольку для иракской нефти не было и нет более короткого пути в Европу, чем по маршруту Ирак-Сирия или Ирак-Сирия-Ливан. Но так как этот нефтепровод вначале проходит через Иорданию, затем – через Сирию и только потом направляется в Ливан, то Сирия фактически контролирует транзит саудовской и иракской нефти через ливанские порты - Триполи и Сайда.
При этом в сравнении с сирийским объемы транзита иракской нефти через Турцию до порта Джейхан и саудовской – через Израиль до порта Хайфа просто мизерны, из-за чего, понятно, страдают интересы Израиля и Турции. Это непреодолимое пока обстоятельство вызывает у них настолько большое раздражение, что Турция настаивает на ужесточении санкций против Сирии, а Израиль грозит новым вторжением в Ливан. Не в последнюю очередь, разумеется, для того, чтобы перекрыть Сирии ливанский транзит. Вдобавок ко всему, мы наблюдаем сегодня еще и тот самый редкий случай, когда интересы Анкары и Тель-Авива совпадают.
Вообще, нефтяные факторы играют все более заметную роль во внешней политике Запада, а Турции и Израиля, в частности, в отношении Сирии.
Но об этих факторах "друзья Сирии" предпочитают умалчивать, прикрывая свои истинные замыслы исключительно "заботой" о соблюдения "прав человека" в Сирии.
На самом деле, ЕС и НАТО, при содействии Анкары и Тель-Авива, стремятся взять под полный контроль транзит ближне- и средневосточной нефти в Европу через Сирию и Ливан.
Подобная ситуация здесь уже складывалась в 1940-х – начале 1950-х годов. Тогда были построены нефтепроводы через Сирию, Ливан и Израиль. Но в то время Сирия и Ливан находились под протекторатом Франции, а Израиль, Ирак и Иордания контролировались Великобританией, и повода для экспансии Запада де-факто не было. Зато когда во второй половине 1940-х годов Иордания, Сирия, Ливан и Израиль получили независимость, западные державы попытались было отторгнуть нефтепроводы и порты. Объединив их в некую нефтетранзитную международную зону под управлением США, Великобритании и Франции подобно британско-французской зоне по обоим берегам Суэцкого канала периода 1930-х – середины 50-х годов.
Власти Израиля и даже марионеточные арабские режимы в Бейруте, Дамаске, Аммане и Багдаде выступили против этих планов. Со временем политическая обстановка в регионе изменилась, но, похоже, подобного рода западные проекты не были сданы в архив. Осуществлению таких проектов в свое время оказывал противодействие Советский Союз.
Так, по данным ряда источников, во время войны в 1967 году израильское командование намеревалось разбомбить на сирийской территории нефтепроводы из Ирака к портам Ливана. Советская сторона предупредила Вашингтон и Тель-Авив о последствиях ударов Израиля по транссирийским нефтепроводам и портам. Тель-Авив вынужден был отказаться от этой операции.
Тогда, кстати, наиболее успешно сопротивлялась израильской агрессии армия Сирии. Сказывались растущие поставки вооружения из СССР, наличие советских советников в сирийских войсках.
С помощью советских разведчиков были выслежены диверсионные группы Израиля и "братьев-мусульман" вблизи трубопроводов и портов.
Выяснилось также, что эти израильские и ультраисламистские боевые формирования, можно сказать, даже дружили "во имя" разгрома Сирии и свержения Хафеза Асада.
История повторяется. Сегодня – в виде кровавого фарса борьбы за "демократию". Понятно, менять маршруты нефтяных путей гораздо сложнее и, подчеркнем, дороже, чем провоцировать государственные перевороты и насаждать угодные режимы. Именно поэтому в числе первоочередных задач Запада и его союзников на Ближнем Востоке - сменить власть в Сирии.
Об этом специально для stoletie.ru пишет Алексей Балиев, как передает www.centrasia.ru.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+