«Ведомости» откликнулись на публикацию доклада гендиректора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова:
«У Путина благоприятные стартовые условия, электоральный рейтинг по опросу фонда «Общественное мнение» на конец декабря - 45%, а при равномерном распределении голосов неопределившихся с выбором - 54% и тем не менее его победа в первом туре отнюдь не гарантирована, говорится в докладе Дмитрия Орлова.
Орлов - гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций и координатор «Народного клуба» - экспертной площадки путинского народного фронта.
По мнению Орлова, помешать Путину вернуться в Кремль могут такие факторы, как быстрая деконсолидация власти, потеря властью инициативы в формулировании повестки дня, неадекватные электоральные послания. Орлов напоминает, как теряли власть, реагируя на ситуативные требования активных групп («улицы»), Василий Шуйский, Николай II и Михаил Горбачев. Напоминает эксперт и о промахах в кампании «Единой России», когда педалировались электорально не слишком значимые темы .
Путину надо действовать активно, а не реактивно, советует эксперт, формировать ясное электоральное послание. Оно должно давать ответ на важнейшие общественные запросы: справедливость, борьба с коррупцией, эффективность власти, качество жизни. Оно должно быть адресным и консолидировать имеющиеся группы поддержки. Путин уже действует в этом направлении: «рассерженным горожанам» адресованы «честные выборы по Путину», а промышленным и моногородам - «новая индустриализация».
Протестное движение обречено, поскольку не имеет ясной идеологии, структуры, популярного лидера. Диалог с «улицей» востребован, но не может быть равным и обязывающим и Путину не стоит в нем лично участвовать, советует Орлов: исход выборов решат консервативные слои - большинство населения....»
(процитировано частично).
От редакции:
Как обычно это бывает в таких случаях, рассказ о докладе страдает некоторой тенденциозностью, а ссылка на полный текст доклада работает только для подписчиков.
И это весьма прискорбно - СМИ известного пула в основном перепечатывают «Ведомости», а потому их читатели, не смогут прочесть вот такую, например, главку:
«Игра на делегитимацию выборов и дезинтеграцию системы
Эта игра уже началась. В отличие от ноября 2011 года, заявлены более масштабные и более долгосрочные цели, чем выявление и широкая трансляция нарушений со стороны власти, правящей партии и системы избирательных комиссий, хотя эти цели и не идентичны у различных игроков.
Григорий Голосов, один из руководителей ассоциации "Голос", финансируемой рядом структур, близких к правительствам западных стран, обнародовал детальный план делегитимации политической системы Россииl; мы рассматриваем только "оптимистический сценарий" Голосова). Как считает Голосов, "целью движения должна быть отмена результатов думских выборов". Путин абсолютно неприемлем: "при сохранении Путина у власти честных выборов не будет, он - главное препятствие... Думская кампания ясно показала, что единственная разумная тактика - это голосование за любого кандидата, кроме Путина".
Голосов фактически подтверждает предположения о вынужденной ставке Запада на КПРФ (которая, кстати, проявилась и в деятельности "Карты нарушений" ассоциации "Голос", в ходе которой нарушения, допущенные КПРФ, практически игнорировались; об этом неоднократно заявлял Общественный совет "Честный выбор"). По мнению Голосова, во втором туре президентских выборов "агитировать "за любого другого кандидата" уже не получится. Надо будет поддержать конкретного кандидата, причем наиболее высока вероятность того, что это будет Зюганов".
Этапы делегитимации и дезинтеграции системы "по Голосову" таковы:
"Дума должна быть распущена, и чем скорее, тем лучше. После этого должны быть назначены новые, свободные выборы. Нужно обеспечить свободу политических объединений и реформировать избирательную систему, и сделать это президентскими указами";
"...новому президенту нужно будет сформировать приемлемое для общества правительство. Лучше всего, если бы до созыва новой Думы оно носило не политический, а технический характер";
"...на основе основных элементов протестного движения сформируется широкая партия с общедемократической повесткой дня, которая получит в новой думе абсолютное большинство мест";
"После созыва новой Думы можно было бы сформировать новое - уже политическое - правительство";
"для окончательного демонтажа авторитаризма надо будет запустить процесс изменения Конституции через Конституционное (Учредительное) Собрание".
