Об этапах распада Советского Союза и применении "мягкой силы" в современной России рассуждает историк Владимир Мединский
Гость в студии "Голоса России" - профессор МГИМО, историк, политик Владимир Мединский.
Программу ведет Армен Гаспарян.
Гаспарян: Прошло 20 лет со дня крупнейшей геополитической катастрофы XX столетия - распада Советского Союза. В газетах нет недостатка в статьях по этому поводу, и, к моему огромному удивлению, вновь вернулся вектор, более характерный, наверное, для времен "холодной войны". Что такое Советский Союз - это империя зла или идеальная утопия?
Обсуждать эту тему мы будем с профессором МГИМО, историком, политиком Владимиром Мединским. Начнем с главного: все-таки империя зла или идеальная утопия?
Мединский: Безусловно, ни то, ни другое. Это была попытка построить идеальную утопию. Поскольку попытка делается людьми, все возможные ошибки мы совершили. И хотя на закате своего существования Советский Союз представлял собой более-менее социально ориентированное и спокойное государство (я имею в виду 70-е годы), до идеала ему было далеко, конечно.
Гаспарян: Ряд экспертов, кстати, не только западных, но даже российских, сказали, что Советский Союз - это было государство, изначально нацеленное на военный передел мира, и когда потребность в этом ушла, то государство и разошлось на отдельные составляющие.
Мединский: Я бы, скорее всего, сказал, что коммунистическая модель, как в фильме "Чужие" или "Нечто", может жить только глобально, поглотив все вокруг себя. Теория конвергенции коммунизма и капитализма оказалась ошибочной, потому что это взаимоисключающие вещи: в чем-то выигрывает коммунизм, в чем-то выигрывает капитализм, и они стремятся друг друга сожрать. Поэтому теория перманентной мировой революции, одним из исполнителей которой был Лейба Троцкий…
Гаспарян: Бронштейн тогда уж...
Мединский: Конечно, в ней был некий здравый смысл, потому что, пока идет бесконечная военная экспансия, то не видно внутренних проблем. Как только эта экспансия останавливается, Сталин ее остановил, как только мы попытались зафиксировать статус-кво, тут же стало видно, что мы проигрываем экономически, мы проигрываем в комфорте, в сфере услуг.
И те социальные гарантии спокойствия, которые у нас есть, к этому люди привыкают моментально и воспринимают это как должное, само собой разумеющееся. Но у нас нет джинсов, жвачки, новой модели видеомагнитофона, очереди на автомобили "Жигули", поэтому у нас все плохо. И на таком бытовом уровне Советский Союз проиграл.
Плюс ко всему тотальное поражение в информационно-культурологической войне, собственно, это все и предопределило, что СССР, конечно, сначала умер в головах, как мы понимаем, а потом все это юридически оформилось в декабре 1991 года.
Гаспарян: Что интересно, отголоски этого до сих пор проявляются. Потому что мне довелось прочитать рассуждения из серии, что такое Советский Союз? Это два действительно серьезных достижения. Первое - победа во Второй мировой войне, второе - запуск человека в космос. На этом положительные стороны жизни Советского Союза как 74-летнего государства заканчиваются. Остается один негатив.
Мединский: Это рассуждение неумного человека, который, вероятно, либо не жил при СССР, либо болен на голову. В СССР было много достижений. Давайте вспомним с вами неплохую и, главное, бесплатную систему здравоохранения, качественную систему среднего и дошкольного образования, местами очень качественную систему высшего образования. Я говорю "местами".
Другое дело, что достижения наших ученых крайне плохо, коряво и неэффективно внедрялись в производство. Это был колоссальный минус. Ученые были, а принципа внедрения не было, потому что экономическая модель неправильная. И так далее. Военно-промышленный комплекс был, много чего хорошего, пионерские лагеря, профсоюзные санатории.
Список можно продолжать. Низкие цены на социальные продукты, копеечная электроэнергия. Но при всем при этом, еще раз скажу, что состояние конкуренции с капитализмом СССР проиграл, и нам не хватит ни 20 минут, ни 20 часов, чтобы объяснить, почему. Но так случилось.
Другое дело, что Путин сказал, что это крупнейшая геополитическая трагедия. Это для нас крупнейшая геополитическая трагедия, а для них это крупнейшее геополитическое счастье.
Гаспарян: Конгресс США медаль даже учредил - победителям в "холодной войне".
Мединский: Причем - военную медаль. Для них это победа, счастье и успех…