"5 апреля Молдавия может развязать полномасштабный конфликт с Приднестровьем": Приднестровье за неделю
Приднестровское урегулирование: "Без "руки Москвы" Воронину и Смирнову просто не о чем говорить". Инициатива молдавских социал-демократов: "За 30 лет с Россией Приднестровью потом грозит вечный ад в Молдавии". Парламентские выборы Молдавии: "Молдавии нужен новый громкий инцидент, который позволил бы Западу решить приднестровский конфликт в пользу Кишинева". Экономика: "Через 2-3 месяца в Приднестровье может наступить период определенной стабилизации".
Приднестровское урегулирование: "Без "руки Москвы" Воронину и Смирнову просто не о чем говорить"
В сообщении Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Двусторонняя встреча президентов Приднестровской Молдавской Республики Игоря Смирнова и Российской Федерации Дмитрия Медведева и далее трехсторонняя - с главой молдавского государства Владимиром Ворониным состоялась 18 марта. Эксперты спорят о ее значении для процесса молдавско-приднестровского урегулирования. Москва подтверждает свое обязательное участие и контроль ситуации. Причем ее уговоры молдавской стороны прибыть на встречу говорят о многом. Но только не о том, кому же эти встречи необходимы. Молдавии и лично Воронину, как лидеру правящей партии, зарабатывающей себе очки на предстоящих выборах, или Приднестровью, которое много лет не отступает от принципов равенства сторон, но не находит понимания. Или вовсе эти встречи необходимы России, которая, как главный гарант сохранения мира на Днестре, пытается помочь в разрешении вопроса".
"Приднестровская делегация провела в Москве неделю. Самым сложным был вторник, 18 марта, но диалог глав трёх государств получился равноправным. Хотя эта встреча могла и не состояться. До последнего момента президент Молдавии не хотел ехать в Москву. В Кишинёве боялись провала. Владимиру Воронину перед выборами нужна была маленькая, но победа. Он её получил в виде совместного заявления. Только вот в тексте документа ни слова о реинтеграции. Пять пунктов о перспективе дальнейшего урегулирования - подобные соглашения в Молдавии не любят соблюдать. Ведь по ним стороны должны отказаться от давления. Несмотря на такую позицию Молдавии, Тирасполь готов к диалогу. В третьем пункте подписанного заявления говорится о формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). 8 апреля в Вене состоятся специальные консультации посредников и наблюдателей в молдавско-приднестровском урегулировании. Однако договариваться надо именно Молдавии и Приднестровью. Главный итог московской встречи - любые призывы о смене или выводе миротворцев России с берегов Днестра - теперь теряют смысл. Миротворческая операция будет трансформирована только по итогам урегулирования. Таким образом, российские войска и миротворцы остаются в Приднестровье. Пенсионеры республики будут дальше получать российские надбавки к пенсии. Предприятия государства получать финансовую помощь. $200 млн скоро будут переведены в Приднестровский республиканский банк. Смягчить влияние мирового кризиса, сохранить мир в Приднестровье - вот к чему сейчас стремится руководство России. Встреча в Москве это ещё раз доказала", - отмечается в сообщении приднестровского телеканала.
ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Ожидавшаяся всеми мартовская встреча президентов Приднестровья и Молдавии, назначенная на 25 марта, не состоялась. Владимир Воронин в последний момент, вечером 24 марта, отказался приехать в Тирасполь, хотя поначалу складывалось впечатление, что он стремится к встрече даже больше, чем Игорь Смирнов. Молдавский президент сразу после своего прибытия из Москвы заявил, что его двусторонние переговоры с президентом Смирновым состоятся 25 марта. Но сказать и сделать оказалось для Воронина задачей неподъемной. Причину своего отказа молдавский президент объяснил просто, но, тем не менее, непонятно. Как известно, Воронин заявил, что решил не ехать в Тирасполь из-за запрета на въезд, установленного Приднестровьем для трех западных дипломатов - спецпредставителя ЕС в РМ Кальмана Мижея, посла США в РМ Азифа Чодри и посла председательствующей в ЕС Чехии Петра Кипра (Запрет ПМР на въезд на территорию республики трем западным дипломатам является ответным действием на "ограничительные меры" ЕС. Европейский союз продлил срок действия "ограничительных мер" в отношении представителей руководства Приднестровья до 27 февраля 2010 года. В "черном списке" приднестровских должностных лиц, которым запрещен въезд в страны-члены Евросоюза, значатся 19 фамилий, в том числе президент ПМР Игорь Смирнов. В списке отсутствует фамилия спикера Верховного совета ПМР Евгения Шевчука. Санкции, ограничивающие свободу передвижения для представителей руководства Приднестровья, впервые были введены в конце февраля 2003 года. Эти меры также предусматривают запрет на выдачу виз в страны-члены Европейского союза, а также запрет на проезд через их территорию. ЕС считает, что включенные в список приднестровские официальные лица несут непосредственную ответственность за отсутствие прогресса в приднестровском урегулировании - прим. ИА REGNUM). Остается только строить предположения о том, как связаны эти два события. Здесь стоит отметить, что упомянутый запрет для западных дипломатов не был категоричным. Представители МИД ПМР назвали его "мягким" и заметили, что он однозначно не распространяется на встречи в рамках молдавско-приднестровского урегулирования, двусторонние встречи и проекты. По согласованию с МИД указанные дипломаты могут приехать в Приднестровье и с другими целями".
