В Советском Союзе дошкольные образовательные учреждения являлись важным элементом социальной инфраструктуры. К началу тридцатых годов количество детских садов насчитывало около пяти тысяч, в них воспитывались примерно 250 тысяч малышей. А всего лишь через десятилетие число дошкольников, посещающих эти учреждения, увеличилось до 2 миллионов.
На заводах и фабриках, комбинатах и в совхозах создавались детские сады для отпрысков своих работников.
Сон на улице благотворно влиял на здоровье детей
Ясли для крох с 3 месяцев
Система дошкольного образования в СССР была выстроена так, чтобы родители могли спокойно работать, не беспокоясь за своих детей и зная, что они обеспечены заботой и вниманием. Ясельные группы при детских садах Советского Союза принимали малышей, достигших трехмесячного возраста. Воспитатели и нянечки этих учреждений, ответственно относясь к своей работе, опекали крох, пока родители трудились на благо государства.
Малыши находились в ясельных группах до достижения ими трехлетнего возраста, а после этого их определяли в детский сад. Там они и оставались до семи лет, то есть до момента, когда пора было становиться первоклашками. В системе дошкольного образования функционировали группы продленного пребывания, где дети находились с утра понедельника до вечера пятницы. На выходные их забирали домой, чтобы хорошо помыть, постирать одежду, вкусно накормить и провести вместе время. В условиях высокой занятости взрослого населения, частой работы в ночные смены, а также учитывая, что прибегнуть к помощи бабушек и дедушек могли не все, круглосуточные группы были просто необходимы.
В советских дошкольных учреждениях к персоналу, особенно работающему с детьми ясельного возраста, предъявлялись строгие требования. Особое внимание уделялось гигиеническим нормам, правилам кормления и уходу за каждым ребенком. Очень важным элементом распорядка дня был дневной сон, который часто организовывался на свежем воздухе.Потому в садиках были большие веранды, где во время детского сна распахивали окна. Детишек клали в теплые спальные мешки, оставляя открытыми лишь лица, и переносили на веранду, на кроватки. После полуторачасового сна на воздухе малышей поочередно возвращали в теплое помещение, где быстро переодевали и предлагали вкусный полдник.
Послеобеденный сон являлся обязательным не только в ясельных, но и в старших группах дошкольных учреждений. Все детки, посещавшие детсадики, должны были соблюдать тихий час, для чего в каждом саду были предусмотрены отдельные спальные комнаты.
Это не бесплатно, но дешево
В Советском Союзе за посещение детьми дошкольных учреждений родители вносили определенные денежные взносы. Однако их размер был крайне мал, что делало садики доступными для любого семейного бюджета. Ближе к концу существования СССР почти 99% малышей посещали детсады.
Все виды игр, развлекательных мероприятий и прочих активностей были строго регламентированы методическими пособиями. Воспитатели осуществляли свою деятельность, неукоснительно используя схемы, представленные в официальных материалах. В ряде детских садиков наблюдались особенно строгие требования: планирование рабочего дня воспитателей осуществлялось на ежедневной основе. Планы отличались высокой степенью детализации, в особенности это касалось организации прогулок. Программа прогулки всегда включала сюжетно-ролевые игры, а нередко и хороводы с фольклорными песнопениями. Это было тщательно продуманное мероприятие, в ходе которого воспитатель строго контролировал, чтобы занятия менялись, а дети не скучали.
Даже игрушки для садиков поставлялись централизованно в соответствии с методическими рекомендациями. Ассортимент был тщательно продуман и соответствовал возрасту детей: куклы, машинки, конструкторы и кубики. Обязательным являлось приобретение наборов для сюжетно-ролевых игр, отражающих героические события и трудовые достижения страны. Дети воспроизводили космические полеты, играли в строителей Байкало-Амурской магистрали, а родители дополняли игру, принося в сады тематические предметы, например, строительные каски.
В играх воспроизводились различные профессии: врача, продавца, кондуктора, повара, а также моделировалась семейная жизнь, в которой дети «воспитывали» и «кормили» кукол. В условиях ограниченности предметов быта для игр, педагоги вместе с детьми изготавливали кукольную одежду и мебель, что создавало атмосферу доброжелательности. Детские игры отражали взрослую жизнь, лишенную негативных персонажей, что способствовало позитивному восприятию мира и формированию готовности к взрослой жизни.
Дети должны хорошо питаться
Особое внимание уделялось организации питания детей. Рацион для детских садиков разрабатывался научно-исследовательским институтом физиологии питания, учитывая рекомендаций педиатров.
Еда должна была быть здоровой, потому преобладали такие методы приготовления, как запекание, тушение и томление, что соответствовало принципам диетического питания. Меню, как правило, составлялось на десятидневный период, обеспечивая разнообразие блюд и исключая (по возможности) повторения. Рацион включал все необходимые продукты, такие как рыба, мясо, печень, молочные продукты, овощи, фрукты, крупы и другие. Приготовление пищи осуществлялось под контролем медицинской сестры, которая также ежемесячно проводила мониторинг динамики роста и веса детей, информируя родителей о результатах.
Советские детские сады представляли собой учреждения, оказывавшие существенную поддержку родителям, которые могли полностью полагаться на воспитателей в вопросах ухода и развития их детей. Работа в детских садах Советского Союза считалась престижной и уважаемой, поскольку именно тут формировались личности, которые впоследствии становились гражданами страны.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+