"План Голосова" вряд ли стоит рассматривать как реальную "дорожную карту" лояльных Западу российских политических сил - скорее это идеальная модель. При высокой степени детальности этот план отличается высокой степенью банального утопизма ("партия с общедемократической повесткой дня, которая получит в новой думе абсолютное большинство мест") и сопровождается открытым призывом нарушить закон. "Главное препятствие" (Путина) устранить, конечно, не удастся. Откровенно маловероятно, что Зюганов будет избран президентом - даже если состоится второй тур голосования. Откровенно маловероятно, что он, будучи избранным президентом, до такой степени дестабилизирует систему управления. Маловероятно также, что Зюганов под давлением Запада пойдет на изменение избирательной системы с помощью президентских указов - это незаконно и к тому же живо напоминает указ Бориса Ельцина № 1400, положивший начало кровопролитию 1993-го, и государственный переворот, совершенный Николаем II в 1907 году.
Михаил Касьянов, Борис Немцов и Владимир Рыжков в уже цитировавшейся статье предлагают более скромный набор мер: 1) "освобождение всех политзаключенных"; 2) роспуск Центризбиркома и привлечение к уголовной ответственности "большой группы фальсификаторов"; 3) объявление Думы переходным парламентом; 4) проведение "свободных и честных" выборов в Думу до конца 2012 года; 5) "принятие до конца января 2012 г. в ускоренном порядке пакета законов, гарантирующих свободную регистрацию политических партий"; 6) перенос президентских выборов на апрель-май 2012 г.; 7) создание "круглого стола" по выходу из политического кризиса с участием людей, "пользующихся широким общественным доверием".
Показательно, что несистемная оппозиция, ранее игравшая на опережение, теперь запаздывает: часть предложенного уже реализуется властью (упрощение процедуры регистрации партий в числе других мер предложено президентом Дмитрием Медведевым в Послании Федеральному Собранию), часть невозможна (роспуск Центризбиркома - оснований для этого недостаточно; новые выборы в Думу - это невыгодно ни власти, ни системной оппозиции; перенос президентских выборов - они назначены парламентом, уже определились участники), часть довольно бессмысленна ("круглый стол"). В любом случае реализация "плана Касьянова, Немцова и Рыжкова" маловероятна, и они это, как представляется, вполне осознают.
Глеб Павловский считает критерием нелегитимности президентских выборов победу Путина в первом туре, которая, если судить по данным социологических исследований, очень вероятна.
Различным стратегиям делегитимации выборов противостоит масштабная коалиция сторонников действий в рамках действующего конституционного поля, избирательного законодательства и правил игры. В нее входят и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев, и все политики-участники президентских выборов, и практически вся правящая элита, и большая часть системной контрэлиты.
Одним из последовательных противников игры на делегитимацию является лидер "Яблока" Григорий Явлинский. Недавно он подверг критике стратегию голосования за кого угодно, кроме Путина. Такая стратегия, перераспределяющая голоса в пользу лидеров КПРФ и "Справедливой России", неприемлема для него идеологически (она приводит к перманентному усилению популистских левых настроений) и противоречит его интересам.
Позиция Явлинского весьма прагматична: приняв участие в митинге на проспекте Сахарова, теперь он довольно жестко дистанцируется и от левых популистов, и от основных организаторов протестных акций, и от прямого западного влияния на развитие политической ситуации в России. Учитывая прежнюю тактику "Яблока" во взаимодействии с СПС и несистемной оппозицией, а также идеологические и репутационные отличия, можно предположить, что дистанция эта только возрастет, а возможно, перерастет и в новый открытый конфликт.
Тем более что лидеры несистемной оппозиции, прежде всего Борис Немцов, опираясь в первую очередь на сторонников Явлинского (по данным ВЦИОМ, из участников митинга на проспекте Сахарова "Яблоко" поддержали на парламентских выборах 27%, лидирующая группа), отвели ему в ходе протестных акций весьма скромную роль. Аналогичную тактику, но только в отношении Коммунистической партии, "Солидарность" использовала для организации массовых митингов в Калининграде двухлетней давности. "Перехватывание" сторонников, их использование в качестве базы массовой поддержки было тогда быстро обнаружено и жестко пресечено руководством КПРФ. Как кандидат в президенты, Явлинский заинтересован в максимальном количестве сторонников с демократическими и либеральными взглядами, а не в сомнительной для политика национального масштаба роли "кооптированного члена координационного совета митинга 24 декабря".
Игра на делегитимацию выборов и дезинтеграцию системы может быть масштабной, однако успеха не принесет: у ее инициаторов нет единого центра, достаточных сил и ресурсов, а их послание гражданам неочевидно, сложно и малореализуемо.»
(цит. по полному тексту доклада, опубликованному «ИА REGNUM»)