"Запрет этот преследовал единственную цель: обратить внимание на предвзятый подход Евросоюза, объявившего невъездными 19 представителей ПМР. Причем невъездными они стали не частично, а полностью. В любом случае "полусанкции" Приднестровья в отношении Кальмана Мижея, Азифа Чодри и Петра Кипра не могли стать серьезным поводом для того, чтобы Владимиру Воронину не приезжать в Тирасполь. Во всяком случае, ходу переговорного процесса этот шаг Приднестровья не помешал бы. Видимо, Воронин использовал существование упомянутого запрета только как предлог, а причины его отказа от встречи с Игорем Смирновым были совершенно другими. Не в последнюю очередь они могут быть связаны с парламентскими выборами в Республике Молдова, которые должны состояться совсем скоро", - отмечает агентство.
"Когда молдавский президент поехал в Москву, все без исключения наблюдатели отметили, что его визит туда носил предвыборный характер. Об этом же заявила и молдавская оппозиция. Большая часть электората коммунистов все-таки пророссийская, и Воронину нужно было показать, что его партия по-прежнему с Россией, и что у него хорошие отношения с Дмитрием Медведевым, пришедшим на смену Владимиру Путину. Это связано еще с общим восприятием в Молдавии двух российских президентов - бывшего и нынешнего. Путин, как выяснилось в ходе недавних опросов, самый популярный зарубежный политик в Молдавии, а Медведев - второй по популярности. Для молдавского населения это во многом символические фигуры, и Воронину хотелось подчеркнуть свою близость к ним. Но Воронина ждала и другая сторона дела. Когда молдавский президент вернулся в Кишинев, он столкнулся с серьезной критикой со стороны "европейцев". Критиковала его пока даже не столько оппозиция, сколько политологи и влиятельные неправительственные организации, связанные с различными западными структурами", - пишет информационное агентство.
"Столкнувшись с такого рода оценками европейских организаций и политологов, Владимир Воронин, очевидно, понял, что его могут ожидать три неприятных момента. Во-первых, оппозиция в последние 10 дней перед выборами может взять на вооружение критические мнения. Во-вторых, слишком сильное сближение с Россией оттолкнет ту часть избирателей компартии, которую сам Воронин своими заявлениями об интеграции в ЕС сделал проевропейской. В-третьих, не исключен вариант, при котором неправительственные организации в случае победы ПКРМ на выборах массово заявят о "фальсификациях". Владимиру Воронину не хотелось бы столкнуться со всеми этими моментами, но для того, чтобы не столкнуться, нужно было показать, что, несмотря на подписанное заявление в Москве, он остается проевропейским политиком. Как раз кстати у молдавского президента оказался предлог - приднестровский "полузапрет" для Кальмана Мижея, Азифа Чодри и Петра Кипра. И он, конечно, демонстративно поддержал европейцев. Таким образом, отказ от встречи с Игорем Смирновым тоже имеет "избирательное значение". Поездка в Москву была рассчитана на пророссийского избирателя, а то, что произошло вечером 24 марта - на проевропейский электорат. Кроме того, Владимир Воронин, очевидно, надеется, что европейские дипломаты где-то в частной беседе поблагодарят его за моральную поддержку и заверят, что оспаривать победу ПКРМ на выборах не будут. Даже если она будет сфальсифицирована", - отмечает агентство.
"Можно предположить, что не будь у Воронина формального предлога не приехать в Тирасполь, переговоры с приднестровской стороной сложились бы для него непросто. Сама встреча с Игорем Смирновым стала бы продолжением того, что было в Москве. А Воронин, как можно понять, не хотел продолжения. Не было у него, видимо, и серьезных аргументов, с которыми он мог бы приехать. На встрече ему бы пришлось доказывать лояльность европейцам, предлагая какие-нибудь инициативы. При этом выбор был невелик. Владимир Воронин мог бы призвать к возобновлению работы формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), в котором США и ЕС являются наблюдателями. Однако в этом случае он натолкнулся бы на справедливые возражения Игоря Смирнова о том, что для возврата к формату "5+2" необходимо выполнить определенные условия, прежде всего, выработать и реализовать меры доверия в экономической и военной областях. На сегодняшний день молдавская сторона не продвинулась в выработке мер доверия - гарантийный механизм внешнеэкономической деятельности Приднестровья не создан, железнодорожное сообщение через ПМР не разблокировано, а в деятельности экспертных групп возникает пока больше вопросов, чем ответов", - отмечает агентство.
