Александр Нагорный
За счет чего США планируют выйти из глобального кризиса
Историки утверждают, что в августе 1914 года ни одна из великих держав не хотела воевать, однако разразилась мировая война, которая принесла миллионные жертвы и целую серию революций. Сложнее обстоит дело со Второй мировой. Среди специалистов преобладает мнение, что Гитлер, который в 1933 году пришел к власти в Германии, целенаправленно двигался к войне-реваншу, а его действия во многом объяснялись нацистской идеологией. Межу тем и в первом, и во втором случае мировым военным катаклизмам предшествовали глубочайшие экономические кризисы.
Дилемма Вашингтона
Вот и сейчас мы входим во вторую волну глобального финансового и экономического кризиса, который прорывается то в Европе, то в США, то в других регионах мира. Локальные столкновения идут уже в режиме non stop. И в воздухе опять пахнет глобальной войной. Неслучайно на встрече «Россия: 2012» Владимир Путин вступил в полемику с нобелевским лауреатом Полом Кругманом, заявив, что Великая депрессия 30-х годов закончилась Второй мировой войной. Кризисные явления, наблюдаемые в последнее время, — это серьезный повод для опасений: банковский крах 2008 года, европейский долговой кризис, который пока еще не достиг своего апогея, и надвигающаяся вторая волна мирового кризиса. Все эти процессы, согласно теории макроэкономических несоответствий, объясняются фундаментальным несоответствием, которое создали США, потребляя практически вдвое больше товаров, чем они производят. В результате в Америке высочайший уровень жизни населения и самый большой в мире долговой навес. Отсюда мучительная дилемма Вашингтона: либо вдвое снизить уровень потребления, либо политическими, финансовыми и военными средствами поддерживать существующее несоответствие. Выбор американского истеблишмента очевиден...
Как известно, самая демократичная из демократий современного мира одновременно является и самой воюющей, и самой миролюбивой. За период с 1798 по 2011 год Соединенные Штаты Америки применяли военную силу 243 раза. При этом официальное объявление войны конгрессом происходило лишь четырежды, последним случаем было вступление во Вторую мировую войну в декабре 1941 года. То есть вот уже 70 с лишним лет официально США ни с кем не воюют. Кто-то может назвать такую политику лицемерной, но ни Корея, ни Вьетнам, ни Югославия, ни Ирак, ни Ливия, ни десятки других конфликтов, в которых за это время участвовали американские вооруженные силы, «настоящими» войнами не считались, поскольку велись они либо по решению президента США, либо в рамках различных международных договоров.
Это обстоятельство чрезвычайно важно, потому что сейчас в США весьма влиятельные, в том числе официальные лица хором заговорили о будущей войне. То есть о Войне с большой буквы. В объявленной 5 января 2012 года президентом Бараком Обамой и главой Пентагона (экс-директором ЦРУ) Леоном Панеттой новой военной доктрине под названием «Поддержание глобального лидерства США» фактически обозначена география этой войны: она представляет собой дугу, идущую от Тихого океана через Индийский к Персидскому заливу, а далее — к Каспийскому и Средиземному морям.
Нефтегазовая монополия
Один из концов этой дуги уже испытал на себе, что означает на деле «поддержание глобального лидерства США»: взрывоопасный коктейль из операций спецслужб и масштабного военного вмешательства, красиво названный «арабской весной». Следом за Ливией, где в результате длившейся семь месяцев при поддержке США и их союзников «гражданской войны» был свергнут и убит многолетний лидер Ливийской Джамахирии Муамар Каддафи, главной целью Вашингтона, судя по всему, стала Сирия. Руководство этой страны во главе с Башаром Асадом осталось последним оплотом «баасизма» образца 60-х годов, в основе которого лежали ценности светского социального государства, в то время как США сделали глобальную ставку на исламский фундаментализм и монархии Персидского залива во главе с Саудовской Аравией. Параллельно решаются вопросы контроля за мировыми энергоресурсами. Так, доказанные запасы нефти в Ираке, попавшие под контроль США после агрессии 2003 года, — 112 млрд баррелей, что в текущих ценах (114 долларов за баррель) составляет 12,8 трлн долл. Аналогичный показатель для Ливии — 3,8 трлн долларов.
С этой точки зрения агрессия США и их союзников против Сирии в первую очередь представляет для них интерес как способ втягивания в военный конфликт ее главного союзника — Ирана, который все последние годы пытается отстоять свою ядерную программу. Пару месяцев назад военно-морские силы ИРИ провели масштабные маневры в Персидском заливе, которые сопровождались угрозой заблокировать Ормузский пролив в случае введения международного эмбарго на поставки иранской нефти. В ответ командование базирующегося в Бахрейне Пятого флота ВМС США заявило, что не допустит каких-либо препятствий для судоходства в проливе, через который проходит около 20% мировой торговли нефтью. После этого инцидента мировые СМИ заговорили о том, что американский удар по Ирану — это дело уже практически решенное. Вопрос только в том, удастся ли Вашингтону сломить региональную сверхдержаву, конфликт с которой вполне может привести к китайскому вмешательству.
Стоит напомнить, что Иран обладает гигантскими запасами нефти (132 млрд баррелей) и газа (16% мировых), и установление в той или иной форме американского контроля над ними будет означать глобальную нефтегазовую монополию США. (После этого Саудовская Аравия и другие «нефтегазовые монархии» Персидского залива быстро утратят даже ту видимость политической независимости, которую они имеют сегодня.) Точно так же после оккупации Афганистана США получили глобальную монополию на торговлю героином и другими опиатами (по сравнению с нефтью рынок, конечно, небольшой — примерно 100 млрд долларов ежегодно, но пример весьма характерный).
Winner-takes-all
Нефтежадность Вашингтона имеет простое объяснение: США должны поддерживать образ мирового гегемона и получать выгоду от своего уникального положения на рынке энергоресурсов. Ведь американцы все больше залезают в долги, поскольку не способны умерить свои аппетиты. Страна, в которой проживает лишь 4,2% населения планеты и которая официально производит 20% мирового ВВП (фактически почти в два раза меньше), потребляет около 40% ресурсов, заставляя весь мир принимать к оплате бумажные доллары в обмен на вполне реальные товары и услуги. В результате государственный долг США уже превысил отметку в 15 трлн долларов, а в 2012 году увеличится еще на 1,6 трлн долл. Выплатить такой долг практически нереально — его можно лишь аннулировать. А единственным способом для этого, как известно, является глобальная война, в результате которой реализуется принцип winner-takes-all («победитель получает всё»). И хотя сегодня целью внешней политики США является наполнение доллара реальными энергетическими активами, завтра такой целью может стать «отстрел» американских кредиторов.
Бюджет Пентагона на протяжении многих лет составляет свыше половины мировых военных расходов. Судя по всему, в 2012 году его объем превысит 636 млрд долларов. И это без учета «специальных расходов» на операции в Афганистане и Ираке. Еще Чехов говорил, что если в первом акте спектакля на стене висит ружье, то в третьем акте оно обязательно должно выстрелить. Триллионы долларов, вложенных в военную машину США, когда-нибудь должны окупиться. Именно поэтому то ли сказанные Генри Киссинджером, то ли приписанные ему (впрочем, никаких опровержений по этому поводу не поступало) слова о «барабанах войны, не слышать которые может только глухой», получили такой всемирный резонанс.
фото: CORBIS/FOTOSA Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 943
Рейтинг поста:
Статья с постановкой вопроса,что делать? Есть такое древнее понятие:"Последний довод королей", не придётся ли России применить этот довод против янкесов,очень широко шагают, кто то должен остановить.