Любой врач скажет, что медицина состоит из частностей. Обобщать здесь опасно. Статья Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» полна конкретики. Премьер, выражаясь врачебным языком, уловил симптомы, поставил диагноз, наметил схему социального оздоровления для конкретной страны – России в конкретное время – наши дни.
Внутри каждого вуза идёт своя жизнь. Путин в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» показывает направление, но не даёт рецепта – одного на всех, потому что, как известно, не бывает «средней температуры по больнице»: в каждом вузе, тем более в медицинском, – свои точки роста, и, наоборот, есть точки болевые.
Тема сбережения основного богатства России – людей, что, собственно, и является конечной целью людей моей профессии – а я занимаюсь много лет акушерством и гинекологией, – затронута в статье достаточно подробно. И другие её главы: «Сохранение человека», «Среда обитания» – это всё задачи для нас, медиков.
В главе «Социальное измерение экономики» премьер определяет размеры повышения средней зарплаты профессоров и преподавателей вузов до 200% и конкретный срок для этого: в течение пятилетки, ближайшей за 2012 годом. Почему я вслед за ним считаю, что это возможно?
Потому что некоторые моменты, означенные в статье, мы под эгидой Минздравсоцразвития уже начали осуществлять несколько лет назад – в виде социальных программ, распространяемых на отрасль. И сегодня получаем «тестовые» результаты, чтобы говорить о том, что и как работает, а что нет.
В частности, речь идёт о справедливом и заслуженном распределении доходов профессорско-преподавательского состава (ППС), об укреплении самоуправления в студенческой среде, увеличении стипендий для успевающих и отличившихся в общественной жизни, исследовательской работе студентов и т. д.
Начнём с того, что Путин обозначил в статье как мотивацию – заинтересованность в результатах труда. Посмотрим зарплату ППС. Когда я стал ректором в 2008-м, средняя зарплата, её базовая часть, составляла 21 500 рублей. Сейчас – 37 тысяч. Не защищённые, не остепенённые преподаватели Новосибирского медуниверситета получают 16–17 тысяч. То есть примерно среднюю по экономике в регионе. И это пока. Увеличение в два раза – об этом только мечталось. Но повышение должно быть заслуженным.
Дело в том, что такая милая нашему преподавательскому сердцу динамика не происходит сама по себе: финансов может быть сколь угодно много, государство у нас щедрое. «Инвестиции в образование станут нашим ключевым бюджетным приоритетом», – отмечается в статье. Это – об источниках.
Другой вопрос, как материальные блага распределяют внутри вуза. Об этом Путин пишет так: «…механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника. Это значит, что рост базового уровня оплаты должен сочетаться с ещё более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат».
Мы на деле убедились, что схема, когда зарплату дают не просто так, только за то, что приходишь на рабочее место, а за то, что оправдываешь звание, должность – доктора, кандидата наук, завкафедрой, доцента, – такая схема даёт отдачу.
У нас существует рейтинг по стобалльной системе и стимулирующие надбавки для ППС, которые составляют 250 тысяч рублей в год – так было в 2011-м. Эту часть вознаграждения нужно заслужить. Обиженных нет, потому что разработаны объективные критерии оценки.
Путин предлагает: «… повышенная зарплата должна сразу устанавливаться тем, кто имеет научные результаты… Выделяя достойных, конкурентоспособных преподавателей, мы обеспечим необходимое обновление кадров высшей школы».
Совершенно верно! И выделять себя – выделяться достижениями – они будут сами. Бесполезно «тереться» рядом с ректором или проректором, быть с ними «в хороших отношениях». Надо доказать на деле свою состоятельность. Чем? Открытиями, монографиями в российских и зарубежных научных журналах, признанных ВАК.
Результаты рейтинга открыты и зависят от планомерной работы преподавателя в течение года. И даже если я как ректор буду очень расположен к какому-то сотруднику и захочу ему потрафить – всё равно не смогу этого сделать, так как не способен написать за него множество публикаций и за день разместить их в разных серьёзных изданиях, чтобы учёный совет вуза эту работу одобрил.
Другая позиция – статус «Лучший куратор группы», которая тоже присваивается у нас только тем преподавателям, которые ведут воспитательную работу со студентами и получают за это вознаграждение. Добавлю только, что в медицинском вузе очень ценно, когда свои знания студентам передают практикующие клиницисты. И здесь всё же надо рассматривать работу завкафедрами не как «подработку на стороне», а как наработку необходимого профессионального уровня. Хирургов должен учить тот, кто сам оперирует, кардиологов – кто спасает от инфаркта, гинекологов – кто принимает роды.
Ещё один блок очень важных вопросов, раскрытых в статье, – обеспечение условий для становления специалиста в стенах вуза: распределение бюджетных мест и стипендий для тех студентов, кому они реально необходимы и кто хорошо учится. Тут абсолютно в точку: «Студенты знают, как живут их товарищи, их трудно будет обмануть подложными справками». Студенческое самоуправление и самосознание надо развивать. Тут ещё много работы.
И само распределение бюджетных мест – та самая болевая точка, о которой я сказал вначале. Преподаватели нашего вуза убеждены: надо требовать от районных администраций большей ответственности за тех, кому они предоставляют возможность учиться за счёт бюджета. В свою очередь государство в лице муниципалитетов вправе потребовать от выпускников медуниверситета возвращения в родные пенаты для плодотворной лечебной деятельности в себя на родине. Пока 13% выпускников где-то по дороге «теряются».
На эту же идею – привлечь докторов в районы области – работает сейчас программа «Земский доктор». По моему мнению, работать на селе сейчас становится удовольствием: и оборудование новое завозят, и больницы ремонтируют во всех без исключениях районах. Уверен, что молодой доктор, отслуживший на селе пять лет, и уезжать потом не захочет. И это тоже мотивация: свой дом, очаг, хорошие условия работы.
30% врачебных мест в России вакантны. А нехватка медсестёр – все 80%. Работы у нас – непочатый край! Источник: file-rf.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 439
Рейтинг поста:
...вот недвусмысленный автограф автора данного панегирика: "Открытиями, монографиями в российских и зарубежных научных журналах, признанных ВАК."
Если ректор медицинского вуза рассуждает о монографиях в журналах...- грустно все это. И кромешный непрофессионализм - отнюдь не прерогатива руководителей провинциальных вузов. Увы, градус управленческого непрофессионализма - растет, как это наблюдаю изнутри, - с начала 80-х. А чем более тяга дорвавшегося порулить к публичности, тем очевидней болячка эта для зрячих, а с него - "как с гуся вода"...