Бэнкси — загадочный художник, ставший синонимом эпатажа и провокации в мире современного искусства. С каждым новым граффити он заставляет зрителей задуматься о социально-политических проблемах, подрывая традиционные представления об искусстве. Его работы, внезапно появляющиеся в общественных местах, вызывают бурные обсуждения о том, кто он: борец за справедливость или хитроумный бизнесмен?
В мире, где искусство коммерциализировано, Бэнкси остается независимым голосом, бросившим вызов системе и зрителю.
Что нам известно о таинственном художнике?
Несмотря на то что феномен «Бэнкси» известен даже тем, кто не отличается большой любовью к искусству и не разделяет к нему интерес, о том, кто стоит за прославленным псевдонимом, практически ничего неизвестно. Художник, чей стиль неразрывно связан с уличным искусством и социальными комментариями, предпочитает оставаться анонимным. Считается, что он родом из Бристоля, Великобритания, и его карьера начала развиваться в 1990-х годах, когда он начал делать граффити под влиянием других уличных движений.
В соответствии с этой биографией Бэнкси художника зовут Робин Ганнингем, он уже много лет женат на Джой Миллворд и живет жизнь обычного среднестатистического британца. Эта теория строится на журналистском расследовании Клаудии Джозеф, продолженном затем учеными из Университета королевы Марии.
Процесс уничтожения девочки с шаром
В руки Джозеф попала единственная достоверная фотография Бэнкси, и она провела целую операцию по «опознанию» сфотографированного мужчины. После передвижения Робина Ганнингема были сопоставлены с известными публике появлениями Бэнкси – и оказалось, что в их маршрутах было много общего!
Однако существует теория, которая может показаться на первый взгляд практически заговорщической, что Бэнкси – это не художник. И даже не художница. Ряд исследователей, как отечественных, так и зарубежных, подозревают, что Бэнкси – это группировка из семи творцов. Самое интересное, что многие склонны считать, что во главе этого объединения стоит женщина.
Главным аргументом в пользу этой теории является само содержание граффити Бэнкси. В отличие от коллег по цеху, он очень часто пишет образы девочек и женщин. Более того, эту идею подкрепляет, по мнению ряда арт-критиков, то, что Бэнкси с завидной регулярностью (видимо, слишком завидной для мужчины) высказывается об искусстве и о жизни художественных институций.
Почему же Бэнкси хранит анонимность? Помимо того, что это отличный маркетинговый ход, который годами привлекает всё большее количество зрителей к творчеству художника, его таинственность обусловлена одним вполне тривиальным фактом. Дело в том, что граффити – это акт вандализма во многих странах, за который предусмотрено наказание от штрафа до лишения свободы!
Сам Бэнкси уже давал комментарии по этому поводу: «Говорят, что граффити пугают людей и олицетворяют упадок общества. Но граффити опасны в воображении только трех типов людей: полицейских, рекламщиков и тех, кто рисует граффити».
Резонный вопрос, как художник делится своим мнением о проблемах в арт-мире, сохраняя свою анонимность, и продолжает заявлять о себе даже в периоды творческих перерывов? Ему удается делать это с помощью социальных сетей. Может показаться поразительным, но аккаунты Бэнкси в несколько раз превосходят по количеству фолловеров самые значительные музеи мира!
Не граффити единым
Хотя для широкой аудитории Бэнкси известен благодаря своим граффити, он давно вышел за рамки только лишь уличной «монументальной живописи» и прославился благодаря своим экспериментам в области акционизма, перформансов, хеппингов и видео-арта. А некоторые работы Бэнкси и вовсе кажутся проделками гениального подростка-шкодника. Так или иначе, каждый его шаг – это вызов обществу и рассуждение как о социально-политических проблемах, так и о месте и роли искусства в современном мире.
Бэнкси часто использует общественные пространства как сцену для своего искусства, стремясь к взаимодействию с зрителем и провокации дискуссий. Например, в 2018 году на аукционе Sotheby’s его работа «Девочка с шаром» была частично уничтожена сразу после продажи, что стало мощным акционным жестом, отражающим проблему коммерциализации произведений искусства.
Бэнкси организует необычные события, которые становятся арт-объектами сами по себе. Одним из таких примеров является «Диспенсер с купюрами», установленный в Лондоне, где он раздавал нарисованные им деньги с портретом принцессы Дианы. Это событие вызвало широкий общественный резонанс и стало комментарием к черзмерному потреблению и культуре денег.
В видеоарте Бэнкси проявляется через документальные фильмы, такие как «Выход через сувенирную лавку». Картина, ставшая культовой, рассказывает историю о человеке, который одержим Бэнкси. Стремясь отыскать таинственного художника, он сам начинает рисовать граффити. Отснятый этим героем материал попадает к Бэнкси, который и создает фильм «Выход через сувенирную лавку».
Однако творчество Бэнкси значительно шире и глубже, чем просто ирония и смех. Некоторые его работы, например, такие как цикл граффити в Газе, заставляют людей обратить внимание на контрасты между символами мирной жизни и войной, подчеркивая разрушение, вызванное конфликтами.
В 2015 году Бэнкси создал поп-ап выставку «Диснейленд для беженцев» в Кале, представляя критическое восприятие проблемы миграции людей, спасающихся от неминуемой смерти. Эта инсталляция, наполненная иронии и сатиры, показала страдания беженцев, в то время как мир наслаждается жизнью в сказочном Диснейленде.
Еще один секрет популярности
Важным качеством творчества Бэнкси является очевидность его посыла. Реагируя на социально-политические повестки, он делает свои высказывания, хотя и не всегда однозначными, но обязательно «читаемыми». Для него важно донести идею.
Так, когда в 2018 году в ЦДХ в Москве была устроена выставка работ Бэнкси, за вход на которую было необходимо платить, художник заявил, что не имеет к ней отношения и не хочет брать деньги с людей за то, чтобы они могли увидеть его творчество.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы". Есть у меня еще канал с юморными ситуациями для настроения "Вот так бывает", подписывайтесь. Кстати, у кого есть доступ до ТикТока подключайтесь к моему политическому каналу - @masterpolit
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+