Найдётся ли во время обсуждения проекта бюджета США хоть один парламентарий, который задаст вопрос — не странно ли сначала развязывать череду революций на Ближнем Востоке и доводить отношения с Ираном до предвоенного состояния, а потом жаловаться на повышение стоимости нефти? Особенно пикантно то, что в проекте бюджета Барак Обама предлагает выделить $800 миллионов долларов «на поддержание политических и экономических реформ в странах, затронутых событиями «арабской весны». Эта сумма равняется средствам, выделенным на создание рабочих мест и развитие инфраструктуры в самих США. В полном соответствии с негативными прогнозами, 9 января 2012 года государственный долг США превысил годовой ВВП страны. По данным газеты USA Today, сумма американской задолженности в середине января составляла 15,23 триллиона долларов, а общий объем товаров и услуг, производимых за год, оценивается в 15,17 триллиона долларов. Яснее всего объясняет ситуацию пресс-релиз организации «Двухпартийный политический центр», влиятельной структуры, объединяющей отставных политических деятелей, генералов и разведчиков как от Республиканской, так и Демократической партий: «это означает, что все производимое в нашей стране идет на покрытие госдолга». В отличие от августа прошлого года, когда споры по поводу увеличения госдолга месяц держали в напряжении весь мир, нынешняя процедура прошла без особого шума. 26 января сенат США поддержал предложение президента Барака Обамы о повышении лимита госдолга страны до $16,39 триллионов. Особенного выбора в данном случае не имелось — как сообщил председатель комиссии сената по финансовым вопросам Макс Баукус, без повышения лимита госдолга «у правительства не осталось бы средств на реализацию программ и выполнения обязательств перед партнерами». Как и ожидалось, американский долг растёт по экспоненте. Для того, чтобы преодолеть новый потолок, установленный в августе, долговым обязательствам США понадобилось меньше полугода. Можно быть практически уверенным в том, что чуда не случится. И до конца 2012 года, если правительство США не изыщет неизвестных сверхрезервов, потолок придётся поднимать как минимум ещё один раз. При этом, с большим трудом заключённое в августе 2011 года соглашение между Бараком Обамой и Конгрессом предусматривало три раунда повышения лимита заимствований, и суммарно планка госдолга могла быть поднята на $2,1-2,4 триллиона. 1,16 триллиона из этого «резерва» уже взято, и как остаток предполагается растянуть на ещё два повышения — непонятно. Для выхода из такого незавидного положения, у США есть два очевидных решения — либо меньше тратить, либо больше зарабатывать. Соглашение между президентом и сенатом предусматривало сокращение дефицита федерального бюджета на $2,1 триллиона в течение 10 лет. При этом, прогнозы на ближайшее десятилетие рисуют неутешительные цифры — за этот срок государственный долг США увеличится до 26 триллионов долларов. Для того, чтобы балансировать на грани 100% соотношения долгов и ВВП, экономике США необходимо расти на 6-7% процентов ежегодно. А для кардинального оздоровления потребуется нечто большее. 11 февраля Барак Обама внес в Конгресс проект бюджета на следующий финансовый год, начинающийся 1 октября 2012 года. Плановый дефицит бюджета составит $1,33 триллиона, что явно намекает на перспективу новых переговоров между президентом и сенатом в ближайшем будущем. И предвыборные обещания Обамы по сокращению дефицита бюджета вдвое так и остались обещаниями. Напомним, дефицит бюджет США в 2009 году составлял $1,42 триллиона. Озвученный Обамой плановый дефицит примерно на 30% превосходит планы сентября 2011, когда Белый Дом надеялся на увеличение долга на $956 миллиардов. Оптимистичные и более реальные прогнозы по следующим финансовым периодам расходятся примерно в той же степени. Доходы бюджета планируется увеличить за счет изменения налогового законодательства. Наиболее жесткий вариант предполагает увеличение ставки налога с дивидендов с 15% до 39,6%. Помимо этого, предусмотрено введение минимального 30-процентного налога для всех лиц, зарабатывающих более $1 млн. Дополнительно будут сокращены субсидии нефтедобывающим компаниям, а сами они будут обложены дополнительными налогами. Впрочем, все эти меры по подсчетам Белого дома принесут бюджету примерно $210 миллиардов за следующие 10 лет. Нетрудно заметить, что этого явно будет недостаточно. Некоторые американские экономисты предлагают слегка сгладить картину манипуляциями со статистикой. А именно — не учитывать внутренние долговые обязательства по программам социального обеспечения. Но даже если закрыть глаза на это очевидно существующее бремя, государственный долг «просядет» до 11 триллионов долларов — около 72% ВВП. Барак Обама призвал поскорее принять проект бюджета, сославшись на то, что промедление в таком вопросе лишь усложняет ситуацию. При этом были обозначены «стрелочники», виновные в том, что экономическое положение Америки не столь блестяще, как это хотелось бы президенту США. «Экономика все еще ослаблена, и в какой-то мере причиной тому послужили события, не подвластные правительству США, такие как землетрясение в Японии, ситуация с государственными долговыми обязательствами у некоторых стран Евросоюза, а также так называемая „арабская весна“ и ее влияние на нефтяные цены», — заявил американский лидер. Безусловно, проволочки в таком вопросе весьма пагубны. Разногласия между правящей Демократической и оппозиционной Республиканской партиями уже привели к полной приостановке или сокращению финансирования некоторых государственных структур, в частности Федерального авиационного управления. Но всё же любопытно, найдётся ли во время обсуждения проекта бюджета США хоть один парламентарий, который задаст вопрос — не странно ли сначала развязывать череду революций на Ближнем Востоке и доводить отношения с Ираном до предвоенного состояния, а потом жаловаться на повышение стоимости нефти? Особенно пикантно то, что в проекте бюджета Барак Обама предлагает выделить $800 миллионов долларов «на поддержание политических и экономических реформ в странах, затронутых событиями «арабской весны». Эта сумма равняется средствам, выделенным на создание рабочих мест и развитие инфраструктуры в самих США. Понятно, что столь радикальный проект вызвал резкую критику в среде республиканцев, в частности в палате представителей. Председатель бюджетного комитета палаты представителей Пол Райан назвал бюджет «рецептом долгового кризиса и падения Америки». Сенатор от штата Вайоминг Джон Барассо добавил, что «таким бюджетом Обама просто отказался от роли лидера. Кто-то у меня спросил, а не привезет ли президент в Конгресс финансовый труп? Нет, нет, он привез нам новые долги. Вот что мы увидели. Вместо обещаний сократить дефицит на 4 триллиона за 10 лет, он его увеличил на 11 триллионов». Предложенный президентом Обамой проект бюджета несбалансирован до такой степени, что о своём недовольстве документом заявили не только республиканцы. Неофициально их поддержали некоторые демократы. Большинство экспертов также сходится во мнении, что в таких обстоятельствах сенат заблокирует проект бюджета. Тем более, что принимать документ, в несколько раз увеличивающий налоги, предстоит в атмосфере близящихся выборов, где будут в значительной степени обновлены обе палаты американского Конгресса. Источник: win.ru.
Рейтинг публикации:
|