"Новая газета" пишет: "Не успела закончиться встреча президентов РФ, ПМР и РМ в Барвихе, как СМИ разнесли весть: 25 марта пройдут двусторонние переговоры между Игорем Смирновым и Владимиром Ворониным. Вроде бы всё логично. Ведь президент ПМР недавно сам пригласил молдавского коллегу приехать в Приднестровье. Но в том-то и дело, что без "руки Москвы" им просто не о чем говорить. Московский саммит стал серьёзным успехом Игоря Смирнова и его команды. В заявление из пяти пунктов не вошли слова об урегулировании конфликта на основе территориальной целостности Молдавии. Трансформация же миротворческой операции ожидается только после урегулирования (что может случиться и через 50 лет)... Кишинёв, получается, дал санкцию на бессрочную дислокацию русских войск на Днестре, пусть и под формальным контролем ОБСЕ в неопределённой перспективе. Не одобрила Россия и молдавский пакет предложений".
"Тирасполь явно смог по ряду вопросов привлечь Россию на свою сторону в последние месяцы. Для чего же Смирнову, заинтересованному в поражении коммунистов, беседовать с молдавским коллегой до парламентских выборов в Молдавии. Видимо, Москва решила всё же оказать президенту Воронину предвыборную помощь, но эта помощь распространяется лишь на Правобережье. Свои интересы за Днестром Кремль пока что доверяет защищать приднестровским лидерам", - пишет газета.
"Встреча 25 марта могла быть посвящена работе восьми экспертных групп. Их сфера деятельности - экономика, экология, транспорт, меры доверия... В общем, всё, кроме статуса ПМР в составе Молдавии. А именно этот разговор как воздух нужен сейчас официальному Кишинёву. Но... Россия не хочет на деле достигать прорыва в формате "5+2", а Кишинёв не может от него отойти. Получается круг, из которого нет выхода. Если только молдавское руководство не развернётся резко в сторону Кремля. Но тогда ему придётся открыто схватиться с Западом", - отмечает издание.
Инициатива молдавских социал-демократов: "За 30 лет с Россией Приднестровью потом грозит вечный ад в Молдавии"
Газета "Приднестровье" пишет: "Московская встреча президентов России, Молдавии и Приднестровья предполагала некий прорыв в зашедших в тупик отношениях конфликтующих сторон. Однако, по мнению президента ПМР Игоря Смирнова, сближения позиций Молдавии и Приднестровья в ходе встречи не произошло: "Наши позиции с Молдавией не сблизились, и они не могли сблизиться, ибо Молдавия исповедует унитарное построение государства". В этой фразе приднестровского президента сконцентрирован смысл всего многолетнего процесса, увы, бесплодных переговоров с молдавской стороной. Какими бы конструктивными ни были предложения Приднестровья, какие бы усилия ни прикладывали страны-гаранты ради приближения урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, все они разбивались о твердолобую позицию Кишинёва. Там, абсолютно не считаясь с реалиями, словно зомбированные твердят: Тирасполь получит только ту степень свободы, которую ему даст Кишинёв. Печальная участь многострадального "Меморандума Козака" - классический пример финала любых попыток поставить точку в эпопее на Днестре".
"Некоторые политологи и эксперты полагают, что ситуация может в корне измениться после выборов в законодательный орган Республики Молдова. Мол, свежая "политическая кровь" внесёт струю новых идей, способствующих не только выходу из тупика, но и окончательному разрешению конфликта. С одной из таких "идей" выступила социал-демократическая партия Молдавии, возглавляемая бывшим премьер-министром Дмитрием Брагишем. Учитывая минимальный шанс этой партии на преодоление барьера, отделяющего её от парламентских кресел, данный "проект" можно было бы просто проигнорировать. Но вся его "прелесть" заключается в том, что в нём предельно полно отражено то шовинистическое отношение к Приднестровью, которое разделяют все без исключения наиболее влиятельные политические силы Молдавии. Итак, социал-демократы предлагают ни много ни мало - "сдать Приднестровье в концессию России на 30 лет". А ведь ещё непревзойдённый образец мудрости кот Матроскин из мультика про Простоквашино излагал поразительную по логике мысль: "Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала иметь что-нибудь ненужное". То есть нужно обладать какой-нибудь вещью на правах собственника. В Кишинёве не сомневаются, что такой "вещью" является Приднестровье, и на правах собственника можно распоряжаться им как заблагорассудится, не спросив граждан, проживающих на его территории", - отмечает издание.
"Молдавская партия, именующая себя социал-демократической, по характеру своих действий недалеко ушла от национал-социалистической партии Адольфа Гитлера. Разница лишь в том, что национал-социалисты подобным образом планировали действовать на оккупированных Германией территориях, полностью игнорируя проживающее там население, небольшой процент которого подлежал ассимиляции, остальные - уничтожению. Впрочем, о населении в программе молдавских социалистов есть несколько строк: "30 лет - достаточный срок, чтобы подготовить население Приднестровья к тому, что эта территория снова станет частью Республики Молдова. За этот срок Молдавия и Россия будут проводить соответствующую гуманитарную, образовательную и культурную политику и организационно-правовые мероприятия, чтобы реинтеграция РМ произошла в момент окончания срока концессии". Этот абзац прямо как под копирку списан с программы "перевоспитания" неарийцев, особенно в части "организационно-правовых мероприятий". Стоит напомнить, что первые концлагеря в Германии именовались лагерями по трудовому перевоспитанию. И срок в 30 лет назван не случайно. За эти годы уйдут из жизни практически все защитники и патриоты Приднестровья, все активисты общественных организаций, а для самых активных ускорят этот процесс с помощью "организационно-правовых мероприятий", отправив их, например, добывать ракушечник в шахты Криково. Иные предпочтут покинуть зону, на которой будет проводиться "соответствующая гуманитарная политика", выехав за её пределы, а оставшиеся в результате "образовательной и культурной" обработки станут лояльно-шёлковыми. И тогда территория Приднестровья будет зачищена и вполне готова для реинтеграции", - пишет газета.
