Керченский морской рыболовный траулер «Картли» потерпел крушение у западного побережья Великобритании 18 декабря 1991 года, то есть за неделю до распада Советского Союза. В самой последней морской трагедии СССР погибли четверо советских гражданских моряков, а причиной происшествия стала волна-убийца – редкое природное явление, плохо изученное и сегодня.
Волна-убийца
«Картли» принадлежал к рыболовецким морозильным траулерам типа «Тропик». Фактически, судно являлось плавучим заводом – оно предназначалось не только для ловли рыбы тралом, но и для переработки улова прямо посреди океана.
Траулер в свой последний рейс вышел 14 декабря 1991 года из британского порта Леруик, расположенного на Шотландских островах. Требовалось доставить 400 тонн мороженой рыбы в Керчь через болгарский порт Бургас. На борту находились 51 человек экипажа.
На третий день плавания – 17 декабря – судно попало в шторм. В этот момент моряки находились недалеко от шотландского острова Джига. Члены команды знали, что нужно делать в условиях непогоды – ставить корабль носом к волне, чтобы проходить их поперёк, так что о плохом никто и не думал. В полночь капитана Владимира Гайдука сменил на вахте второй штурман Олег Калядин и рулевой матрос Виктор Колодин. В 3:45 судно содрогнулось от страшного удара – волны-убийцы. Но тогда о таком природном явлении никто даже не подозревал. Впервые его описали лишь в 1995 году, а причины возникновения неизвестны до сих пор.
В отличие от цунами, возникающих в результате подводных землетрясений или оползней, появление волн-убийц не связано с катастрофическими геофизическими событиями. Такие блуждающие волны, обладающие невероятной мощностью, в высоту достигают 20-30 метров, а сила давления воды превышает 980 кПа или почти 10 атмосфер. По состоянию на 2024 год в XXI веке волны-убийцы регистрировались 16 раз.
Вертолёты спешат на помощь
Удар пришёлся ровно в центр и судно получило страшные повреждения. Напуганные моряки бросились к шлюпкам, но поддались панике. В результате несогласованных действий четыре спасательных плота унесло в море, а в ещё два сели только пятеро человек, хотя рассчитаны они были на большее количество. Тем временем сражение со стихией продолжалась в машинном отделе. Механики попытались дать малый задний ход, что даже с внушительными повреждениями удалось осуществить. Собственно, поддержка двигателя в рабочем состоянии и позволила кораблю ещё какое-то время держаться на поверхности.
В 5:20 на помощь траулеру с берега вылетели 6 спасательных вертолётов и самолёт координации, а также вышло судно ВМС Великобритании «Олма». Экипаж вместе с судовым котом удалось эвакуировать к 10:30. Но без жертв не обошлось. Погибли старпом Александр Нестеров, второй штурман Олег Колядин, рулевой Виктор Колодин и официант Нина Трошина (она упала за борт при попытке сесть в плот). «Картли» оставили дрейфовать в волнах.
В последний раз радары с воздуха засекли траулер 18 декабря. Корабль направлялся в сторону сильного течения.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы", подписывайтесь. Кстати, у кого есть доступ до ТикТока подключайтесь к моему политическому каналу - @masterpolit.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+