Угандийцы задаются вопросом: США в погоне за Кони или за нефтью?
Архивное фото 2006 г. "Ассошиэйтед Пресс"
Лидер угандийских повстанцев Джозеф Кони руководит группировкой, которую считают ответственной за многие зверства.
Угандийцы приветствовали со смешанными чувствами решение президента Обамы в прошлом месяце разместить 100 американских военных советников в центральной Африке, чтобы помочь в розысках лидера повстанцев Джозефа Кони. Тотчас же загудели социальные сети, выражая опасения, что Соединённые Штаты заинтересованы только в зарождающемся нефтяном секторе Уганды.
Вдобавок к этому объявление Обамы было сделано не в самое хорошее время в политической истории Уганды. Страну сотрясают коррупционные скандалы в нефтяном секторе, а парламент призывает министров страны уйти в отставку, пока он расследует обвинения, что они получали взятки от британской нефтяной компании. Этот скандал также обнажил углубляющийся раскол внутри правительства правящего Движения национального сопротивления, которое находится у власти в течение более 26 лет, а также недовольство общественности в отношении "правительства освободителей", запятнанного коррупцией.
Многие люди ставят под сомнение причины, по которым Америка оказывает свою поддержку именно теперь, в то время как она могла бы вмешаться намного раньше в борьбу против группы боевиков Кони, "Господней армии сопротивления" или LRA, которую обвиняют в широко распространённых зверствах. Президент Йовери Мусевени созвал пресс-конференцию после этого объявления, чтобы отвергнуть утверждения, что американские войска будут участвовать в войне, сказав, что он никогда не позволит иностранным войскам вести войну за него.
Посольство США в Кампале также организовало пресс-конференцию, чтобы выступить против критиков, что помощь США вызвана интересом американцев к угандийской нефти. Контролируемая государством газета "The New Vision" процитировала слова Вирджинии Блейзер из посольства США: "Соединённые Штаты глубоко привержены поддержке усилий Уганды по ликвидации угрозы LRA и обеспечению гуманитарной помощи регионам, пострадавшим от действий LRA. С 2008 года LRA ответственна по крайней мере за 2400 атак и более 3400 похищений. Согласно ООН, в этом году с LRA связывают приблизительно 250 нападений".
Активисты движения за мир на местах скептически относятся к этому решению, которое явно отдаёт предпочтение военным подходам вместо поиска мирного урегулирования конфликтов. Стивен Ула, базирующийся в Кампале адвокат по правам человека и временный координатор Консультативной ассоциации по восприятию конфликта, сказал, что "досадно, что первые практически осуществимые действия президента Обамы по Закону о разоружении LRA заключаются в том, чтобы послать военных советников вместо значимой мирной делегации. Это типично вашингтонское решение".
С 2008 года правительство США вложило более 40 миллионов долларов, чтобы помочь выследить Кони, который находится в бегах и продолжает совершать зверства в Центрально-Африканской Республике и в Демократической Республике Конго.
Ула считает сегодняшний мир в Северной Уганде прямым результатом мирных переговоров, проведённых в 2006 году, и рассматривает мирные процессы как более целесообразное решение, чем военные усилия.
Угандийцы помнят другие безуспешные военные кампании - при поддержке американских денег - которые проводила угандийская армия, пытаясь устранить Кони. Они сомневаются, что новая стратегия будет эффективной.
Что касается воздействия размещения американских военных, Ула спрашивает - "Какое послание американское правительство направляет угандийцам, недовольным результатами деятельности режима? Я не сомневаюсь, что для многих угандийцев, если и есть необходимость в помощи Америки, то в том, чтобы избавиться от коррумпированных правительственных чиновников, перекачивающих миллиарды шиллингов от нефтяных контрактов на свои иностранные банковские счета, [а не] в том, чтобы советники охотились за Кони и его пленниками".
Использование администрацией Обамы военных действий не принимает во внимание, разрушает и расшатывает работу местных игроков, стремящихся положить конец конфликту посредством возобновления мирных переговоров. Предыдущие военные интервенции всегда заканчивались ответными атаками на общины, где действовали повстанцы. Чем будет отличаться эта интервенция, чтобы гарантировать, что потери среди мирного населения будут ограничены?
Джаки Будеста Батанда является стипендиатом программы IWMF Elizabeth Neuffer 2011-2012 гг. в Центре международных исследований в МТИ. Следите за ней в Твитере @jackeebatanda. Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|