"Но и это ещё не всё. По словам Брагиша, товары и услуги, производимые на территории приднестровского региона, будут считаться произведёнными в Молдавии. И далее (поскольку граница Приднестровья с Молдавией на время концессии будет по сути молдавско-российской), авторы проекта предлагают России обеспечить через неё беспрепятственный доступ любых молдавских товаров на российский рынок. Россия, по их мнению, должна (да, именно так, должна!) не только списать все долги Молдавии и Приднестровья за природный газ, но и взять на себя обязательства способствовать списанию Парижским и Лондонским клубами кредиторов долгов Республики Молдова перед их участниками. А также Россия должна оказать Молдавии финансовую помощь в размере 100 млрд рублей РФ и взять на себя обязательства по запросу Молдавии конвертировать их в другие валюты. Но и тут молдавские "старухи" решили, что маловато будет, и добавили: "В праве на труд молдавские граждане будут уравнены с гражданами РФ и будут иметь те же самые права и обязанности. Российская Федерация гарантирует всем гражданам РМ социальную защиту и медицинскую помощь на своей территории". Ну и, наконец, когда территория Приднестровского региона будет окончательно "зачищена" и готова к реинтеграции по истечении срока концессии, "РФ обеспечит передачу территории концессии, имущества, инфраструктуры и других законных прав властям Республики Молдова", и никаких вам пе-ме-ре! А что же взамен обещает по проекту социал-демократов Молдавия России за такой подарок? Может быть, выйти из антироссийского ГУАМ, стать членом ОДКБ, войти в Союз России и Белоруссии или в общее экономическое и таможенное пространство? Нет, нет и ещё раз нет! Согласно прожекту, Молдавия будет продолжать сближение с ЕС (то есть отдаляться от России) с целью стать в будущем его ассоциированным членом (Как сообщили ИА REGNUM 13 марта в представительстве Европейской комиссии в России, такого понятия, как "ассоциированное членство" в базовых документах ЕС нет. Представители Еврокомиссии отметили, что государства, заключающие тот или иной вид соглашения об ассоциации с ЕС "являются участниками определённого процесса, но слово "членство" нигде не упоминается". "У ЕС есть члены, а также страны-кандидаты и страны-потенциальные кандидаты. Поэтому слово "членство" употреблять не стоит", - подчеркнули в представительстве Еврокомиссии в Москве. Из постсоветских государств переговоры по заключению соглашения об ассоциации с ЕС на сегодняшний день ведёт только Украина. Однако, как отмечают в Еврокомиссии, это будущее соглашение также не предоставляет перспективы членства в Европейском союзе. "По отношению к ЕС отдельная страна может быть либо его членом, либо нечленом, либо действующим или потенциальным кандидатом на вступление. "Ассоциированным членом" ЕС государство быть не может", - подчеркнул представитель Еврокомиссии - прим. ИА REGNUM)", - отмечает издание.
"Необходимо отметить, что за всё время существования в составе СНГ в статусе независимого государства Республика Молдова не сделала ни единого шага навстречу Российской Федерации. Ссылаясь на свой нейтралитет, оговоренный в Конституции республики, Кишинёв отказывается стать членом коллективной безопасности, что было бы вполне естественно, учитывая его членство в СНГ. Но в то же время нейтральный статус странным образом не является препятствием для тесного сотрудничества с НАТО. Более того, Североатлантический альянс в качестве желанного гостя на молдавской земле разместил в Кишинёве свой центр. Кишинёвским политикам не по пути с Союзом России и Белоруссии, зато они с удовольствием стали членами антироссийского сообщества ГУАМ, созданного по идее и под патронажем Вашингтона. Несмотря на явную экономическую выгоду, Молдавия не поддержала образование общего экономического и таможенного пространства. В то же время, являясь членом Всемирной торговой организации (ВТО), Кишинёв не раз шантажировал Россию тем, что заблокирует её вступление в ВТО, если Москва будет и впредь поддерживать Приднестровье. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Молдавии, являются своеобразными заложниками молдавских политиканов, объектом провокаций и шантажа за якобы незаконное проживание в Молдавии", - пишет газета.
"Шансы пройти в парламент у партии Брагиша мизерные, и по одной этой причине можно и нужно было бы пренебречь его предложением. Но сей "документ" является убедительным подтверждением, что в Молдавии нет вменяемых политиков. Поэтому все дальнейшие усилия руководства Российской Федерации, направленные на возобновление переговорного процесса с целью сохранения эфемерной территориальной целостности Молдавии, - абсолютно напрасная трата времени и сил", - резюмирует издание.
ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Время от времени представителям молдавского политбомонда приходят в голову креативные идеи на предмет - где бы денег заработать. Переход на рыночные отношения после крушения Советского Союза так сильно отразился на неокрепших умах политиков Молдавии, что их предложения выглядят настолько же цинично насколько абсурдно. Новое столетие в новейшей истории Молдавии, если так дело пойдет и дальше, может стать столетием попыток продать нечто экстравагантное, да к тому же чужое".
"В 2003 году политический совет Альянса "Наша Молдова" принял прелюбопытную декларацию, в которой предлагалось, по сути "продать" молдавско-приднестровский конфликт самому платежеспособному претенденту на лавры лучшего в мире миротворца. В документе говорилось о том, что руководство Молдавии не осознает важности момента и тормозит всякие попытки отдать на откуп урегулирование конфликта Евросоюзу и США. А можно было бы хорошо "навариться" на продаже. Декларацию тогда активно пообсуждали, но продать конфликт так и не решились - опасное это дело. С тех пор прошло 6 лет. Но направленность идей урекяновских креативщиков не канула в небытие. Лидер молдавских социал-демократов Дмитрий Брагиш недавно предложил отдать Приднестровье России на 30 лет. В обмен Россия должна будет списать все долги Молдавии, установить ей льготные цены на газ, оказать финансовую помощь в размере 100 млрд рублей РФ, обеспечить социальную защиту и медицинскую помощь гражданам Молдавии и гарантию безвизового режима между РМ и РФ на весь срок действия концессии, да плюс ко всему снять ограничения на трудовую деятельность молдавских граждан в Российской Федерации. Но самое главное - это статус Приднестровья. Оно признается территорией РМ, которая отдана на время РФ. Почему именно на 30 лет? Видимо для Брагиша цифра "30" имеет некий астральный смысл. Впрочем, астрал - дело тонкое, в нем, как говорится, черт ногу сломит", - отмечает агентство.
"Что примечательно, весь этот торг Социал-демократическая партия Молдавии предлагает проводить без участия Приднестровья, но при посредничестве Украины, ЕС и ОБСЕ, то есть по принципу "без меня, меня женили". Дескать, а что их спрашивать, они не люди, так - пыль под ногами. Достаточно того, что приднестровцы хотят быть вместе с Россией. Вот пусть и будут. Но 30 лет и ни днем больше. А потом, после восстановления над Приднестровьем молдавской юрисдикции, его статус в составе Молдавии определит парламент Правобережья, самостоятельно специальным законом, опять же не спрашивая мнения жителей Левобережья Днестра. Удивительно, но даже один из самых ярых проповедников молдавского национализма и вдохновителей агрессии Молдавии против ПМР, Оазу Нантой посчитал, что "предложения лидеров молдавской Социал-демократической партии демонстрируют пренебрежительное отношение к гражданам, проживающим на левом берегу Днестра". Разумеется, он не воспылал любовью к приднестровскому народу, который Нантой, по его же собственному выражению, видит не иначе как в тюремных камерах. Но даже один из самых ярых идеологических врагов ПМР, осознает, что торг, который предлагают демократы, демонстрирует их полное пренебрежение к приднестровскому народу", - пишет информационное агентство.
"Радует в этом одно. Среди молдавских политиков многие уже открыто, правда в той или иной причудливой форме, говорят о том, что Приднестровье и Молдавия настолько разные, что сейчас их объединить путем честного диалога невозможно. Можно только обманным путем. Осознавая, что в ближайшие годы Молдавии не удастся поглотить Приднестровье, они ищут различные пути присоединения ПМР, вплоть до отказа от нее на определенный срок, чтобы впоследствии, уже без всяких оговорок и сопротивления, включить Приднестровье в свой состав. Впрочем, весь этот торг, прямо скажем, сродни мефистофелевскому. За 30 лет с Россией Приднестровью потом грозит вечный ад совместного пребывания в объединенном молдавском государстве. Да и не рассматривает никто в Приднестровье всерьез право Молдавии принимать решения в отношении ПМР. Приднестровцы могут самостоятельно строить свое будущее, не советуясь с Кишиневом. Они это доказывают на протяжении почти 20 лет. Неоднократно на референдумах жители ПМР заявляли на весь мир о стремлении строить собственное государство. В 2006 году приднестровцы четко и ясно заявили, что намерены связать свое будущее с Россией, но не на 30 лет, а навеки (17 сентября 2006 года в Приднестровье состоялся референдум о статусе республики, в ходе которого более 97% проголосовавших высказалось за независимость и последующее свободное присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM)", - подводит итог агентство.
