Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Как отличить итальянскую готику от других стилей

Как отличить итальянскую готику от других стилей


26-11-2024, 20:06 | Политика / Размышления о политике | разместил: Око Политика | комментариев: (0) | просмотров: (691)



Готика в Италии — явление, которое трудно уместить в привычные рамки. Здесь этот стиль никогда не был простым заимствованием чуждых для себя форм, а потому он значительно отличается от французских образцов. В Италии готика начала ярко проявлять себя в период, который принято называть Проторенессансом.

И хотя в искусстве XIII-XIV столетий мы вновь и вновь выискиваем античные реминисценции, попытка увидеть в нем черты итальянского готики может быть не менее увлекательной.



Проторенессанс: между Средневековьем и Возрождением



В русскоязычной науке период в истории искусств Италии, охватывающий дученто и треченто (1200 и 1300 годы соответственно), принято называть проторенессансом. В это время в других странах расцветает романика и утверждается готика. Почему так произошло и значит ли это, что в искусстве Италии этого периода присутствуют лишь ренессансные черты?

Дело в том, что один из самых значительных исследователей истории искусства Якоб Буркхард использует термин «проторенессанс», описывая проявившиеся в XIII-XIV веках античные реминисценции, в том числе обращение к античной архитектуре. А со временем во многих национальных искусствоведческих школах этот термин распространяется уже на весь период 1200-1300-х годов. Однако это совсем не значит, что готика отсутствовала в Италии. Она не просто была представлена и в архитектуре, и в живописи, и в скульптуре, но также и обладала яркими национальными чертами.


Готическая архитектура в Италии



Готическая архитектура Италии представляет собой уникальное явление, значительно отличающееся от французской готики как в плане эстетических особенностей, так и в конструктивном смысле. В отличие от северных стран, где готика стала выразительным символом религиозного подъема и архитектурных амбиций, в Италии этот стиль развивался под влиянием местных традиций и в соответствии с совершенно иными требованиями культа.

Одним из главных отличий итальянской готики является то, что она никогда не приняла полностью французские принципы вертикализма. В то время как северная готика стремится к максимальному высотному эффекту, создавая ощущение легкости и возвышенности, итальянская архитектура этого времени сохраняет элементы симметрии и гармонии с акцентом на горизонтальные линии и устойчивость.


Собор в Сиене / Фото: en.wikipedia.org
Собор в Сиене


Французские соборы часто украшались многочисленными витражами, которые не только заполняли пространство светом, но и усиливали вертикальное восприятие. В Италии же витражи использовались менее интенсивно. Здесь часто встречаются более простые, но тем не менее нарядные фасады, что обусловлено как экономическими, так и культурными факторами.

С чем это связано? Во многом это можно объяснить тем, что основное строительство велось в Италии цистерцианскими орденами. Во-первых, они зачастую выступали против церковной роскоши, а значит отказывались от дополнительного освещения и украшения. Во-вторых, их постройки имели разработанный план, который отличался простотой и большей компактностью: нет ни большого количества прихожан, ни традиции обхода святыни, или реликвии.


Собор в Орвието / Фото: ru.wikipedia.org
Собор в Орвието


Наиболее яркими примерами итальянской готической архитектуры являются соборы Сиены и Орвието.
Сиенский собор — один из ярчайших примеров итальянской готики, который отличается от французских соборов более приземистыми пропорциями и необычайной декоративной насыщенностью. Главной чертой является использование чередующихся черных и белых мраморных полос, свойственное для романо-тосканской архитектуры.

Архитектура собора более скромна по вертикали, чем у французских соборов, а главной доминантой является не стремление ввысь, а богатая отделка. Внутреннее пространство собора также отличается тем, что акцент сделан не только на вертикальность, но и на объемность и горизонтальную симметрию.

Собор в Орвието является еще одним значительным памятником итальянской готики. Стоит только сравнить совершенно уравновешенный фасад этого собора с французскими постройками, чтобы убедиться в оригинальности итальянских форм. Собор в Орвието кажется составленным из геометрических фигур, украшенных сверху готическим декором: остроконечные пинакли, большое окно-роза, ажурные колонки, арки и квадрифолии.


Готическое и ренессансное начала итальянской скульптуры



Особую красоту и богатство придает фасадам данных соборов его скульптурное оформление.

