По властному приказу из Вашингтона бесчестье понеслось на египтян, словно водопад, падая с уступа на уступ… До самой точки невозврата. Где обрело масштаб национального позора
Судите сами. Отмашка из-за океана, и Верховный совет вооруженных сил Египта берет под козырек и отдает команду немедленно разрешить американским преступникам, как говорят военные, «убыть из расположения». То есть покинуть страну.
Дальше, как мы уже сказали, по ступеням. Подчиняясь команде хоть и временного, но все же начальства, судебный советник Абдель Моиз Ибрагим отменяет распоряжение о «запрете американцам покидать страну до выяснения обстоятельств».
Новая судебная администрация, распустившая прежнюю, которой многие годы почти безупречно руководил Мухаммад Шукри, и лишив его права надзора за судопроизводством, направляет приказ дальше по инстанции. Исполнителю.
Через несколько часов преступники были контрабандно вывезены из страны на борту американского военно-транспортного самолета. Средь бела дня. На глазах у множества египтян, испытавших в лучшем случае растерянность и шок. Гораздо хуже иное: попрана честь нации. И что толку после этого шуметь и возмущаться в прессе и по телевидению…
Ни подобное, ни многое другое не случалось в первое время после свершения революции. И вот прецедент. А жили мы в почти таких же условиях, отмалчиваясь и прикрывая глаза на преступления, когда наших солдат расстреливали на границах. Когда Международный валютный фонд предоставлял нам кредиты на грабительских условиях, а страну наводняли американские инспекторские комиссии, лукавили, унижали, обещали златые горы, но строго требовали от нас четкого исполнения всех обязательств и соглашений, принятых при режиме Мубарака.
Наши обозреватели отмечают в своих аналитических статьях: нынешнему Египту стоит проявить твердость. Сумма поступлений в казну от американской ежегодной помощи может быть удвоена в том случае, если страна пересмотрит цены на поставки природного газа. То есть доведет их до разумных пределов, против нынешних, почти демпинговых. Кого мы опасаемся? Увы, все той же Америки…
Несмотря на громкие декларации о свершении великой революции и низложении многолетней тирании Мубарака и о том, что фундаменталисты не позволят ее реставрации, все вновь складывается так, как и было. Америка властно проникает во все сферы жизни египетского общества и диктует свою волю новым властям.
Эпизод с контрабандой «заокеанских арестантов» раскрыл египтянам глаза на многое, прежде всего на истину американо-египетских отношений, о чем многие позабыли в пылу «сражений за новую жизнь». Либо отстранились от этой темы. Как говорят сами мятежники, «делом надо было заниматься».
И вот сегодняшнее прозрение – «Америка превыше всего»! И Египта, и перестроечного процесса, и в тяжких трудах рождающейся новой конституции. Выше закона! Что уж говорить о временной исполнительной власти, деяний которой мы так и не почувствовали. А может быть, их и вообще не было… Выше законодательной власти, которая обязалась хранить молчание. При любых кризисах. Даже унижающих достоинство нации… Заглянем в начало нашей беседы. Получается, американцы выше и судебной власти. Печальный вывод: эта власть и стала первой жертвой разразившегося кризиса вокруг задержанных американских преступников.
Если бы мы вознамерились выразить эти отношения в формате конституционного проекта, то нам пришлось бы записать, что Египет – часть «Нового Ближнего Востока», но не арабской уммы. И что национальная безопасность Страны Пирамид – неотъемлемая часть национальной безопасности Соединенных Штатов Америки.
Продолжая в том же духе, мы дописались бы до признания, что «исламский шариат подрывает американские государственные интересы». Надо подумать и о суверенитете египетского народа, который не должен противоречить суверенитету Соединенных Штатов Америки. Экономическая структура Египта – это то, что одобрит и предложит нам Америка в строгом соответствии с директивами Международного валютного фонда. А египтянам следует, разумеется, поддерживать отечественное производство, но так, чтобы оно не нанесло ущерба американскому производителю. И далее в том же духе…
Метафора, иносказание, воскликнете вы. Преувеличение, перебор слов, «инфляция», «экстремизм мышления»… Что ж, пожалуй. И все же, все же…
Таково, к великому сожалению, реальное положение вещей…
Масла в огонь подливает скандал противоправных отношений, сложившихся между Верховным советом и судебной властью. Как мы убедились, Совет оставляет за собой право вести не совсем праведную политическую игру, право на вмешательства, на указания за пределами сферы его деятельности, безграничной власти в своих коридорах.
Нежелательные и бесцеремонные вмешательства Совета происходят с первых дней «лотоса», что сильно подрывает к нему доверие. Например, в судопроизводство по делу экс-президента Хосни Мубарака и его, как это сказано в Коране, «адского воинства». Или в судебные разбирательства над теми, кто причастен к убийствам мирных протестантов. Рука Совета везде: и в процессе назначения судей, и в определении меры вины, меры пресечения и наказания, в помиловании…
А разве во всем этом не просматривается руки Вашингтона? Самая большая опасность подстерегает нас в том, что обрушилась вера египтян в чистоту нынешних парламентских выборов. Они проходили под патронатом комитета, во главе которого поставлен судебный советник Абдель Муиз Ибрагим. Помните, тот самый, что издал указ, позволивший нашкодившим в Египте американцам убраться восвояси… Тут-то и завязывается главное противоречие и недоверие к грядущим президентским выборам.
Транспортный самолет ВВС США, взлетевший с нашего аэродрома в тот памятный четверг – может быть, он войдет в новейшую историю под названием «печальный четверг» - унес на борту не только преступников, но и нашу честь, выкраденную в нечистоплотных сделках с нашими же властями. Нашу веру в нынешнее египетское правосудие, так сказать, «рожденное революцией». Доверие к закону и, по большому счету, к грядущему президенту.
В нашей жизни непреложно правило «волоска халифа Муавии». «Меня с моим народом связывает тонкий волосок, говорил халиф. Если его натягивают, я уступаю, если же чувствую, что натяжение ослабло, тяну волосок на себя. Так и живем, ладим…».
Выходит, что волшебный волосок не выдержал натяжения Верховного совета вооруженных сил Египта и оборвался. Руки развязаны. Можно строить иллюзии и бахвалиться на весь мир:
«Египет – независимое государство! Его возрождение к новой жизни не предполагает столкновений с Соединенными Штатами Америки»!