Парламентские выборы Молдавии: "Молдавии нужен новый громкий инцидент, который позволил бы Западу решить приднестровский конфликт в пользу Кишинева"
В сообщении Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Центризбирком Молдавии начал печатать бюллетени для голосования. В выборах примут участие 20 претендентов - 14 политических объединений и 6 независимых кандидатов. А длина бюллетеня, как сообщается, будет больше полуметра. Молдавский ЦИК заявил, что в день выборов планируется открыть 1944 избирательных участка. Еще 33 участка откроются при дипломатических миссиях и консульских представительствах Молдавии за рубежом. В отношении Приднестровья ничего не говорится. Между тем, власти Молдавии уже заявили о желании создать избирательный участок на спорной территории - Коржево. По приднестровскому законодательству и согласно подписанным ранее документам Коржево относится к юрисдикции Приднестровья и является микрорайоном города Дубоссары. Однако Кишинев много лет пытается уверить всех в обратном и считает Коржево своим селом. Это неизбежно приводит к стычкам правоохранительных органов. К тому же на территорию Приднестровья в преддверии молдавских выборов представители политических сил пытаются нелегально провезти предвыборную агитацию и избирательные урны (20 марта молдавская сторона обвинила таможню Приднестровья в незаконном аресте урн для голосования. Данные урны предназначались для избирательного участка в селе Коржево Приднестровской Молдавской Республики. С соответствующим заявлением выступил молдавский "мэр Коржево" Валерий Мыцул, который 19 марта был задержан вместе с водителем Олегом Чернату в процессе перевозки в Коржево урн для голосования. Приднестровской таможней на урны для голосования был наложен арест. Стоит отметить, что село Коржево, расположенное в Дубоссарском районе Приднестровья, является спорной территорией. По версии официального Кишинева, данное село, расположенное на левом берегу Днестра в Зоне безопасности, после вооруженного конфликта 1992 года осталось под юрисдикцией Молдавии и из пригорода города Дубоссары преобразовалось в село с независимой молдавской мэрией. Власти Приднестровья считают, что село Коржево находится под юрисдикцией ПМР и относится к Дубоссарскому району республики. Также в ПМР считают незаконной деятельность молдавской "мэрии Коржево". 3 и 17 июня 2007 года Кишинев также пытался открыть в Коржево участок для голосования на выборах в местные органы власти Молдавии. Это привело к возникновению инцидентов с участием сотрудников правоохранительных органов приднестровской и молдавской сторон. 18 октября 2007 года ЦИК Молдавии заявил, что признает невозможным проведение в населенном пункте Коржево "свободных и демократических выборов" - прим. ИА REGNUM)".
ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Почти две недели назад делегация Объединенной контрольной комиссии (ОКК) от Приднестровья распространила заявление, в котором призвала молдавские власти воздержаться от каких бы то ни было провокаций в Зоне безопасности. Поводом для данного заявления послужило намерение руководства Молдавии открыть избирательный участок для проведения парламентских выборов на территории приднестровского города Дубоссары в микрорайоне Коржево. В адрес ОКК поступило письмо, подписанное заместителем министра реинтеграции Республики Молдова Ионом Стэвилэ, в котором говорится о принятом решении открыть данный избирательный участок. Делегация Приднестровья в ОКК в своем заявлении потребовала от молдавской стороны "воздержаться от действий, направленных на дестабилизацию обстановки в микрорайоне города Дубоссары Коржево, находящемся в Зоне безопасности". Также делегаты приднестровской стороны обратилась с просьбой к сопредседателю ОКК от РФ, представителям Украины и миссии ОБСЕ в ОКК поддержать усилия приднестровской стороны "по недопущению использования молдавской стороной избирательной кампании по выборам в парламент Республики Молдова для дестабилизации обстановки в Зоне безопасности". Однако, призывы приднестровской стороны в ОКК отказаться от предвыборных мероприятий, способствующих дестабилизации обстановки на Днестре, на молдавские власти не возымели никакого действия. В тот же день, когда ситуация обсуждалась на заседании Объединенной контрольной комиссии, власти Кишинева попытались провезти избирательные урны в микрорайон Коржево. Приднестровские таможенники вынуждены были наложить на них арест. Как сообщил начальник Дубоссарской таможни ГТК ПМР Федор Ковалев: "Водителю автомобиля было предложено задекларировать перемещаемый им через таможенную границу ПМР товар в устной форме, на что тот заявил, что товаров, подлежащих декларированию, он не имеет". Однако в ходе таможенного досмотра транспортного средства в отсеке за задними пассажирскими сидениями были обнаружены урны для голосования".
"Разумеется, сразу после этого молдавский "мэр Коржево" Валерий Мыцул, по чьей просьбе перевозились урны, тут же выступил с громогласными заявлениями в адрес властей Приднестровья и таможенных органов ПМР, обвинив их в незаконном аресте избирательных урн. Однако, как сообщил сопредседатель ОКК от Приднестровья Олег Беляков, таможенные органы Приднестровья поступили в строгом соответствии с таможенным законодательством ПМР. Перевозивший урны гражданин Молдавии не задекларировал груз и попытался скрыть факт его ввоза на территорию Приднестровья. При этом Олег Беляков подчеркнул, что данный вопрос находится исключительно в ведении таможенной службы Приднестровья и никакого отношения к деятельности Объединенной контрольной комиссии, призванной обеспечивать мир и безопасность на берегах Днестра, не имеет", - отмечает агентство.
