Чанъань — древний город в Китае, успевший побывать столицей нескольких китайских государств. В середине 8-го века, когда Пипин Короткий воевал с лангобардами на обезлюдевших руинах Римской империи, население Чанъаня уже составляло более 1 млн человек, что делало тогдашний центр империи Тан крупнейшим городом планеты.
Сейчас мы с вами регулярно видим слово Чанъань на автомобилях — правда, его пишут там латинскими буквами, так что многие читают Changan как «Чанган». Корпорация Чанъань производит два с половиной миллиона автомобилей в год. Хорошие это автомобили, или плохие, я сказать не могу: замечу однако, что на улицах Петербурга их довольно много.
Несколько дней назад Чанъань открыл в Чунцине новый глубоко роботизированный завод. В цехах всё движется само, как на старых добрых японских безлюдных заводах, но с одним важным нюансом — роботизированные щупальца и тележки теперь оснащены ИИ (ссылка). Это значит, что они дешевле, и что настраивать их значительно легче: идеальная точность роботам не нужна, так как робот может сам заметить, когда что-то идёт не так, и автоматически поправить мелкие огрехи, как человек (ссылка).
Когда техпроцессы отладят, завод станет так называемой «тёмной фабрикой» — в помещениях выключат свет, так как люди их покинут (ссылка). Роботы будут работать сами: при тусклом свете фонариков, вероятно. Вот официальное видео — простите, что на вражеском Ютубе, на отечественные ресурсы видео ещё не перенесли (ссылка):
Если у вас работает Ютуб, рекомендую потратить 3,5 минуты и посмотреть — впечатляющий видеоряд.
Завод обошёлся корпорации в 140 млрд рублей — это скромный в китайских масштабах проект. Объёмы выпуска завода: 280 тысяч автомобилей в год, то есть больше, чем делает вся Швеция целиком.
Большой контраст с пакистанскими автомобильным заводами (пример), где весёлые рабочие собирают машины из разного хлама прямо под открытым небом, в декорациях, которые подошли бы для съёмок фильма про выживших после ядерной войны. Однако, обратите внимание, весь спектр автомобильных заводов — от примитивных пакистанских до футуристических китайских — выдаёт конкурентоспособный продукт и приносит прибыль. Потому что главное в бизнесе — это исполнение, а не климат и не станки. На этом-то и погорел СССР: фанатичные последователи марксизма закупали на Западе инженерные технологии, тогда надо было закупать технологии бизнеса, учиться капитализму. Генри Форд даже с оборудованием 1909 года вчистую обошёл бы номенклатурного работника брежневских времён с закупленными в Италии станками 1960-х годов.
Китай, впрочем, явно делает ставку в том числе и на технологии. Он сейчас занимает третье место в мире по подушевому количеству промышленных роботов — впереди только Южная Корея и Сингапур, которых Китай планирует обойти к 2030 году (ссылка). США, для сравнения только на 11-м месте, и я не очень понимаю, как они намерены Китай догонять. Мы по известным причинам далеко позади, однако — спасибо живительным санкциям — русская промышленность растёт и модернизируется быстрее, чем когда-либо в истории нашей страны.
В Южной Корее, кстати, поголовье роботов всего лишь в 10 раз уступает количеству работников: у них 1 робот на каждые 10 человек (ссылка). Мне эти цифры напоминают сталинскую статистику, когда к крупной промышленности относили каждое предприятие, на котором работали 16 человек, и был хотя бы один двигатель (ссылка). Теперь в Южной Корее что-то похожее, только вместо двигателя — робот.
Евросоюз тем временем требует от китайских заводов делиться интеллектуальной собственностью (ссылка). Конечно, это всего лишь часть борьбы зелёных бесов за кошельки порабощённых европейцев: радикальные экологи лоббировали субсидии на электромобили не для того, чтобы состриженные с налогоплательщиков деньги уходили в Китай. Однако само требование делиться технологиями должно серьёзно впечатлить как высокомерных европейцев, так и полную ресентимента китайскую публику, не простившую ещё Европе унижений прошлых веков.
Впрочем, Евросоюз — это территория с населением в 500 млн человек, которая ещё недавно была самым богатым и развитым регионом на планете. Такие структуры рушатся очень медленно, так что пока что робототехника развивается по инерции и в страдающей Европе.
На заводах БМВ, к примеру, продолжают тренировку человекоподобные андроиды от компании Фигура. Разработчики рапортуют, что за последние три месяца им удалось не только увеличить производительность роботов вчетверо, но и снизить количество ошибок в 7 раз (ссылка).
Тут важно, что речь идёт не про громоздкие станки, а именно про роботов-андроидов, с руками и ногами, как у людей. Уже сейчас такие роботы могут выполнять простые работы на заводах, и это запускает цепь обратной связи.
1. Роботы тренируются, их эффективность растёт. 2. Заводы закупают новых роботов. 3. Производители снижают стоимость роботов. 4. Роботов становится больше, они тренируются, их эффективность растёт.
В отличие от китайского завода из начала статьи, который надо спроектировать целиком и построить сразу, в формате единого исполинского механизма, роботов-андроидов можно внедрять постепенно, поручая им раз за разом новые операции. Такая ползучая автоматизация обеспечивает растущий спрос на андроидов и быстрый прогресс.
Сейчас заводские андроиды на заводе БМВ выглядят как некрепкие 80-летние старики с лёгкой деменцией. Подождём немного, и следующее поколение будет уже гораздо шустрее — примерно как 75-летние пенсионеры. И так как роботы, в отличие от людей, с каждым годом становятся умнее и сильнее, прогноз сделать несложно: через некоторое время стандартный андроид за миллион рублей будет крутить гайки и ставить заклёпки со скоростью обычного рабочего на типовых операциях. Экономически конкурировать с таким андроидом кожаный пролетариат не сможет — по тем же причинам, по которым даже опытные вязальщицы в начале 19-го века не могли делать чулки дешевле чулочных станков.
В общем, коллеги, киберпанк уже почти здесь. Чувствую себя как в начале 1990-х годов: иду к видеосалону и не знаю, какой фантастический фильм про светлое будущее мы будем там сегодня смотреть.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+