Во время войны с террором Америка охотно передавала подозреваемых Сирии. Теперь США осуждают пытки
В последние недели официальные лица США наперебой осуждают жестокость сирийского режима. Президент Обама обвинил его в «ужасающем кровопролитии» и призвал президента Асада уйти в отставку; Хиллари Клинтон назвала сирийского лидера «тираном»; Эллиот Абрамс (Elliot Abrams), бывший заместитель советника президента по национальной безопасности в администрации Буша, объявил Сирию «злейшим врагом».
Интересно, как воспринимает эти комментарии Махер Арар. Арар, инженер связи, родившийся в Сирии, в 1987 году подростком переехал в Канаду и в 1991 году стал ее гражданином.
26 сентября 2002 года он был арестован в нью-йоркском аэропорту имени Кеннеди, где совершал пересадку по пути домой в Канаду после отпуска, проведенного с семьей за рубежом. После тринадцати дней допросов американские власти, подозревавшие Арара в связи с «Аль-Каидой», основываясь на ошибочных данных канадской полиции, передали его «особым порядком» не Канаде, где он жил, а Сирии, откуда его семья бежала пятнадцатью годами ранее.
Следующие десять месяцев Арара держали без предъявления обвинений в камере сирийской тюрьмы размером 90 на 180 см, где, согласно данным официальной канадской комиссии по расследованию, его подвергали пыткам. Арар говорит, что во время допросов, продолжавшихся по 18 часов, его избивали и хлыстали электрическим кабелем. В качестве компенсации он получил 10,5 млн. канадских долларов от правительства страны и извинения премьер-министра Стивена Харпера за то, что Канада оказалась причастна к пережитым им мучениям.
Десять лет спустя не теряет своей актуальности вопрос о том, почему США передали Арара государству, являющемуся «злейшим врагом» и управляемому «тираном». Не потому ли, что Канада не могла использовать пытки при допросе Арара, его решили отправить в Сирию, которая не остановилась бы перед ними? Правозащитники давно считают, что так называемая «передача особым порядком» создана для того, чтобы подвергать подозреваемых в терроризме агрессивным методам дознания, запрещенным в США.
Американские чиновники не могут изображать неведение. У них были все основания полагать, что сирийцы подвергнут Арара истязаниям. За полгода до этого, в марте 2002 года, в докладе государственного департамента США по правам человека в Сирии отмечалось, что «к числу продолжающихся серьезных нарушений принадлежит применение пыток в отношении задержанных». Арар утверждает, что его сирийские мучители получили список вопросов от правительства США; в Дамаске его спрашивали ровно о том же, о чем и в Нью-Йорке.
После освобождения Арара в октябре 2003 года и Сирия, и Канада официально сняли с него обвинения в причастности к терроризму. Но американские власти — и администрация Буша, и администрация Обамы — отказываются обсуждать этот вопрос и тем более извиняться. Дело Арара не было единичным. По данным журналиста New Yorker Джейн Майер (Jane Mayer), которая большую часть последнего десятилетия занимается расследованием, как она выражается, «темной стороны» войны с террором, Сирия была одним из «самых популярных» направлений передачи подозреваемых. Или, как с жуткой откровенностью заявил в 2004 году бывший агент ЦРУ Роберт Баэр (Robert Baer): «Если вы хотите серьезного допроса, то отправляете задержанного в Иорданию. Если нужны пытки — отправляете в Сирию».
Гражданин Германии Мохаммед Хайдар Заммар, родившийся в Сирии и считавшийся вербовщиком «Аль-Каиды», был арестован в Марокко в октябре 2001 года и передан агентами ЦРУ Сирии, где его держали в полной изоляции в печально известной тюрьме «Фар-Фаластин». «Представители США в Дамаске передают вопросы в письменной форме сирийцам, которые возвращают им ответы Заммара, — сообщал журнал Time в июле 2002 года. — Чиновникам государственного департамента нравится эта схема, поскольку она делает правительство США непричастным к пыткам, которые сирийцы, возможно, применяют в отношении Заммара».
Факты говорят сами за себя: после терактов 11 сентября США тесно сотрудничали с Сирией, которая стала союзницей в войне с террором и — для многих людей — конечным пунктом «передачи особым порядком». Сирийские истязатели тесно сотрудничали с американскими следователями.
Однако сегодня представители всего политического спектра США обрушиваются с праведным гневом на сирийский режим, совершающий преступления против человечности; две недели назад межпартийная группа сенаторов предложила проект резолюции, осуждающей Асада за «грубые нарушения прав человека» и применение «пыток». Кто сказал, что американцы не понимают иронии?
А что же Арар? Ему по-прежнему запрещен въезд в США. Что-то, по-видимому, остается неизменным.
Источник: inoforum.ru.
Рейтинг публикации:
|