"В свою очередь, комментируя ситуацию, связанную с намерением Республики Молдова открыть избирательный участок в микрорайоне Коржево, депутат Верховного совета ПМР, член ОКК от Приднестровья Олег Гудымо отметил: "Министерство реинтеграции Молдавии вновь решило попытаться открыть избирательный участок на территории Приднестровья, преследуя откровенно деструктивные цели, направленные на дестабилизацию ситуации и провоцирование приднестровской стороны на ответные действия". То, что действия министерства реинтеграции являются провокацией и ничем иным, говорят сразу несколько фактов. Во-первых, молдавские власти приняли решение проводить выборы на территории подконтрольной Приднестровью, каковой является микрорайон Коржево, входящий в состав Дубоссарского горрайсовета народных депутатов и с 1990 года являющийся составной частью территории ПМР. При этом официальных обращений Центральной избирательной комиссии РМ об открытии избирательных участков на территории ПМР не поступало. Речь шла лишь об открытии участков на территории Молдавии, на которых могли бы проголосовать граждане этой страны, проживающие в Приднестровье. Во-вторых, власти Республики Молдова предприняли попытку перевозки урн для голосования. В-третьих, открытие избирательного участка в микрорайоне Коржево не предусматривалось молдавским ЦИК, сообщившим приднестровской стороне лишь об открытии 10 участков, расположенных в населенных пунктах Молдавии на сопредельной с ПМР территории. Об открытии 11 участка в микрорайоне Коржево речи не было. Таким образом, либо молдавский ЦИК умалчивал об этом намерении, либо решение принималось другими властными структурами. И, наконец, в-четвертых, руководство Молдавии прекрасно знало, что попытка открыть избирательный участок в микрорайоне Коржево в 2007 году во время выборов в местные органы власти едва не привело к вооруженному столкновению силовых органов сторон конфликта и, несмотря на это, вновь пошло на обострение ситуации", - пишет ИА "Ольвия-пресс".
"Разумеется, в Молдавии прекрасно помнят о событиях двухлетней давности, но, несмотря на это, вновь делают шаги, направленные на дестабилизацию обстановки в регионе. Мало того, действия эти предпринимаются буквально на следующий день после встречи президентов России, Молдавии и Приднестровья в Москве, что, на первый взгляд выглядит и вовсе нелепо. Казалось бы, при содействии России Молдавия и ПМР подписывают совместное заявление, в котором обязуются продолжать прямые контакты в целях активизации переговорного процесса по политическому урегулированию конфликта и активизировать работу экспертных групп по выработке мер доверия, мало того, отмечают стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в регионе, и на следующий день Кишиневом делаются шаги, которые могут дестабилизировать ситуацию в регионе. На первый взгляд, логики в этом поступке нет. Но это только на первый взгляд. На самом деле, ведя переговоры в Москве и принимая соответствующие трехсторонние решения, Молдавия своими действиями в Дубоссарах сигнализирует Западу, что не собирается отказываться от выполнения задач, поставленных перед ней Вашингтоном и Брюсселем, по ликвидации российского военного присутствия в регионе. Как уже отмечалось, в 2007 году инициировав инцидент в Коржево, ОБСЕ и Молдавия тут же обвинили российских миротворцев в том, что они не могут обеспечить безопасность на берегах Днестра, а, следовательно, необходимо изменение миротворческого формата. Пытаясь провести выборы в Коржево в нынешнем году, власти Молдавии преследуют ту же цель. Выбрав в качестве дестабилизирующего фактора уже апробированный прием, они заведомо знают, какую реакцию вызовет у приднестровской стороны открытие молдавского избирательного участка на территории ПМР без предварительного согласования с соответствующими органами Левобережья. И если два года назад серьезного кровопролития удалось избежать, то нет уверенности в том, что сегодня Молдавия не намерена пойти дальше и развязать полномасштабный конфликт. Такой конфликт, преподнесенный мировому сообществу соответствующим образом, позволит не только скомпрометировать российских миротворцев, но и подвигнуть Запад на действия, направленные на ликвидацию "сепаратистского" Приднестровья", - отмечает агентство.
"Цели молдавского руководства в те дни были достаточно откровенными и прозрачными. Спровоцировав конфликт в Коржево, они надеялись на ужесточение позиции Запада в отношении ПМР и, следовательно, на скорейшее разрешение молдавско-приднестровского конфликта. Сегодня власти Молдавии пытаются повторить то же, что произошло два года назад. Молдавии нужен новый громкий инцидент, который бы позволил Западу вмешаться в ход событий и способствовать решению конфликта в пользу Кишинева. На словах, декларируя стремление к поиску компромиссов, на деле Молдавия постоянно ищет поводы для конфронтации. Именно этим можно объяснить попытку Кишинева открыть избирательный участок в микрорайоне Коржево, спровоцировав приднестровскую сторону на адекватные действия, которые, тем не менее, будут расценены Западом как грубое нарушение прав человека со всеми вытекающими отсюда последствиями. Конечно, время покажет, насколько далеко готовы зайти молдавские власти в своем противостоянии с Приднестровьем. Но уже сегодня становится понятным, что все дружелюбные декларации и, так называемые, меры доверия - фикция", - подводит итог информагентство.
