Официальный Тбилиси продолжает ломать комедию и пытается попросту впихнуть в повестку для переговоров с Россией по ВТО свои политические требования. После очередного неудачного раунда дискуссий, который финишировал неделю назад, слово взяла глава МИД Грузии Нино Каландадзе. По ее словам, грузинская сторона якобы пытается сделать России "адекватные предложения" и надеется на "конструктивность" Москвы. О, мягко говоря, странной позиции Сакартвело и перспективах диалога корреспондент GeorgiaTimes говорил с известным российским политологом Валерием Хомяковым.
В то время, как тбилисские дипломаты в Швейцарии предъявляют к российской стороне абсолютно абсурдные требования, переговоры по вступлению РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО) никак не могут сдвинуться с мертвой точки. Еще бы: Грузия продолжает настаивать на допуске своих пограничников на пункты пропуска в Абхазии и Южной Осетии - двух независимых государств.
При этом словоохотливый грузинский МИД то и дело пытается выставлять виноватой в долгой пробуксовке диалога именно Москву. Как заявил по окончании последнего раунда переговоров глава внешнеполитического ведомства Сакартвело Григол Вашадзе, грузинская сторона "постоянно идет на компромисс", а Россия, "прямо как на Бородинском поле", упрямо отстаивает свои позиции.
Бред, не более того. Но! Даже если допустить, что это действительно Москва уперлась рогом и не хочет идти на компромисс, то где же ваша хваленая уступчивость, господин Вашадзе? Где разум, которым, по идее, должны быть наделены в Минэкономразвития республики? Вероника Кобалия любит говорить о том, что требования Грузии - экономические, а вовсе не политические. Мол, Тбилиси настаивает лишь на контроле грузов из РФ и обратно.
Полгода назад специальный помощник президента США Майкл Макфол дал понять, что неразрешимых споров, которые повлияли бы на присоединение России к ВТО, между Тбилиси и Москвой нет. Он подчеркнул, что решаемы даже фундаментальные вопросы. "Мы считаем, что существует продуктивное решение, не требующее размещения таможенников в Абхазии и Южной Осетии на границах с Россией", - поделился тогда Макфол. По мнению экспертов, дипломат имел в виду международных наблюдателей.
И это предложение, будь оно принято Тбилиси, без сомнения, помогло бы переговорам выйти из тупика. Ответа от грузин, однако, до сих пор нет. Непонятно, чем Вашадзе и Кобалии не по душе международные наблюдатели. Когда речь идет о мониторинговой миссии Евросоюза в Грузии, Михаил Саакашвили и его команда полностью полагаются на западных гостей. В чем же дело сейчас?
Такое ощущение, что МИД Грузии сам себя убеждает в правильности позиции. Накануне заместитель Вашадзе, Нино Каландадзе, заявила, что вступление России во Всемирную торговую организацию "зависит от разумности действий и конструктивности последней". "Возможность России вступить в ВТО до конца года зависит от того, насколько конструктивной она будет на переговорах, проводимых с Грузией, и насколько она окажется способной на компромисс, на который грузинская сторона уже давно идет, - приводит слова дипломата Civil.ge. - Грузинская сторона пытается сделать России адекватные предложения, чтобы она тоже была успешной, но окончательный успех зависит от того, насколько разумным будет решение самой России".
Тбилиси продолжает поучать и искренне верить в свои липовые аргументы и "адекватные" предложения. О том, как преодолеть этот замкнутый круг, корреспондент GeorgiaTimes спросил у генерального директора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова. По его мнению, рано или поздно все равно придется договариваться. "Конечно, переговорная планка грузинской стороны высокая и даже не совсем адекватная. Но надо просто учитывать существующие реалии, - считает эксперт. - Я не исключаю присутствие международных наблюдателей или совместный контроль на участках. То есть, в принципе можно обсуждать более-менее приемлемые варианты. И тут либо будут достигнуты договоренности, либо усилится давление на грузинскую сторону со стороны наших союзников, дабы Тбилиси не мешал вступлению России. Ведь интерес у Запада к тому, чтобы Россия стала членом ВТО, безусловно, высокий. И, надеюсь, здесь перевесит чаша весов, связанная с прагматизмом западных политических кругов, которые скажут: "Да бог с ним, с этим Саакашвили, сколько можно из-за него натыкаться на всякие скандалы с Россией".
Наш собеседник выразил надежду на то, что Грузия все же не станет тем препятствием, которое помешает России вступить в ВТО до конца срока полномочий президента Дмитрия Медведева. "Это было бы очень важно и для Грузии. Да, я оптимист, но, возможно, есть оптимисты и в грузинском руководстве, - подчеркнул Хомяков. - Саакашвили не прислушался к советам Макфола, для него, видимо, важнее заявления Обамы или Клинтон. Но не нужно дразнить Вашингтон. Тем более что президент Грузии уже давно "сдал" свою страну".