Дмитрий Смирнов Преподаватель Вентспилсского ВУЗа.
Какое будущее ожидает евро?
Еще несколько лет Евросоюз был полон оптимизма и строил радужные планы на будущее. Сейчас же ситуация кардинально изменилась. Финансовые проблемы одна за другой потрясают ЕС, кредитный рейтинг уже снижен целому ряду европейских государств и сейчас уже только ленивый не говорит о возможном распаде еврозоны. Соответственно, возникает вопрос - а какое же будущее ожидает евро.
Ряд ведущих экономистов обратился с заявлением к руководству ЕС с требованием принять жесткие меры для спасения Евросоюза. Евро сейчас как никогда близок к краху. Честно признаюсь, что вначале я тоже придерживался схожей точки зрения - под грузом безнадежных долгов Евросоюз через несколько лет должен будет развалиться, а евро как валюта попросту исчезнет.
Как ни странно это звучит, но от развала ЕС Латвия только бы выиграла. Большая часть международного долга Латвии номинирована в евро. Значит, если исчезнет евро, то исчезнет и долг Латвии, либо существенно обесценится. То же самое можно сказать и про жителей Латвии - более 80% всех кредитов было выдано в евро валюте. Так что банкротство Евросоюза позволило бы существенно облегчить кредитное бремя как государству, так и жителям. Но не для того Латвии выдавали кредиты, чтобы затем их списать. Тут не все так просто.
Версия, будто бы сейчас мы наблюдаем борьбу за мировое господство, и через банкротство Евросоюза Америка хочет усилить свое влияние в мире (а заодно и поддержать доллар) хотя и звучит правдоподобно, но, в конце концов, тоже отпадает. Если внимательно присмотреться, то никаких сильных противоречий между Европой и Америкой незаметно. Лидеры США и ЕС давно работают сообща. И Саркози, и Меркель, и Берлускони стоят явно на проамериканских позициях. Особенно ярко это проявилось во время войны в Ливии, когда бомбардировки Ливии осуществлялись в основном силами европейских стран, но по указке из Вашингтона. А все разговоры про патриотизм и защиту национальных интересов - это всего лишь сказки для местных избирателей перед выборами.
Дело в том, что и американские, и европейские политики работают на одну и ту же группу людей, которую условно можно назвать мировым правительством. У них общие хозяева, какие там могут быть конфликты. Так что же задумала эта группа людей в отношении Евросоюза?
Меры, до сих принимаемые для спасения Евросоюза, носят косметический характер и дают только кратковременный эффект. Это то же самое, что пытаться починить прохудившуюся плотину путем латания дыр. Замазали одну дыру, появилась новая. Замазали новую - опять прорвало старую. Причем с каждым разом дыр в плотине становится все больше и вода из них хлещет все сильнее. Поэтому группа финансистов во главе с Джорджем Соросом (!) и выступила с предложением - необходимы кардинальные реформы Евросоюза. Конкретных предложений они не дали (это был бы перебор и скандал), но в какую сторону клонят, понятно. В сентябре президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу предложил для спасения ЕС ввести единые европейские облигации. Пока еще каждое государство еврозоны выпускает свои собственные облигации и имеет свой отдельный долг. В случае реформы предлагается объединить все облигации в один котел и выпускать единые облигации от имени всей еврозоны.
Речь идет о создании единого долгового пространства. Эта идея тут же получила горячую поддержку у руководителей Франции, Германии и Италии - ведущих государств еврозоны. Они тут же бросились убеждать свои парламенты поддержать введение единых облигаций. Даже Папа Римский призвал к созданию единого европейского государства. По мнение лидеров еврозоны, это единственный способ сохранить ЕС и евро. Единые облигации позволят выровнять кредитные рейтинги государств (у греческих облигаций сейчас самый низкий рейтинг и их никто не хочет покупать) и равномерно распределить долговое бремя по всей еврозоне. В результате появится стабильный финансовый инструмент, который позволит финансировать долги ЕС по низким процентным ставкам. Но предложенная модель имеет и целый ряд недостатков, о которых политики предпочитают умолчать.
