Часть 2
Развитие Мировой Цивилизации – Русский Социализм – Опыт СССР
- Разрушение СССР и Опасности для Социализма
Развитие Мировой Цивилизации
В науках об обществе долгое время господствовал линейный (стадийный) взгляд на развитие общества. Считалось, что существует единый для всех народов путь развития, состоящий из одинаковых стадий - формаций. Так, полагалось, что капитализм неизбежно наступает после феодализма, феодализм после рабовладения и т.д. Утверждалось, что общество не может перескочить через предопределённые фазы своего развития, подобно тому, как человек не может стать взрослым, не побывав ребёнком и подростком. Так как эта теория создавалась на Западе, то, соответственно, «передовым отрядом человечества» был объявлен именно Запад, за которым должны следовать остальные народы. Таким образом, капитализм оказывался вершиной развития цивилизации - временной или вечной (в зависимости от научной школы), а всё, что отличалось от капитализма, объявлялось «докапиталистическим» и «отсталым».
На линейной теории общества был основан марксизм. Маркс, пытавшийся создать непротиворечивое учение о справедливом обществе, прямо постулировал: "Общество... не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами". Со временем стало очевидным, что такое понимание общества не просто примитивно, но и ложно.
История показала, что капитализм является тупиковой ветвью развития мировой цивилизации. Капитализм западного образца возможен только в достаточно тёплых странах с развитой транспортной системой при условии внешнего притока ресурсов, поскольку капитализм – очень расточительное общественное устройство.
Другие цивилизации, например, Китайская, Персидская или Русская при невмешательстве извне будут строить не феодализм или капитализм западного типа, а другие типы обществ, пусть даже и имеющие некоторые черты капитализма. Попытка построить там капитализм приведёт к созданию периферийного капитализма компрадорского типа и последующей деградации общества.
Следует говорить не об одном пути, а целом «пучке» возможных путей развития общества, часть из которых может привести к тупику, деградации и даже гибели общества. Но логика событий такова, что все выжившие общества со временем придут к одному – необходимости осознанного построения планово организованного, а не стихийно сформировавшегося общества – социализма. Альтернативой этому является гибель цивилизации.
Реальное равенство прав и возможностей людей может быть поставлено целью любого общества на любом этапе его развития. Мечта о создании справедливого общества и понимание его необходимости существует уже многие тысячелетия. В истории человечества были примеры обществ с элементами социализма, но относительно справедливое распределение сочеталось в них с различными видами социальной несправедливости и существованием господствующих каст. Элементы социализма были в Древнем Египте, а также в Древнем и Средневековом Китае, что обусловило исключительную длительность существования этих цивилизаций и их колоссальный вклад в мировую культуру. В течение нескольких тысяч лет существовали цивилизации типа Чатал-Хююка, в которых было общественное устройство, которое называют коммунистическим. Однако экологические катастрофы регионального масштаба привели к гибели или резкому изменению этих обществ. Низкий уровень развития науки не позволил им сохраниться.
Впоследствии человечество постоянно предпринимало попытки создать общество, подобное развитому социалистическому (коммунистическому) обществу, - с равенством членов общества, идеями братства, справедливым распределением имущества, отсутствием частной собственности, строгим соблюдением моральных законов. Например, государство хуррамитов в Северном Иране, государство даосов в Северном Китае, Уранополис в Эллинском мире. Эти общества были уничтожены сильными соседями, просуществовав несколько десятков лет и не оставили заметного следа в истории.
Самым цельным опытом социалистического общества было существование СССР, оказавшего колоссальное влияние на развитие человечества. Опыт СССР имеет огромное, во многом решающее значение для построения Нового Общества Будущего.
Русский Социализм
В результате стечения исторических обстоятельств на территории Российской Империи после IМировой Войны возникло первое социалистическое общество – Союз Советских Социалистических Республик (СССР).
