Руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Русской православной церкви протоиерей Всеволод Чаплин в четверг встретился со слушателями Высшей школы государственного администрирования МГУ им. Ломоносова. Сам факт проведения встречи с теми, кто составляет кадровый резерв высшего руководства страны и скоро займет высокие посты в органах управления, говорит о чрезвычайном внимании, которое РПЦ уделяет сейчас и собирается уделять в будущем сотрудничеству с власть имущими. Отец Всеволод рассказал о том, каким образом в ближайшем планируется выстраивать отношения между представителями крупнейшей в России религиозной конфессии и властью.
Всеволод Чаплин особо отметил в начале встречи, что возглавляемому им отделу РПЦ поручено взаимодействие с исполнительными и законодательными властями РФ в вопросах законотворчества. «Например, сейчас ведутся переговоры с представителями Минэкономразвития и Госимущества по поводу проекта закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, – сообщил он. – Переговоры эти не являются легкими. Есть большое количество принципиальных разногласий, которые постепенно сглаживаются». Глава отдела РПЦ подчеркнул, что между такого рода переговорами и переговорами с религиозными общинами зарубежных государств существует большая разница. «Переговоры с собственным государством сегодня вести радостно, поскольку понимаешь: идет диалог между людьми, которые хотят помочь друг другу лучше устроить общегосударственное дело», – добавил протоирей, обратив внимание на то, что еще несколько лет назад ситуация была противоположной.
Учитывая это обстоятельство, можно надеяться, что сотрудничество между представителями духовных и светских институтов страны в разработке законов не будет формальным и не ограничится лишь имущественными проблемами. Ведь существует острая необходимость модернизации законодательной базы в области средств массовой информации, культуры, молодежной политики, межнациональных отношений. Если законодательно не урегулировать многие проблемы, под угрозу будет поставлено не только нравственное, но и физическое здоровье общества.
Между тем сами представители церкви готовы с государством сотрудничать, но не видят необходимости в сращивании с ним. «Отделение церкви от государства – очень правильный принцип, означающий, что религиозные организации не являются органами власти и не встроены в эти органы. Но это не означает, что церковь не может высказываться по вопросам государственной жизни, не должна оценивать то, что делает государство или какие-либо общественные силы, – пояснил отец Всеволод. – Церковь должна присутствовать во всех процессах, которые касаются народа, не становясь в то же время разделяющей силой, которая ставит партийную политику и частные интересы выше общенародной задачи». Говоря о практических способах участия РПЦ в общественной жизни, он отметил, что церковь не оказывает предвыборной или какой-либо другой поддержки никаким политическим партиям, но участвует в их проектах, направленных на благо всего народа. «Церковь не должна быть государственной, но должна быть народной», – заявил Всеволод Чаплин. По его словам, церковь должна жить чаяниями своей паствы и ходатайствовать перед властью и элитами за народ. «В государственных структурах, в среде бизнеса и медиасообществе есть много людей, которые считают, что они все знают про народ. И лучше, чем народ, знают, что ему надо. Они часто пренебрегают любым голосом, который исходит не из элитарной среды, и полагают, что в праве распоряжаться чужими судьбами, не задумываясь о том, что носители этих судеб думают об элитах», – сказал отец Всеволод.
С другой стороны, Русская православная церковь не должна потакать, подобно некоторым западным конфессиям, разного рода порочным устремлениям людей, превращаясь в место проведения досуга для всех желающих, вне зависимости от того, чем эти люди живут и чего хотят.
«Основные церковные силы сейчас нужно бросить не на строительство, не на материальное обеспечение, не на внутреннее устройство церкви, а на просвещение и миссию, чтобы многие люди были православными христианами не только по названию, но и по образу мысли и своим поступкам», – озвучил отец Всеволод позицию церковного руководства. Это особенно важно еще и потому, что те успехи в области восстановления своего влияния в обществе, которых в последние годы добилась РПЦ, не стали глобальными. Подобно тому как некоторые отрасли экономики, едва не уничтоженные в «лихие девяностые», по окончании смутного времени продемонстрировали некоторый рост, но, достигнув определенной планки, остановились в развитии, точно так же православие и другие религии России, пережив долгий период гонений, вновь стали значимым фактором, но, по большому счету, не для всего общества, а лишь для его части. «Есть опасность зафиксироваться на состоянии, при котором многие люди приходят в храм, как в магазин, а священники ведут себя как владельцы этого магазина.
Но церковь – это не комбинат ритуального обслуживания. Это не место, куда приходишь, чтобы поставить свечку, выслушать несколько ни к чему не обязывающих слов и сделать какое-то пожертвование, в ответ на которое батюшка отмахает положенное кадилом и помянет твоих усопших родственников», – подчеркнул Всеволод Чаплин.
Конечно, возможности для миссионерской деятельности у РПЦ сейчас достаточно большие – от публичных выступлений ее иерархов до проведения под ее эгидой различных общественно-популярных мероприятий, рассчитанных на самый широкий круг людей самых разных возрастов. Однако будут ли иметь место существенные подвижки на тернистом миссионерском пути благодаря лишь количественному и качественному улучшению работы миссионеров без чрезвычайно плотного сотрудничества с властью – вопрос открытый. Основная проблема в том, что значительная часть российского общества, «национальной идеей» которой на протяжении постсоветских лет является исключительно материальное благополучие, едва ли готова просто так принять какую-либо иную «веру». Для этого ей нужен жесткий стимул, которым могли бы стать не увещевания, а инициативы власти по кардинальному изменению в государственной политике в области сохранения «человеческого капитала» России. Но разрабатывать эти инициативы без участия здоровой части общества, к которой относятся в том числе и представители основных религиозных конфессий страны – все равно что изобретать велосипед. А вообще отказаться от каких-либо действий на данном направлении, пустив все на самотек, – лучший способ самоубийства в государственном масштабе.
НИКОЛАЙ ИВАШОВ