Введение облигаций существенно ограничит независимость стран членов еврозоны. Теперь государство больше не сможет самостоятельно финансировать дефицит своего бюджета - оно будет вынуждено обращаться в центр с просьбой выделить денег. Далее, единые облигации, в конце концов, потребуют введение единого бюджета ЕС. Ведь облигации, по сути, обеспечены доходами бюджета, а раз облигации единые, то и бюджет должен быть единым. Таким образом, национальные бюджеты фактически будут ликвидированы, а все налоговые поступления будут перечисляться в Брюссель, а там уже будут решать - кому сколько выделить денег из общего бюджета. И в итоге это приведет к тому, что и расходы участников еврозоны будут определяться на центральном уровне. Как убеждают сторонники введения единых облигаций, это позволит, наконец, установить фискальную дисциплину в еврозоне. Сейчас государства-должники обвиняют в том, что они живут не по средствам и слишком много тратят. Ту же Грецию давно призывают сократить государственные расходы, но греки только раздают обещания, а на деле снижать расходы не спешат.
Пока у Греции есть свой независимый бюджет, она все же имеет возможность самостоятельно утверждать свои расходы и повлиять на нее будет проблематично. А если же появится единый бюджет ЕС, то можно урезать расходы как хочется - вот выделили Греции определенную сумму, и бунтуйте там сколько хотите - больше денег все равно не получите. Таким образом, введение единых облигаций фактически означает создание нового государства - Соединенных Штатов Европе (СШЕ). Все национальные государства еврозоны полностью потеряют свою независимость и опустятся на уровень самоуправлений (или даже ниже). При этом даже в СШЕ не все государства-самоуправления будут равны. От Нидерландов поступило предложение создать отдельную должность еврокомиссара - администратора стран должников. В странах, глубоко затронутых кризисом, следует ввести прямое управление комиссара ЕС и передать их под опеку Еврокомиссии, которая возьмет в свои руки принятие решений о формировании их бюджетов. При этом комиссар сможет вмешаться в работу правительства конкретной страны, подобно тому, как это делают назначенные судом администраторы банкротирующих предприятий.
Ну а против особо провинившихся государств будут выдвинуты различные санкции - лишение права голоса в ЕС и ограничение доступа к еврофондам. Теперь у ЕС появится совсем другая функция - выбивание долгов. Так что диктатура в итоге получится похлеще, чем в СССР. Теперь, думаю, понятно, почему наши политики так сильно хотят ввести евро? Ведь с экономической точки зрения аргументов в пользу введения евро нет. Еврозона увязла в долговом кризисе, и денег больше не дадут. Вон Греция в еврозоне - им от этого легче? Бюджетные расходы в Греции режут только так, да и налоги также повышают - никакого отличия от Латвии. При этом все чаще раздаются разговоры, что Греция неспособна самостоятельно управлять своей экономикой, ее территорию (острова, например) надо продать за долги и ввести там прямое управление Еврокомиссии.
Вот именно этого для Латвии и добиваются местные политики, которые давно уже являются иностранными марионетками. И их цель - передать Латвию в прямое управление кредиторов. Долгов Латвия уже набрала выше крыши, дело осталось за малым. Конечно, идея создания Соединенных Штатов Европы вызвала волну протестов по всему ЕС, но процесс уже запущен. Вторая волна кризиса уже в следующем году поставит ЕС на грань банкротства, и страны Европы поставят перед выбором - либо единое государство, либо коллапс экономики. И выбора, по сути, не будет - сделают так, как скажут. Ну а Латвию лишат независимости и без введения евро - наши политики найдут способ, как это сделать. http://www.ventasbalss.ru/blogs/read/333 Источник: aftershock-2.
Рейтинг публикации:
|