Экономика: "Через 2-3 месяца в Приднестровье может наступить период определенной стабилизации"
Газета "Профсоюзные вести" пишет: "В минувшую среду на пленарном заседании депутаты Верховного совета Приднестровья приняли пакетом блок законопроектов о государственных мерах по минимизации влияния мирового экономического кризиса на экономику республики. Это третий - завершающий - этап формирования программы антикризисных мер. Для поддержки малого и среднего бизнеса было предложено снизить стоимость предпринимательского патента до уровня 2008 года. Министерство финансов возражало - такое решение повлечет внесение изменений в бюджет-2009. Кроме этого, недополучат средства местные бюджеты, чьи доходы формируются в том числе из сумм, уплаченных индивидуальными предпринимателями за патенты. Но доводы парламентариев были убедительней - городские и республиканский бюджеты теряют гораздо больше из-за того, что предпринимательство, напуганное непомерным налоговым бременем и высокой арендной платой, в массовом порядке не продлевает действие патентов. Только в Бендерах за последние два месяца 50% "малых бизнесменов" не приобрели патенты. После изучения всех плюсов и минусов парламентарии проголосовали за снижение стоимости патента. Верховный совет рекомендовал горрайсоветам в месячный срок пересмотреть ставки предпринимательского патента, снизив их до уровня 2008 года".
"Обсуждая антикризисные меры, конечно же, говорили о поддержке отечественных товаропроизводителей, как основных доноров бюджета, об увеличении ВВП. Этот блок вопросов относится к разряду наиболее сложных, поскольку проблемы в экономике возникли не сейчас - кризис лишь "высветил их во всей красе". Поэтому парламентарии вновь напомнили о "застарелых экономических болячках", обратившись к президенту с предложением активизировать переговоры по разблокированию приднестровской железной дороги, возобновлению ее работы для обеспечения экспорта-импорта, поиску инвестиций для поддержания реального сектора экономики", - пишет газета.
"Отдельной темой на сессии Верховного совета звучал вопрос о проведении в Приднестровье итоговой аттестации в форме ЕГЭ. После его обсуждения парламентарии сказали "нет" единому государственному экзамену. Проведение итоговой аттестации выпускников приднестровских школ в таком формате в текущем году приостанавливается в связи со сложным экономическим положением в республике. Такое решение, по словам спикера парламента Евгения Шевчука, основано на многочисленных обращениях граждан. "С одной стороны, они не видят смысла в ЕГЭ, считая неподготовленными мероприятия по его проведению, с другой - с документами по результатам проведения единого госэкзамена невозможно поступить в соответствующие вузы России", - заявил Шевчук. Спикер добавил, что аттестация в виде ЕГЭ требует дополнительной подготовки выпускников с преподавателями, а это влечет определенные затраты. В парламенте также считают, что необходимо сначала тщательно подготовить проведение экзамена, изучить опыт, договориться о признании в РФ приднестровских документов об аттестации, определиться с выпускниками, которые будут поступать в вузы Украины, Молдавии или других стран, а лишь потом вводить это новшество", - отмечает издание.
Газета "Приднестровье" пишет: "Третий пакет антикризисных мер, предложенный парламентом, долгое время обсуждался с привлечением многих заинтересованных структур, общественных, производственных организаций и объединений, политических партий. В результате, с учетом замечаний и предложений с их стороны, в таблицы поправок к рассматриваемым законопроектам вошло около двухсот пунктов. Их обсуждение потребовало значительного внимания и времени, и в результате, как признал спикер Евгений Шевчук, принятый блок мероприятий является на 95% согласованным документом, требующим уже взаимных согласованных действий по его эффективной реализации".
"Принятый комплекс законодательных решений стимулирует экономику через различные механизмы. Это, в частности, предоставление льгот при инвестициях. Как известно, новые собственники приватизированных предприятий взяли на себя определенные обязательства, в том числе по инвестированию производства. Кризис негативно повлиял на их финансово-экономические возможности, в связи с чем обязательства по текущему году перенесены на следующий период. Это и ряд других льгот - при реализации собственных товаров сельхозпроизводителями, при внедрении инновационных видов деятельности, для строительства жилья. Принят также ряд стимулирующих норм, связанных с возвратом к налогообложению 2008 года для сельхозпроизводителей; налог на землю, в частности, должен быть снижен до уровня, установленного на 2008 год. Таким же образом снижена плата за индивидуальный предпринимательский патент. Советам народных депутатов на местах рекомендовано в месячный срок рассмотреть данный вопрос на сессиях и принять соответствующие меры по снижению ставок", - отмечает издание.
"Для граждан, оставшихся без работы в связи с сокращениями на производстве, а также для тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, предоставлена возможность обращаться в исполнительные органы власти по вопросу отсрочки платежей по ряду налогов - в первую очередь, земельному, налогу на имущество. По земельному налогу предусматриваются и более низкие ставки, однако в зависимости от обработки земли: для тех, кто не приступит к обработке, налог снижен не будет. Принят и ряд других мер. С учетом утвержденных решений, эффект от которых ожидается через 2-3 месяца, и изменений внешних условий, может наступить период определенной стабилизации в экономике Приднестровья", - пишет газета.
Источник: www.regnum.ru.
Рейтинг публикации:
|