"Жаба долго мяла влажной лапой Буратино. Раздумывая, глядела выпученными глазами сразу в разные стороны. Прошлепала большим ртом: "Пациент скорее жив, чем мертв" – эти бессмертные строки из "Приключений Буратино" приходят на ум, когда читаешь западных экспертов, судящих и рядящих о ситуации в Сирии. Ведь совсем недавно, буквально месяц назад, президент США Барак Обама лично громко заявлял о том, что "сама манера сирийского режима терроризировать собственное население говорит о том, что правительство ощущает свою слабость и режим вот-вот падет". И, конечно, обещал поддержку населению Сирии в борьбе за свободу и демократию.
И тут внезапно на этой неделе оказалось, что в Сирии мало нефти (ой, зачеркиваю), что, по данным американской разведки, сирийский режим скорее жив, чем мертв. Вернее, скорее даже очень жив, совершенно не собирается сваливаться и имеет поддержку со стороны армии (треть миллиона штыков, 4500 танков и 500 самолетов) и местной элиты, которая, вообще-то, никогда любила алавитскую верхушку страны. То есть народные волнения граждан, часть которых понесло навстречу свету в тоннеле в виде "арабской весны", ждал встречный локомотив: несмотря на старательные подбадривания из-за рубежа и изрядные вливания денег в очередной "поход за демократию", в этом перфомансе напрасно полегло больше семи тысяч человек. Никакого другого итога у ползущей в никуда на данный момент "революции" нет.
Хотя, постойте, конечно, есть. Как успешные, так и неуспешные революции объединяет одно: экономику они подрывают в любом случае. Экономика Сирии и раньше была не в особо хорошем состоянии, а после продолжающихся год беспорядков вдвое поднялись цены на продукты питания, вырос уровень безработицы, стало не хватать горючего. В принципе, ухудшение уровня жизни при одновременно возросшем уровне взаимной агрессии между правительством и населением – само по себе вполне предпосылка к революции и смене режима. Но несмотря на это и эксперты, и аналитики, и президент США вдруг решили, что режим Асада отличается стабильностью.
Выглядит это как признание того, что попытка расшатать власть в еще одном ближневосточном государстве потерпела поражение, и кукловоды пытаются объяснить происходящее по Гребенщикову: "Мы уже победили, просто это еще не так заметно".
Вот ливийскому режиму не повезло: его шатали-шатали и расшатали. Демократии в Ливии после этого не прибавилось ни в каком смысле, и вероятно поэтому она исчезла из новостей. Пока Сирии удалось избежать этой участи, но не известно, в какой момент концепция сменится еще раз.
А пока в Дамаске два дня побыл спецпредставитель ООН и ЛАГ Кофи Аннан, покинувший Сирию "оптимистично настроенным". Чем вызван его оптимизм после встреч с Асадом, не понятно, но сам факт того, что бывший генсек ООН настроен позитивно, по всей видимости, означает, что на данный момент Дамаску можно не опасаться "ливийского синдрома". По крайней мере, с американской стороны. (Кстати, уже после отбытия Аннана член Республиканской партии США Уолтер Джонс внес в Палату представителей проект резолюции, согласно которой президенту может быть объявлен импичмент в том случае, если он решит ввести войска в Сирию без одобрения Конгресса.)
Однако существует еще один вариант – турецкий. С Белого дома вполне может статься, что перед выборами Анкаре дадут зеленый свет на "подрядческие работы" у южного соседа. Судя по ряду сообщений СМИ, в отхваченном Турцией ранее сирийском районе Хатай ведется подготовка бойцов "Свободной сирийской армии" (ССА), которую возглавляет бежавший из Сирии полковник Рияд Асад (не родня). На данный момент она насчитывает около десяти тысяч человек – дезертиров из сирийских войск, однако эта цифра может быстро вырасти в несколько раз, если ССА пересечет границу.
А пока противники Асада с удовольствием раскачивают ситуацию: накануне представитель оппозиционного "Сирийского национального совета" (СНС) Джордж Сабра призвал арабские и западные страны начать военную интервенцию в Сирию и установить в сирийском воздушном пространстве бесполетную зону. Он также подчеркнул, что некоторые государства – он не назвал, какие именно – уже вооружают бойцов ССН. Ну, и еще попросил денег, главного топлива "демократизации". Как мы помним, в истории с Ливией с бесполетной зоны все и началось, но Сабра решил не ограничиваться полумерами.
Если учитывать турецкий вариант, то расклад для Вашингтона получается очень выгодным. Обама, естественно, вроде ни при чем, однако ему может удаться перед выборами стать миротворцем – вмешавшись и остановив бойню в Сирии, начатую кем-то другим. Источник: utro.ru.
Рейтинг публикации:
|