Русский Социализм (Большевизм) образовался как реакция на разрушительное насаждение капитализма полуколониального типа в России. В 1917 году, в результате Великой Октябрьской Революции, власть перешла к партии большевиков, идеология которых основывалась на марксизме и его идее построения справедливого общества – социализма (коммунизма). Первые столкновения большевиков с реальностью показали принципиальную несостоятельность многих положений теории Маркса, прежде всего, положения о капитализме как неизбежном этапе на пути к построению социализма. Образно говоря, марксизм – это ложная концепция, следуя которой большевики, подобно Колумбу, отправились в Индию, а открыли «Новый Свет» – СССР.
Следует различать официальную идеологию СССР (марксизм-ленинизм), становившуюся всё более оторванной от действительности и окончательно выродившейся к концу СССР, и реальные действия советского руководства, которые диктовались логикой развития общества, стремящегося к справедливости.
Главной заслугой марксова учения стало провозглашение принципиальной возможности построения общества более совершенного, чем капиталистическое.
Это общество получило название социалистического. В его формировании сыграли очень важную роль уникальные качества русского народа, сложившиеся в очень трудных климатических и исторических условиях (самая холодная страна мира и постоянные войны против агрессивных соседей) - презрение к смерти, равнодушие к материальному богатству; особое отношение к нравственным качествам человека – чести, совести, достоинству, стремлению к «соборности» - социальному альтруистическому единству.
Очень важную роль сыграла исключительная терпимость русских к другим народам, что позволило создать совершенно уникальную Советскую Цивилизацию, в рамках которой разные народы были объединены на принципах равноправия и взаимопомощи.
Главным архитектором СССР был И.В.Сталин. За 30 лет его руководства, аграрная страна, на 90 процентов состоявшая из сельского населения, жившего натуральным хозяйством, совершила практически «вертикальный взлёт» от сохи до ядерной энергии и началá освоение космоса.
Социалистическая экономика показала невероятную эффективность, когда Россия после нескольких войн подряд, разрушивших страну дотла, буквально восстала из пепла. СССР тратил огромные средства на поддержание бедных стран, выбравших социалистический путь развития. Несмотря на исключительно неблагоприятные начальные условия и огромные трудности, СССР не только догнал Запад по большинству важнейших параметров, но и по некоторым намного опередил его.
Само существование капитализма оказалось под угрозой. Для западных элит стало сверхцелью уничтожение цивилизации-конкурента. Однако, попытка разрушить СССР военной силой привела к сокрушительному разгрому самих агрессоров и резкому усилению Советского Союза.
СССР создал для трудящихся условия жизни, которых не было нигде в мире – всеобщее качественное образование, медицинское и пенсионное обеспечение, сокращенный рабочий день, исключительные условия для культурного развития всего народа. Через очень короткое время в СССР не существовало безработицы, нищеты, голода, наркомании, организованной преступности и многих других пороков, неизлечимых в других общественных устройствах. СССР создал военную машину, которую не смогли победить даже объединенные силы всей Европы.
Успехи СССР были обусловлены открытием нового общественного строя – социальными технологиями и целенаправленным развитием науки и образования. Научно-технический рывок, совершённый СССР, не имеет даже близких аналогов в истории человечества. СССР показал невиданную доселе мощь общественного устройства.
Опыт СССР
После взятия власти партия большевиков установила «диктатуру пролетариата», которая, по сути, была диктатурой партии большевиков в интересах большинства народов Советской России. Это была единственно возможная форма власти в крайне тяжелых условиях постоянных оборонительных войн и подготовки к агрессии. Диктатура партии большевиков существовала в симбиозе с Советской Властью – развитием русской традиции общинного самоуправления.
Советы были изобретены народом в ходе Первой Русской Революции 1905 года. Советы заключали в себе законодательную и исполнительную власть, представительная власть осуществлялась народными депутатами, совмещавшими работу в Советах и в трудовом коллективе, который их выдвинул в депутаты.. Советы являются формой так называемого «согласительного народовластия», основанного на традициях «русского схода» – собрания всех жителей общины. Советы, подобно народному сходу, вырабатывали решение, с которым соглашались все члены собрания. Единогласное голосование в Советах, так же, как и на сходе, было важнейшим подтверждением того, удовлетворяющее всех решение найдено и согласие достигнуто, то есть, общество будет действовать как единый организм. В этом заключается принципиальное отличие согласительного народовластия от традиций конкурентной демократии западных стран. Огромную роль в создании Советского Государства и выборе правильной формы влати сыграл лидер большевиков – Владимир Ульянов (Ленин).
