Ненавистный салазаровский режим, душивший Португалию более трех десятилетий, пал всего лишь за один день. Это событие произошло 25 апреля 1974 г., став уроком для правителей, забывающих о проблемах и нуждах армии. Путч, случившийся с подачи военных, перерос в революцию, которая избавила народ от страданий и тягот колониальных войн. Португалия стала демократической страной, а со временем ее даже приняли в Евросоюз.
35 лет назад пала, как говорили в СССР, «последняя фашистская диктатура» в Европе. Речь идет о Португалии и режиме Антониу де Салазара (1932–1968). Впрочем, диктатурой его правление назвать сложно. Хоты бы потому, что за эти годы в Португалии не было зафиксировано на одного случая смертной казни. (Правда, если не считать внесудебных расправ со стороны местной Службы безопасности и массовых убийств в колониях).
Приход Салазара к власти поддержала уставшая от республиканской анархии и путчей большая часть населения страны. Целью своего правления диктатор обозначил «стабилизацию» жизни страны за счет централизации власти и активного вмешательства государства в экономику. Однако все реформы Салазара шли на пользу верхушке, в то время как жизнь народа ухудшалась. Так, почти не развивалось образование. Несменяемость власти, отсутствие свободных выборов вели режим к деградации и гибели.
Еще больше усугубляла ситуацию идеология Салазара, строившаяся на «величии страны» - наличии колониальной империи. Диктатор выделял колоссальные средства на поддержку администраций, содержание войск и развитие инфраструктуры португальских колоний, тогда как страдала экономика самой метрополии.
В 1968 г. у Лиссабона появился шанс избавиться от подрывающей силы государства имперской идеи. После того как у Салазара случился сердечный приступ, премьер-министром страны стал его соратник – Марселу Каэтану.
В конце 60-х крупнейшие владения Португалии – Ангола, Гвинея-Бисау и Мозамбик – были объяты огнём повстанческой борьбы. Все они фактически вышли из повиновения Лиссабону. Не только не приносили прибыли, но и превратились в бездонную черную дыру, поглотившую жизни 11 тысяч португальцев и почти 40 процентов государственного бюджета. Экономическое развитие метрополии затормозилось. Из-за отсутствия работы за время войн из страны эмигрировали 1,6 млн человек, т.е. 20 процентов населения. На тот момент Португалия была самым слаборазвитым государством Западной Европы.
Смотрите фоторепортаж Португалия во всей красе.
Погасить силой антиколониальное движение было невозможно: повстанцев поддерживал СССР, а партнеры по НАТО, недовольные тем, что Португалия игнорирует дела блока по причине своей занятости в Африке, даже ввели эмбарго на поставки своей союзнице военных грузов.
Португалия не могла одновременно вести войны и в Анголе, и в Гвинее-Бисау, и в Мозамбике. В армии начал ощущаться недостаток питания. И события стали развиваться по жесткому сценарию. Ночью 25 апреля 1974 г. вспыхнула первая «цветная» революция, организованная военными. Полиция, завидев БТРы заговорщиков на улицах столицы, не только не оказывала им сопротивления, но и пропускала к стратегическим объектам.
Улицы запрудил народ, который разоружил верные режиму войска. Люди вручали солдатам гвоздики - символы свержения ненавистной диктатуры, солдаты отдавали взамен оружие. В итоге посланные против путчистов войска перешли на их сторону. Вечером того же дня режим Каэтану пал. Но его падение не было бескровным. Во время осады штаб-квартиры спецслужб Португалии ПИДЕ-ГДС ее сотрудники стреляли по толпе и убили четырех человек.
Во главе страны встал Военный совет генерала Антониу де Спинолы, попытавшегося трансформировать режим. С 1961 г. он был губернатором Гвинеи-Бисау. В Африке он понял бесперспективность чисто военных методов решения конфликтов и именно в колониях пытался предпринимать попытки политического урегулирования.
Но спасать обанкротившийся во всех отношениях португальский режим было уже поздно. Копившийся десятилетиями негатив выплеснулся через край… Крестьяне отнимали землю у крупных владельцев, горожане захватывали частные лавки, накручивавшие цены на продукты, а рабочие изгоняли администрацию заводов. Последствием «революции гвоздик» стало прекращение африканских войн и крах португальской колониальной системы.
Диктатура пала, в 1986 г. страну приняли в Евросоюз, жизнь в Португалии изменилась к лучшему. Португальские события наглядно показали миру: не стоит правителю посылать солдат на смерть ради того лишь, чтобы потешить свое тщеславие главы «великой державы». Это может погубить самого носителя такой идеи.
Сергей Балмасов Источник: «Правда.Ру».
Рейтинг публикации:
|