Встреча Дмитрия Медведева и Виктора Януковича произвела двойственное впечатление. Были лучезарные улыбки и очень невнятные слова. Предполагалось, что главной темой станет газовый вопрос, и это подтвердилось.
Все, что происходит сегодня на российско-украинском направлении, можно охарактеризовать песней «Все хорошо, прекрасная маркиза». Все хорошо и отлично, за исключением… и далее по тексту. Одна проблема цепляется за другую: реструктуризация долгов, цена на газ, допуск на российские рынки украинских товаров. Тот клубок противоречий, проблем и вопросов, которые накопились за все эти годы, не разрешался и не рассасывался сам собой.
Россия как ведущая должна поднимать вопросы духовно-нравственного направления
Более или менее активную роль играла Россия, но она играла, не исходя из того, что она выстроила геополитическую политику на юго-западном направлении. Она строила свою политику только лишь в силу заинтересованности в транзитной территории, которой для нее на сегодняшний день является Украина. Т. е. вся идея в том, чтобы получить максимум доходов при минимуме издержек. Это удалось, судя по нервическим заявлениям украинской стороны, которая все время заявляет, что цена на газ для нее неподъемна, и она будет обращаться в различные структуры, вплоть до международных и судебных. Тем самым делается попытка решать проблему изменения цены на газ в международном формате, пытаясь привлечь на свою сторону международное сообщество. Но это не получится, потому что, может быть, Юлия Владимировна и не имела полномочий для подписания этих документов, но это – проблема не России, а Украины. Если украинская сторона не отозвала подпись Тимошенко, то делать это постфактум при новом президенте – все равно что пытаться поломанной отверткой решать вопросы нанотехнологий.
Я думаю, что кто-то должен быть ведомым, а кто-то – ведущим, и Россия как ведущая должна поднимать вопросы духовно-нравственного, глобального и перспективного направления. Украина на это не способна, ее квазиэлита таких вещей вообще не понимает. Ее зацикленность на сиюминутных прибылях в какой-то степени соответствует ментальности части российской элиты, но только части. Среди тех, кто получил власть, все больше тех, кто понимает, что без формулирования смыслов, которые поведут страну, любые экономические успехи сиюминутны.
Чем скорее Россия сформулирует путь в будущее, тем быстрее Украина станет ее верной союзницей
Полученные преимущества от сиюминутных проектов растворятся, как утренний туман на солнце. Видно, что на фоне рушащегося могущества Соединенных Штатов кто-то должен взять на себя духовное лидерство в этом мире. Если это предназначено России, то должны появиться соответствующие лидеры, возможно, из числа тех, кого мы уже видим, но не подозреваем в них скрытых резервов и возможностей. Чем скорее Россия сформулирует путь в будущее, тем быстрее Украина встанет в нормальную колею, будет ее верной, настоящей союзницей. Так было всегда. Если сформулирован вектор в будущее, люди идут за теми, кто идет впереди. А сейчас нет общего смысла.
Попытка украинской верхушки объяснить России, что «мы для вас очень важны», не находит понимания. Люди меряют все экономическими категориями России и Украины, которые в цифровом выражении несопоставимы. Но духовно-нравственный ущерб от потери Украины крайне велик. Это немногие понимают в Киеве и всячески пытаются обратить внимание российской элиты на эту сторону взаимоотношений. Но в Москве этого не понимают.
Издержки, которые имеются, отражаются на том коллективном бессознательном, которое будет двигать молодое поколение. Сегодня вступают в жизнь те, которым 20 лет, и это сравнимо со временем обретения формальной независимости Украиной и Россией. Т. е. в разных странах выросли люди с разными мироощущениями. У них отсутствует общность, нет понятия общей судьбы, общих задач, общих усилий. Понятие «мы» относится к тем, кто вырос в советское время, к тем, кто успел захватить ту эпоху. А теперь каждая сторона, показывая пальцем, говорит «они». Частично это – уже чужие люди, и в этом – самое страшное, что принесла вот эта 20-летняя разобщенность.