Лозунг «Вся Власть Советам» был выражением идеала, поскольку почти беспрерывные оборонительные войны и состояние постоянной мобилизации требовали единоначалия и сосредоточения власти в руках военизированной организации. Такой организацией стала Коммунистическая Партия Большевиков. В период мобилизационного развития и войн Советы занимали важное, но подчинённое положение по отношению к большевистской партии. Такое положение рассматривалось как временное, так как понятие «диктатура пролетариата» трактовалось не как диктатура партии, а как система по обеспечению интересов трудового народа (т.е. абсолютного большинства населения) и защиты его от возрождения паразитизма.
Опасным моментом была послемобилизационная передача власти от партии к Советам, которую пытался осуществить Сталин, за что он и был убит сформировавшейся преступной кликой, а его имя и дело оболганы.
Социализм – это общество долгосрочного планирования. Опыт СССР показал, что должны быть специальные организации, создающие как краткосрочные планы на ближайшее будущее (Госплан), так и организации, планирующие гармоничное развитие общества на несколько десятков лет вперед.
Исходно, экономика СССР была многоукладной, в ней сосуществовало несколько видов собственности – общенародная, кооперативно-артельная, личная и частная (без привлечения наёмного труда). В послесталинский период были ошибочно ликвидированы многие виды кооперативной собственности и формы личной занятости.
Кооперативная собственность в СССР принадлежала группам граждан, объединенных для осуществления определённой деятельности. Доходы в кооперативах определялись не внесённой долей имущества (как в акционерных обществах при капитализме), а по результатам труда участников. Пример общинной собственности при СССР – колхоз, а также производственные и потребительские кооперативы.
В сталинский период, в СССР была разрешена частная собственность и индивидуальная трудовая деятельность, такие как частный фотограф, частная врачебная практика и т.д. Использование наёмного труда с целью получения прибыли было запрещено в СССР с 30-х годов ХХ века.
В сталинском СССР существовала исключительно эффективная система прогрессивной оплаты труда, при которой производительность на 50 процентов выше норматива оплачивалась по двойному тарифу, а за превышение на 100 процентов - по тройному тарифу. Очевидно, что постоянно достигать такой производительности можно только усовершенствуя рабочий процесс и делая технические изобретения. В этом принимали участие все члены производственного процесса – от рабочих до инженеров. Техническое творчество простых рабочих и крестьян показало потрясающую результативность и вызвало массовый духовный подъем в стране.
Это дало колоссальный рост изобретательской активности и сыграло исключительно важную роль (наряду с идеологической поддержкой в средствах массовой информации) в начале движения «новаторов». «Новаторы» всенародно прославлялись и становились Героями.
В СССР, впервые в мире, изобретениям обеспечивалась государственная поддержка, изобретатель не только не платил за патент, напротив, – он получал деньги за каждый патент, за каждое изобретение, даже если они не воплощались. Кроме того, изобретатель получал определенный процент с внедрения в масштабах всей страны и это могли быть огромные деньги.
Изобретательство в СССР охватило миллионы людей, и производственная база позднего СССР не успевала за огромным потоком изобретений, которое было следствием бурного развития качественного образования. Если в сталинские годы соблюдался относительный баланс между изобретениями и скоростью их внедрения, между количеством мест в ВУЗах и количеством рабочих мест для выпускников, то впоследствии руководство СССР выпустило ситуацию из-под контроля, что стало одной из причин дестабилизации страны.