Готическая скульптура в Италии — это уникальное явление, которое развивалось под сильным влиянием местных традиций, в том числе античного искусства, и при этом сохранило характерные черты, присущие готике в целом. Итальянская готика в скульптуре была несколько более сдержанной по сравнению с северноевропейскими образцами. Итальянские мастера стремились создавать образы, которые сочетали в себе элементы религиозности и живой, органической человеческой природы.


Скульптура собора в Сиене / Фото: en.wikipedia.org
Скульптура собора в Сиене


Творчество Джованни Пизано является ярким примером синтеза готической пластики с итальянскими традициями, что особенно заметно в его работе над скульптурным оформлением Сиенского собора. Его произведения отличаются глубоким эмоциональным зарядом, динамичностью и драматизмом, что свидетельствует о значительном влиянии французской готической скульптуры, известной своими выразительными и движущимися формами.

Фигуры, созданные Джованни Пизано, полны энергии и движения. ИЗображения святых и библейские сцены наполнены живым движением и эмоциональной интенсивностью. Эти работы отличаются от более спокойных и статичных образов, характерных для творчества его отца, Никколо Пизано, изучавшего античные саркофаги, и демонстрируют воздействие французской готической пластики, где акцент на динамике тела и выражении чувств стал важной частью стиля.

Помимо украшения фасадов собора в Сиене, Джованни Пизано прославился и своими скульптурами Марии с младенцем на руках. Один из таких шедевров сейчас хранится в Капелле Скровеньи в Падуе. Это произведение, в котором наиболее отчетливо считываются готические черты, в том числе иконография, явственно заимствованная из французской пластики.


Джованни Пизано. Мадонна с младенцем / Фото: wga.hu
Джованни Пизано. Мадонна с младенцем


Готичность этого произведения проявляется в формах и композиции. В отличие от более статичных и сдержанных образов раннесредневекового искусства, Мадонна с Младенцем Джованни Пизано демонстрирует типичную для готики стремящуюся к движению s-образную композицию. Также характерной чертой работы является детализированное одеяние, полностью покрытое натуральными и легкими складками.


Готическая живопись



В XIII веке живопись в Италии претерпевает значительные изменения, отразившиеся в отходе от традиций византийской иконописи к более динамичным и эмоционально насыщенным формам. Так, особенностью готической живописи Италии этого времени является стремление к линейности и декоративному изображению.

Один из наиболее ярких художников готической Италии первой половины XIV века по праву считается Симоне Мартини. Возможно, самой известной работой художника является триптих «Благовещение», созданный в 1333 году для главного алтаря кафедрального собора в Сиене.


Симоне Мартини. Благовещение. Фрагмент / Фото: ru.wikipedia.org
Симоне Мартини. Благовещение.


Священный эпизод изображает момент, когда архангел Гавриил появляется перед Марией, чтобы объявить ей о будущем материнстве. Одной рукой он протягивает оливковую веточку, символ мира, а другой указывает на голубя Святого Духа, спускающегося с небес среди восьми ангелов. Художник пишет его плащ еще развевающимися, а крылья с расправленными изящными золотыми перьями.

Дева Мария, сидящая на троне, прерывает чтение и, испугавшись внезапного появления посланника, пытается закрыться от него, взглядом выражая удивление и скромность. Ее лицо, с узким ртом и тонкими глазами, предельно аристократично. Одежда святой выполнена с детализированной и декоративной ритмичностью.


Симоне Мартини. Благовещение. Фрагмент / Фото: it.wikipedia.org
Симоне Мартини. Благовещение. Фрагмент


Ангел нематериален, и это подчеркивается декоративной золоченой одеждой. Фигура Марии выглядит более земной, её одеяние, ясное и простое, контрастирует с ослепительным золотом остальной сцены. Тем не менее, она также ощущается бесплотной за счет линеарности и тональности живописи.
Отношения между героями этой стены напоминают куртуазные и придворные. Ангел изящен, а Мария жеманна и испугана.

Сам полиптих помещен в роскошную раму, выполненную в готическом стиле. Детализированная резьба, напоминающая о витках и арках, характерных для готической архитектуры. Золотые и яркие цвета, наряду с изысканными узорами и декоративными элементами, создают ощущение величия. Рама не только подчеркивает важность центральной композиции, но и служит ярким примером художественного вкуса того времени.


Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы". Есть у меня еще канал с юморными ситуациями для настроения "Вот так бывает", подписывайтесь. Кстати, у кого есть доступ до ТикТока подключайтесь к моему политическому каналу - @masterpolit



Источник: masterok.livejournal.com.

Рейтинг публикации:

Нравится7



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map