Квалифицированный работник в сталинский период зарабатывал намного больше неквалифицированного. Зарплата инженера была выше зарплаты рабочего в среднем в три раза, зарплата серьезного ученого – в семь раз. Требования к уровню профессионализма и оценка работников по результатам их труда соблюдались тогда неукоснительно на всех уровнях.
Прогрессивная система оплаты была отменена после смерти Сталина, что привело к угасанию заинтересованности работников в результатах своего труда и замедлению технического прогресса. Инженеры и врачи стали получать меньше рабочих, возникла социальная несправедливость по отношению к квалифицированным работникам. Эта ошибка позднего СССР обязательно должна быть исправлена в социализме Будущего.
В рамках социалистического соревнования развернулось всенародное движение за перевыполнение плана, которое было дискредитировано в позднем СССР. При капитализме перевыполнять план бессмысленно, а в правильно организованном социалистическом обществе это имеет огромное значение – перевыполняют не для того, чтобы сделать больше, а для того, чтобы сделать быстрее и освободить производственные ресурсы под другие задачи. Правильное планирование предусматривает гибкость и нужную очередность выполнения задач.
В СССР принцип конкуренции был заменён социалистическим соревнованием, когда соревнующийся не препятствует сопернику, пытаясь победить любым путём. Силы, средства и время соревнующихся уходят непосредственно на достижение поставленных целей, на творчество и производство, а не на борьбу с конкурентом. В СССР это дало колоссальную экономию сил и ресурсов. Соревнование стало соперничеством товарищей, делающих общее дело.
В отсутствие конкуренции, технологии и открытия моментально распространяются в социалистическом обществе в процессе обмена опытом. Свободный обмен информацией и опытом являются при социализме своего рода абсолютной ценностью. Подобное немыслимо в капиталистическом обществе, капиталист никогда не поделится знаниями и техническими умениями со своими врагами-конкурентами. А также никому не придёт в голову критиковать капиталистов за то, что они не внедряют изобретения, так как это их частное дело.
СССР был первым обществом, с детства целенаправленно воспитывавшим в людях лучшие человеческие качества – честность, правдивость, доброту, бескорыстие, щедрость, склонность к сотрудничеству, творчеству. СССР создал лучшую в мире интегральную систему образования, от детских садов до университетов. Тем не менее, эта система имела немало недостатков.
Давно известно, что талантливый человек с равной вероятностью может появиться и в семье профессора, и в семье рабочего. Капиталистическое, да и любое элитарное общество чудовищно расточительно в использовании интеллектуальных ресурсов, оно теряет более 90 процентов самого ценного ресурса – человеческого таланта.
В паразитическом обществе элита жёстко отделёна сословными и финансово-имущественными перегородками от остальной части общества. Основная задача элиты – обеспечение своей монополии на власть и поддержание общества в покорности. Один из главных инструментов для этого – создание барьеров для абсолютного большинства людей из низов для получения настоящего образованию, которое приучает к самостоятельному мышлению, самообразованию, воспитывает способность видеть причины и следствия общественных процессов.
Настоящее образование не ограничивается набором знаний и умений - это, в первую очередь, воспитание сильного характера. Для детей капиталистической элиты существует система элитарных школ и интернатов, где тренируют волевые качества. Правом на обладание тренированной волей, целостным восприятием действительности и системным мышлением в капиталистическом обществе обладает только элита.
Недостатком СССР являлось относительно слабая разработка концепций образования и воспитания, несмотря на ряд блестящих наработок. Это произошло из-за того, что все усилия были брошены на строительство страны и защиту от агрессий. Ряд ошибок был совершён в позднем СССР из-за незрелости общественной мысли и начала перерождения правящей верхушки.
В советской концепции считалось, что, если человек плох, то, прежде всего, в этом виновата среда, в которой он воспитывался и жил. Советская система воспитания базировалась на том, что человека можно направить к лучшему, создав правильные условия, то есть, изменить общество и дать человеку проявить свои лучшие качества. Для массового исправления и воспитания людей надо искоренить причины, «виновные» в порче человека, то есть, усовершенствовать общество. Такой подход продемонстрировал колоссальную эффективность, однако практика показала, что фетишизация влияния общественной среды и игнорирование других факторов, воздействующих на воспитание и поведение человека, были неверными.
Советское общество было основано на идее дружбы и сотрудничества между народами, его составлявшими. В целом, опыт межнациональных отношений в СССР был весьма успешным – СССР очень эффективно разрешал проблемы даже в том случае, если народы враждовали до этого сотни лет.
Разрушение СССР и Опасности для Социализма
Первое социалистическое государство было разрушено в ходе так называемой «перестройки» - совокупности спецопераций, осуществленных совместными усилиями внешних и внутренних антисоциалистических сил.
Суть «перестройки» состоит в том, что партийно-государственная верхушка СССР решила избавиться от ответственности за свои действия в управлении страной и гарантировать себе и своим потомкам уровень жизни, сравнимый с уровнем жизни западной элиты. Важную роль сыграл страх деградировавшей верхушки перед конкуренцией со стороны специалистов, которых необходимо было привлечь во власть для дальнейшего развития СССР. В сущности, правящая верхушка не захотела соответствовать уровню сложности того общественного устройства, который был запланирован создателями СССР. Чтобы низвести общество до своего уровня, деградировавшая элита, вместе с западными спецслужбами и формирующимися кланами организованной преступности организовала разрушение СССР.
В истории СССР были две попытки, подобные «перестройке». Первая - попытка захвата власти троцкистами в 1936-1939 годах, которая была разгромлена Сталиным и Берия в ходе так называемых «массовых репрессий». Вторая попытка началась с приходом к власти Хрущева, в прошлом также троцкиста. В период так называемой «борьбы с культом личности» (1956–1965), сопровождавшейся антисталинской истерией, был начат демонтаж завоеваний социализма и сдача геополитических позиций СССР. Эта попытка была пресечена группой партийных руководителей-фронтовиков под руководством Л.И. Брежнева. Однако брежневское руководство, остановив демонтаж государства, оставило назревшие проблемы нерешёнными и не тронуло сформировавшиеся преступные кланы, которые и стали ударной силой «перестройки» 30 лет спустя. «Перестройка» была закономерным итогом хрущёвских действий и брежневского бездействия.
Разрушенная Хрущёвым система ответственности правящего слоя не была восстановлена при Брежневе. Был разрушен механизм очистки элиты от проходимцев, нарушен принцип равенства всех перед законом, фактически исчезла ответственность за выполнение вверенного дела. Хрущёв нанёс сильнейший удар по основам идеологии СССР и всему мировому коммунистическому движению, оклеветал убитого переродившейся верхушкой Сталина и его дела. Именно тогда была отброшена главная целеполагающая идея - построение справедливого, гуманного общества для всех людей планеты и всестороннее развитие человека. Она была заменена на идею соревнования с капитализмом ради всестороннего потребления. Распространение потребительской психологии в советском обществе привело к мелкобуржуазному перерождению сознания значительной части населения и впоследствии вылилось в поддержку действий Горбачёва и его клики во время «перестройки».
Ещё одним серьёзным изъяном советского социализма было невнимание к развитию социальных исследований и непонимание значения этого, что привело к полному отрыву руководства страны от реальности и потере цели. Крайне негативную роль сыграло идеологическое доминирование устаревшей и, во многом, неверной теории марксизма. В результате, воспитание нового человека в послесталинском СССР было неудовлетворительным, что стало одной из основных причин гибели СССР.
Марксизм предлагал считать производительность труда критерием развитости, то есть, чем выше производительность труда в обществе, тем оно более развито. Самым важным виделось развитие производительных сил. Полагалось, что более развитое производство даст большее количество товаров, «блага польются полным потоком» - и наступит коммунизм.
Горький опыт СССР и развитие общественной мысли весьма убедительно показали, что этот путь ложен. Гибельные процессы в СССР начались тогда, когда была принята капиталистическая идеология потребительства.
Источник: rusproject.org.
Рейтинг публикации:
|